Как современному художнику попасть в коллекцию Третьяковки? Отвечают кураторы, художник и сотрудница музея

19 апреля коллекцию Государственной Третьяковской галереи пополнили работы современных российских художников: Владимира Логутова, Дмитрия Венкова, Арсения Жиляева, Ирины Кориной, Егора Кошелева, Миши Most, Алексея Булдакова и Анастасии Потемкиной, Евгения Гранильщикова, Эльдара Ганеева, Евгения Римкевича, группировки «ЗИП» и Recycle Group.

Работы в дар галерее передал Фонд поддержки современного искусства «Винзавод»: впервые в отечественной практике музей классического искусства принимает в дар столько работ современных художников от частного арт-центра. Все авторы — участники юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью», которые, по замыслу куратора проекта, перешли из статуса «молодых» художников в статус «состоявшихся».

The Village узнал, что дает художнику присутствие в классическом музее и что нужно сделать, чтобы увековечить свою работу для потомков.

Каким образом искусство попадает в коллекции классических музеев?


Татьяна Карпова

заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе

Решения о приеме работ в коллекцию принимаются коллегиально на экспертной фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК), куда входят ведущие специалисты всех научных отделов музея, а также главный хранитель, реставраторы и заведующий отделом технологических исследований. Возглавляет комиссию заместитель генерального директора по научной работе.

Мы принимаем далеко не все произведения. Наши фонды не бесконечные, и мы не можем заполнять собрание произведениями, которые заведомо будут в запасниках и не украсят экспозицию.

В советские годы собрание музея регулярно пополнялось за счет государственных закупок с выставок и из мастерских официально признанных художников. В 1990-е годы по экономическим причинам этот процесс был приостановлен. В 2000-х — первой половине 2010-х закупки Министерства культуры России в фонды Третьяковской галереи продолжились, но в небольших количествах. В результате ключевые произведения крупнейших современных художников разошлись по частным коллекциям в России и за рубежом, а в собрании Третьяковской галереи образовались значительные лакуны в произведениях 1960-х — 2000-х годов. Сейчас стоимость работ, необходимых музею, чтобы заполнить эти пробелы, слишком высока. Мы очень рассчитываем, что исправить такую ситуацию и помочь галерее могут только крупные меценаты и дарители, а также сами художники.


Почему современному художнику нужно попасть в коллекцию классического музея?

Анна Зайцева

куратор Мультимедиа Арт Музея, лауреат премии «Инновация» в номинации «Кураторский проект»

Если рассматривать классический музей как хранителя устоявшейся традиции, то современный художник, попадая в такой контекст, безусловно, приобретает новый статус. Он получает признание музейного искусствоведческого сообщества, и его работы оказываются в одном собрании с общепризнанными шедеврами.

В то же время, я осмелюсь предположить, что для художника самое важное, чтобы его произведения жили. Жить они могут, только экспонируясь на выставках: когда они видны, когда вокруг них происходит интеллектуальная работа. Попав в классический музей, художник, конечно, может указать в своем CV информацию о том, что его произведения вошли в собрание статусного музея, и это, несомненно, будет преимуществом для его биографии. Важно, однако, чтобы его работы не просто хранились в запасниках. Как мне кажется, прежде всего современный художник хотел бы, чтобы его работы продолжали выставляться, осмысляться и вступать во взаимодействие с другими произведениями. И поэтому тем художникам, которые оказались в собрании классических музеев, я искренне желаю, чтобы эти их произведения ждала дальнейшая бурная выставочная судьба.


Как художнику попасть не просто в запасник, а в экспозицию классического музея?

Екатерина Иноземцева

куратор Музея современного искусства «Гараж»

Вопрос, как минимум, о вечности. Более того, его постановка раскладывается на несколько вполне самостоятельных сюжетов, которые тянут за собой дискуссию. И это касается и постоянной музейной экспозиции, ее значения, смены функционала, телеологии, если угодно, жизненных циклов и задач самого художника.

Однако мне представляется, что в любом случае речь должна идти о программном интересе отдельно взятого музея к современному искусству, часто его радикальным и, так сказать, неудобным формам. Более того, этот интерес должен существовать в модусе «здесь и сейчас», то есть разворачиваться синхронно с актуальным художественным процессом.

Это касается не только деятельности музейных кураторов, но и музейного менеджмента, который в условиях хронической нехватки закупочных бюджетов продолжает искать дополнительные ресурсы для закупок молодого современного искусства.

Важно также в рамках выставочной деятельности — сменных, временных экспозиций — вести осмысленную работу с актуальными художниками, перенастраивать саму систему, возвращая в музей живую энергию собирательства «по горячим следам», как делали все великие институции и собиратели.


С какими институциями надо сотрудничать современному художнику, чтобы попасть в классический музей, и в каких проектах принимать участие?

Николай Палажченко

куратор, арт-критик, искусствовед, автор выставочного цикла ЦСИ «Винзавод» «Прощание с вечной молодостью»

Хорошие художники сотрудничают с самыми разными институциями, иногда совсем небольшими и очень странными. Что можно посоветовать художнику, так это не заниматься активным самопродвижением и self-маркетингом. Это точно тупик. Надо заниматься тем, что интересно с творческой точки зрения, а не пытаться делать карьеру. На самом деле, музеи и профессиональные институции самостоятельно проводят необходимые исследования и находят художников, которых считают важными на данном этапе своей работы. К тому же в зависимости от эпохи конъюнктура меняется и те авторы, которые нравятся экспертам сейчас, совершенно не обязательно будут столь же привлекательны для историков искусства будущего. На мой взгляд, самое главное для современного художника — хорошая профессиональная галерея, которая откроет ему путь не только в классический музей, но и другие карьерные возможности.



