28 января, пятница
Москва
Войти

Как современному художнику попасть в коллекцию Третьяковки? Отвечают кураторы, художник и сотрудница музея

19 апреля коллекцию Государственной Третьяковской галереи пополнили работы современных российских художников: Владимира Логутова, Дмитрия Венкова, Арсения Жиляева, Ирины Кориной, Егора Кошелева, Миши Most, Алексея Булдакова и Анастасии Потемкиной, Евгения Гранильщикова, Эльдара Ганеева, Евгения Римкевича, группировки «ЗИП» и Recycle Group.

Работы в дар галерее передал Фонд поддержки современного искусства «Винзавод»: впервые в отечественной практике музей классического искусства принимает в дар столько работ современных художников от частного арт-центра. Все авторы — участники юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью», которые, по замыслу куратора проекта, перешли из статуса «молодых» художников в статус «состоявшихся».

The Village узнал, что дает художнику присутствие в классическом музее и что нужно сделать, чтобы увековечить свою работу для потомков.

Каким образом искусство попадает в коллекции классических музеев?


Татьяна Карпова

заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе

Решения о приеме работ в коллекцию принимаются коллегиально на экспертной фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК), куда входят ведущие специалисты всех научных отделов музея, а также главный хранитель, реставраторы и заведующий отделом технологических исследований. Возглавляет комиссию заместитель генерального директора по научной работе.

Мы принимаем далеко не все произведения. Наши фонды не бесконечные, и мы не можем заполнять собрание произведениями, которые заведомо будут в запасниках и не украсят экспозицию.

В советские годы собрание музея регулярно пополнялось за счет государственных закупок с выставок и из мастерских официально признанных художников. В 1990-е годы по экономическим причинам этот процесс был приостановлен. В 2000-х — первой половине 2010-х закупки Министерства культуры России в фонды Третьяковской галереи продолжились, но в небольших количествах. В результате ключевые произведения крупнейших современных художников разошлись по частным коллекциям в России и за рубежом, а в собрании Третьяковской галереи образовались значительные лакуны в произведениях 1960-х — 2000-х годов. Сейчас стоимость работ, необходимых музею, чтобы заполнить эти пробелы, слишком высока. Мы очень рассчитываем, что исправить такую ситуацию и помочь галерее могут только крупные меценаты и дарители, а также сами художники.


Почему современному художнику нужно попасть в коллекцию классического музея?

Анна Зайцева

куратор Мультимедиа Арт Музея, лауреат премии «Инновация» в номинации «Кураторский проект»

Если рассматривать классический музей как хранителя устоявшейся традиции, то современный художник, попадая в такой контекст, безусловно, приобретает новый статус. Он получает признание музейного искусствоведческого сообщества, и его работы оказываются в одном собрании с общепризнанными шедеврами.

В то же время, я осмелюсь предположить, что для художника самое важное, чтобы его произведения жили. Жить они могут, только экспонируясь на выставках: когда они видны, когда вокруг них происходит интеллектуальная работа. Попав в классический музей, художник, конечно, может указать в своем CV информацию о том, что его произведения вошли в собрание статусного музея, и это, несомненно, будет преимуществом для его биографии. Важно, однако, чтобы его работы не просто хранились в запасниках. Как мне кажется, прежде всего современный художник хотел бы, чтобы его работы продолжали выставляться, осмысляться и вступать во взаимодействие с другими произведениями. И поэтому тем художникам, которые оказались в собрании классических музеев, я искренне желаю, чтобы эти их произведения ждала дальнейшая бурная выставочная судьба.


Как художнику попасть не просто в запасник, а в экспозицию классического музея?

Екатерина Иноземцева

куратор Музея современного искусства «Гараж»

Вопрос, как минимум, о вечности. Более того, его постановка раскладывается на несколько вполне самостоятельных сюжетов, которые тянут за собой дискуссию. И это касается и постоянной музейной экспозиции, ее значения, смены функционала, телеологии, если угодно, жизненных циклов и задач самого художника.

Однако мне представляется, что в любом случае речь должна идти о программном интересе отдельно взятого музея к современному искусству, часто его радикальным и, так сказать, неудобным формам. Более того, этот интерес должен существовать в модусе «здесь и сейчас», то есть разворачиваться синхронно с актуальным художественным процессом.

Это касается не только деятельности музейных кураторов, но и музейного менеджмента, который в условиях хронической нехватки закупочных бюджетов продолжает искать дополнительные ресурсы для закупок молодого современного искусства.

Важно также в рамках выставочной деятельности — сменных, временных экспозиций — вести осмысленную работу с актуальными художниками, перенастраивать саму систему, возвращая в музей живую энергию собирательства «по горячим следам», как делали все великие институции и собиратели.


