Реклама телеграм-каналов, через которые продают наркотики, появилась в Петербурге еще пару лет назад, но в последнее время ее стало особенно много: она даже вытеснила объявления с рекламой проституток. Такие надписи на стенах домов есть в каждом районе города. Недавно жители пожаловались на рекламу и.о. губернатора Александру Беглову — он в ответ призвал «активную молодежь» закрашивать объявления. Городской активист Петр Левин на днях запустил проект «Да — котикам, нет — наркотикам»: он закрашивает рекламу трафаретом с изображением кошки Пушин. Таким образом Петр хочет привлечь внимание к проблеме.

В отличие от рекламы наркотиков, росписи, сделанные уличными художниками, нередко закрашивают очень быстро, особенно в Центральном районе. Так, например, было с двумя недавними работами Паши Каса. В конце февраля уличный художник Burstone (Леша Бурстон) создал граффити «Жмурки», посвятив его коммунальщикам, которые закрашивают стрит-арт, но не борются с рекламой наркотиков на городских стенах. The Village выяснял, почему так происходит.

Зачем рисовать котиков на рекламе наркотиков


Петр Левин

активист

Трафаретная реклама наркотиков была и раньше, но за последние два с половиной месяца ее стало очень много. Она появляется быстрее, чем ее успевают закрашивать. По-хорошему должно быть так: ночью появилась — с утра ликвидирована. По моим заявкам коммунальщики обычно справляются за два-три дня, если нет аврала, связанного со снегом и другими проблемами. На заявки других горожан могут не реагировать по месяцу, особенно если в жалобе не уточнять, что речь о рекламе наркотиков (такие объявления стараются закрашивать быстрее).

В любом случае колеровкой никто не занимается, и фасады превращаются в абстрактные полотна. Маляру — сотруднику Жилкомсервиса выдают банку краски, и он проходит с ней 20–30 адресов, закрашивая все одним цветом. Это не очень хорошо, потому что нарушается визуальная целостность города; кроме того, согласно теории разбитых окон, это провоцирует другие нарушения. Поэтому мне кажется важным, с одной стороны, убрать незаконную рекламу, с другой — привести городские фасады в нормальное состояние.

Раньше я ходил с баллончиком и просто закрашивал названия телеграм-каналов. Но это не украшает город и не привлекает внимания к проблеме. В отличие от трафарета с котиком: я нарисовал только одного (и коммунальщики его закрасили!), а внимание уже есть — например, мне позвонили из прокуратуры и попросили поделиться опытом борьбы с подобной рекламой.

Трафарет наподобие моего сделать несложно, но я бы не рекомендовал идти по моим стопам, потому что вообще-то это нарушение закона.

Трафарет наподобие моего сделать несложно, но я бы не рекомендовал идти по моим стопам, потому что вообще-то это нарушение закона. Я был бы даже рад, если бы меня привлекли к ответственности, потому что это поднимет проблему на новый уровень. Но я бы воздержался от призывов к нарушению закона, даже если это во благо ситуации в целом.

Почему закрашивают стрит-арт


Красимир Врански

основатель и координатор движения «Красивый Петербург»

Ну а что сейчас — тлен, серость и безысходность.

У меня есть версия, что о появлении красивых граффити тут же пишут в соцсетях и в СМИ. Это привлекает внимание — в том числе коммунальщиков, которых могут оштрафовать, если они не закрасят роспись. В КГА и КГИОП есть серьезные противники любых граффити: они считают, что все должно соответствовать единому стилю. В свое время мы познакомились с муниципалами, которые, как и мы, продвигали идею росписей на трансформаторных станциях и щитках. Им прямым текстом сказали в КГА: «Вы что, хотите, чтобы у нас весь город был в рисунках? На что он будет похож?» Ну а что сейчас — тлен, серость и безысходность.


Пресс-служба комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Петербурга

Росписи на фасадах являются элементами благоустройства и отнесены к произведениям монументального искусства. В соответствии с эстетическими регламентами размещение росписей и рисунков на лицевых фасадах зданий и сооружений не допускается. В иных случаях разработан специальный порядок их оформления. Необходимо отметить, что заявлений о выдаче задания на подобные элементы благоустройства в комитет не поступало. Таким образом, заявления о сложности согласования росписи практическими примерами не подтверждены.

Почему не закрашивают рекламу наркотиков


Петр Левин

активист

Обычно граффити не привлекают столь пристального внимания, если они не на фасаде. Если кто-то расписывает стену, выходящую, например, на Московский проспект, рисунок закрашивают за один-два дня. Уследить же за всеми дворами физически невозможно: для этого нужно содержать огромную армию маляров. Даже если СМИ начнут писать «ребята, у нас десять тысяч граффити с рекламой наркотиков» и указывать конкретные адреса, за день все это не смогут закрасить.

При этом в городе и без граффити хватает коммунальных проблем: росписи контролируют по остаточному принципу, так как в них нет немедленной опасности. Важно, чтобы штукатурка с фасада не падала, а вот если граффити неделю не закрашивают — ну, некрасиво, но не так страшно.

А вообще все в наших руках. Не оставайтесь равнодушными к окружающим проблемам — только тогда они и могут быть успешно решены.


Ярослав Костров

активист, координатор движения «Центральный район за комфортную среду обитания»

Пока житель не подаст заявку на портале «Наш Санкт-Петербург», через электронную приемную правительства или по номеру 004, никто с места не сдвинется, чтобы закрасить граффити. Коммунальные службы настолько охамели, что им совершенно все равно, что происходит на подведомственных домах.

О рекламе наркотиков не кричат на каждом углу, требуя ее закрасить, а о стрит-арте — кричат. И чиновники воспринимают это как заявку на закрашивание. Сидя за обедом в интернете, чиновник видит сообщение о граффити на стене и спускает собак. С точки зрения закона ему все равно, красивое ли это граффити, — стена должна быть чистой. В этом плане чиновника можно понять.

Если ты пожаловался на граффити, оно в любом случае будет закрашено.

К сожалению, на рекламу наркотиков жалуются меньше, чем на стрит-арт. Но если ты пожаловался на граффити, оно в любом случае будет закрашено. Мы в январе подали 400–500 жалоб: 90 % закрасили в течение недели, по 10 % были отмазки а-ля «пока что холодно».

Как наказывают за незакрашенные граффити


Пресс-служба администрации Центрального района Петербурга

Наибольшее количество обращений о граффити поступает в администрацию через портал «Наш Санкт-Петербург». Также сообщения приходят по обычной и электронной почте и в дежурную службу. Граффити выявляют и сотрудники администрации в ходе объездов района. В управляющих организациях созданы «мобильные бригады» для устранения граффити в кратчайшие сроки.

ТСЖ и представители или собственники нежилых зданий также принимают меры по закрашиванию граффити. Если этого не происходит, представители администрации составляют в отношении них протоколы, предусмотренные п. 2 ст. 20 закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Нарушение закона влечет предупреждение или административный штраф в размере от одной до пяти тысяч рублей (на граждан); от 10 тысяч до 50 тысяч рублей (на должностных лиц); от 100 тысяч до 300 тысяч рублей (на юридических лиц).


Обложка: BURSTONE ART