Обложка: Государственная Третьяковская галерея

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Это грибы: Как правильно смотреть выставку «Опыты нечеловеческого гостеприимства»
Это грибы: Как правильно смотреть выставку «Опыты нечеловеческого гостеприимства» Художники о своей выставке-гостинице с альтернативными формами жизни
Это грибы: Как правильно смотреть выставку «Опыты нечеловеческого гостеприимства»

Это грибы: Как правильно смотреть выставку «Опыты нечеловеческого гостеприимства»
Художники о своей выставке-гостинице с альтернативными формами жизни

Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»
Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам» Британский художник — о насилии, искусстве и капитализме
Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»

Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»
Британский художник — о насилии, искусстве и капитализме

13 выставок, на которые нужно сходить этой весной
13 выставок, на которые нужно сходить этой весной Верещагин, последняя репетиция V-A-C и «Дельфин в фонтане»
13 выставок, на которые нужно сходить этой весной

13 выставок, на которые нужно сходить этой весной
Верещагин, последняя репетиция V-A-C и «Дельфин в фонтане»

Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией»
Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией» Художественный директор фонда V-A-C — о ГЭС-2, «Генеральной репетиции» и том, как привлечь москвичей совриском
Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией»

Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией»
Художественный директор фонда V-A-C — о ГЭС-2, «Генеральной репетиции» и том, как привлечь москвичей совриском

Тэги

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

«Дикую мяту» отменили за сутки до начала. Что будет с фестивалем?

Как покупать вещи на распродаже

От мечты до полета к звездам

Первая полоса

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить 25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад

«Дикую мяту» отменили за сутки до начала. Что будет с фестивалем?
«Дикую мяту» отменили за сутки до начала. Что будет с фестивалем? И как поддержать его организаторов
«Дикую мяту» отменили за сутки до начала. Что будет с фестивалем?

«Дикую мяту» отменили за сутки до начала. Что будет с фестивалем?
И как поддержать его организаторов

Как покупать вещи на распродаже
Как покупать вещи на распродаже Чтобы выбрать то, что вам действительно нужно
Как покупать вещи на распродаже

Как покупать вещи на распродаже
Чтобы выбрать то, что вам действительно нужно

От мечты до полета к звездам
Спецпроект
От мечты до полета к звездам Как сложилась карьера тех, кто в детстве грезил космосом
От мечты до полета к звездам
Спецпроект

От мечты до полета к звездам
Как сложилась карьера тех, кто в детстве грезил космосом

У большинства заболевших в Москве — индийский штамм коронавируса

Он более агрессивный и хуже поддается вакцине

У большинства заболевших в Москве — индийский штамм коронавируса
Он более агрессивный и хуже поддается вакцине

Быстрее на метро: Почему горожане отказываются от автомобилей
Промо
Быстрее на метро: Почему горожане отказываются от автомобилей И как сделать городской транспорт еще удобнее
Быстрее на метро: Почему горожане отказываются от автомобилей
Промо

Быстрее на метро: Почему горожане отказываются от автомобилей
И как сделать городской транспорт еще удобнее

Дача в Комарово в проекте молодого фотографа
Дача в Комарово в проекте молодого фотографа 7 снимков о жизни в старом доме
Дача в Комарово в проекте молодого фотографа

Дача в Комарово в проекте молодого фотографа
7 снимков о жизни в старом доме

Грузинский ресторан Niko на Покровке, новые коктейли в The Nest и соки Pims в парке Горького
Грузинский ресторан Niko на Покровке, новые коктейли в The Nest и соки Pims в парке Горького
Грузинский ресторан Niko на Покровке, новые коктейли в The Nest и соки Pims в парке Горького

Грузинский ресторан Niko на Покровке, новые коктейли в The Nest и соки Pims в парке Горького

Как начать инвестировать и не пожалеть об этом
Как начать инвестировать и не пожалеть об этом Советуют эксперты финансового рынка
Как начать инвестировать и не пожалеть об этом

Как начать инвестировать и не пожалеть об этом
Советуют эксперты финансового рынка

Почему в Москве опять столько пуха?
Почему в Москве опять столько пуха? И надо ли паниковать, если вы аллергик
Почему в Москве опять столько пуха?

Почему в Москве опять столько пуха?
И надо ли паниковать, если вы аллергик

Возвращение Kings of Conveniece, фильм про учителя-амфибию и книга про ремонт
Возвращение Kings of Conveniece, фильм про учителя-амфибию и книга про ремонт А также удмуртский электрофолк и якутский хоррор
Возвращение Kings of Conveniece, фильм про учителя-амфибию и книга про ремонт

Возвращение Kings of Conveniece, фильм про учителя-амфибию и книга про ремонт
А также удмуртский электрофолк и якутский хоррор

The RIG: Как делать экспериментальный джаз в России
The RIG: Как делать экспериментальный джаз в России Рассказывает Сергей Храмцевич
The RIG: Как делать экспериментальный джаз в России

The RIG: Как делать экспериментальный джаз в России
Рассказывает Сергей Храмцевич

«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе
«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе Mr. Oizo снова снимает абсурд
«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе

«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе
Mr. Oizo снова снимает абсурд

Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»
Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»
Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»

Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»

Болезнь молодых:
Что такое рассеянный склероз
Промо
Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз И как жить активной жизнью с таким диагнозом
Болезнь молодых:
Что такое рассеянный склероз
Промо

Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз
И как жить активной жизнью с таким диагнозом

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья
Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья
Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

Подпишитесь на рассылку