С какими институциями надо сотрудничать современному художнику, чтобы попасть в классический музей, и в каких проектах принимать участие?

Николай Палажченко

куратор, арт-критик, искусствовед, автор выставочного цикла ЦСИ «Винзавод» «Прощание с вечной молодостью»

Хорошие художники сотрудничают с самыми разными институциями, иногда совсем небольшими и очень странными. Что можно посоветовать художнику, так это не заниматься активным самопродвижением и self-маркетингом. Это точно тупик. Надо заниматься тем, что интересно с творческой точки зрения, а не пытаться делать карьеру. На самом деле, музеи и профессиональные институции самостоятельно проводят необходимые исследования и находят художников, которых считают важными на данном этапе своей работы. К тому же в зависимости от эпохи конъюнктура меняется и те авторы, которые нравятся экспертам сейчас, совершенно не обязательно будут столь же привлекательны для историков искусства будущего. На мой взгляд, самое главное для современного художника — хорошая профессиональная галерея, которая откроет ему путь не только в классический музей, но и другие карьерные возможности.



Обложка: Государственная Третьяковская галерея

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Это грибы: Как правильно смотреть выставку «Опыты нечеловеческого гостеприимства»
Это грибы: Как правильно смотреть выставку «Опыты нечеловеческого гостеприимства» Художники о своей выставке-гостинице с альтернативными формами жизни
Это грибы: Как правильно смотреть выставку «Опыты нечеловеческого гостеприимства»

Это грибы: Как правильно смотреть выставку «Опыты нечеловеческого гостеприимства»
Художники о своей выставке-гостинице с альтернативными формами жизни

Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»
Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам» Британский художник — о насилии, искусстве и капитализме
Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»

Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»
Британский художник — о насилии, искусстве и капитализме

13 выставок, на которые нужно сходить этой весной
13 выставок, на которые нужно сходить этой весной Верещагин, последняя репетиция V-A-C и «Дельфин в фонтане»
13 выставок, на которые нужно сходить этой весной

13 выставок, на которые нужно сходить этой весной
Верещагин, последняя репетиция V-A-C и «Дельфин в фонтане»

Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией»
Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией» Художественный директор фонда V-A-C — о ГЭС-2, «Генеральной репетиции» и том, как привлечь москвичей совриском
Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией»

Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией»
Художественный директор фонда V-A-C — о ГЭС-2, «Генеральной репетиции» и том, как привлечь москвичей совриском

Тэги

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне

День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store

Первая полоса

Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?
Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?
Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?

Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты
Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты
Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs
Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs
Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне
Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне Пате крут и беф бургиньон от команды DuoBand
Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне

Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне
Пате крут и беф бургиньон от команды DuoBand

День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store
День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store
День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store

День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января? Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин

Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы
Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы Ее выставка «Кочевники» проработает в галерее Jart до 30 января
Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы

Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы
Ее выставка «Кочевники» проработает в галерее Jart до 30 января

Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля
Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля
Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля

Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля

«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына
«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына Уязвимые мужчины с североирландским акцентом
«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына

«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына
Уязвимые мужчины с североирландским акцентом

Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Промо
Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Промо

Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня

«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»
«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму» Этот материал — часть акции «Статья, которой нет»
«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»

«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»
Этот материал — часть акции «Статья, которой нет»

«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»
«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку» Познакомьтесь с Саввой Зарубиным — он придумал собаку-русалку из новой коллекции шведского мебельного гиганта
«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»

«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»
Познакомьтесь с Саввой Зарубиным — он придумал собаку-русалку из новой коллекции шведского мебельного гиганта

Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке
Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке И его подружка Кисси-Мисси
Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке

Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке
И его подружка Кисси-Мисси

«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?
«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ? Разбираемся, как формируется стигма вокруг зависимости от наркотиков и почему это касается всех
«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?

«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?
Разбираемся, как формируется стигма вокруг зависимости от наркотиков и почему это касается всех

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск
Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск Поговорили с оппозиционером о его планах и причинах преследования
Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск

Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск
Поговорили с оппозиционером о его планах и причинах преследования

Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)
Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург) Ветошь, люкс и секс-игрушки
Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)

Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)
Ветошь, люкс и секс-игрушки

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его
Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его
Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его

Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его

Где учиться, чтобы стать писателем
Где учиться, чтобы стать писателем Как и для кого работают школы и курсы писательского мастерства
Где учиться, чтобы стать писателем

Где учиться, чтобы стать писателем
Как и для кого работают школы и курсы писательского мастерства

Подпишитесь на рассылку