Считается, что таблетки нельзя вернуть аптеку ни при каких условиях. Но вообще-то это не совсем так. The Village спросил у юриста и провизора, в каких случаях лекарство можно вернуть и что делать, если вы вдруг засомневались в его качестве.

Максим Тимофеев

провизор, заведующий аптекой


«Пока не истек срок годности, человек может вернуть некачественное лекарство в любой момент»

Вернуть можно только некачественный товар. Например, в моей практике был случай, когда человек купил витамины, упаковка от них была в полном порядке, но сами таблетки были в коричневых подтеках. То есть товар  очевидно некачественный. В подобных ситуациях — когда видно, что лекарство бракованное, — аптеки, конечно, должны сделать возврат.

Если внешних признаков брака нет, но человек сомневается в качестве, поводом для возврата может стать только заключение контрольно-аналитической лаборатории. Если экспертиза покажет, что препарат не соответствует требованиям, покупателю выдается заключение — и с ним он может прийти в аптеку и вернуть лекарство. Правда, я работаю в аптеке уже десять лет, и у меня таких случаев не было.

Качественное лекарство не подлежит возврату ни при каких условиях. Если вы его только что купили, не открывали упаковку и даже не успели отойти от кассы, возвращать все равно нельзя.

С медицинской техникой проще. Аптека сама может отправить технику в сервисный центр на проверку качества и, если понадобится, ремонт. Чаще всего такое случается с измерительными приборами — покупатели жалуются на точность. Мне однажды приносили обратно тонометр. Он действительно был не исправен, и покупателю вернули деньги.

Пока не истек срок годности, человек может вернуть некачественное лекарство в любой момент. В случае возврата мы можем либо заменить препарат на тот же, но качественный, либо просто вернуть за него деньги.

Такие возвраты бывают редко — два-три раза в месяц, и чаще всего это ошибки самих покупателей. Например, люди очень часто путают дозировку или не помнят ее, когда я прошу уточнить, и в итоге покупают не то, что им нужно. Возвраты по качеству случаются еще реже, но это в масштабах одной аптеки. Росздравнадзор каждый день присылает нам письма с указанием изъять определенную партию какого-то лекарства, которая была признана бракованной. И наоборот, если покупатель возвращает некачественный товар, мы, аптеки, тоже должны сообщить Росздравнадзору номер серии этого лекарства, чтобы его изъяли из продажи.

Анна Иванова

юрист юридической фирмы BRACE


«Аптека может по требованию покупателя заменить некачественный препарат на качественный или на альтернативный с перерасчетом цены»

Лекарство не получится вернуть в аптеку в течение 14 дней, если вы передумали им воспользоваться. Тем не менее Законом о защите прав потребителей предусмотрена возможность возврата товаров ненадлежащего качества, в том числе лекарств.

Если покупатель приобрел в аптеке некачественное лекарство, он может вернуть за него деньги. Сделать это можно вплоть до истечения срока годности лекарства. Если на товар не установлен срок годности или гарантийный срок, то обратиться с требованием возврата в аптеку можно только в течение двух лет с момента покупки. То же самое, если у товара есть гарантия, но она меньше двух лет, а недостатки были обнаружены позже.

Кроме того, аптека может по требованию покупателя заменить некачественный препарат на такой же качественный или на альтернативный с перерасчетом цены. Продавец обязан заменить товар в течение семи дней. Если требуется дополнительная проверка качества товара, то в течение 20. Если необходимого товара нет в аптеке в момент требования — в течение месяца.

Возврат лекарства сильно затрудняется, если нет явных признаков его некачественности. В таком случае привлекается экспертная организация, которая проводит экспертизу лекарства. Такая экспертиза должна быть сделана за счет продавца, но покупатель может провести ее и за свой счет. Тогда, если лекарство действительно окажется некачественным или поддельным, аптека должна будет вернуть затраты на экспертизу.

Лекарство, даже качественное, также можно вернуть в аптеку, если оно не соответствует рецепту или было продано без него. Со стороны продавца это серьезное административное правонарушение.

На практике бывают случаи, когда аптеки не предоставляют полных сведений о лекарственных препаратах, о правах покупателей и могут отказывать в возврате некачественного товара. Однако чаще всего это происходит из-за правовой неосведомленности.

The Village вместе с Росздравнадзором и юристами составил инструкцию, как проверить, не продали ли вам бракованный препарат, и вовремя его вернуть:

Как проверить лекарство

и вернуть деньги

Проверяйте срок годности лекарства, целостность упаковок, внешний вид самих таблеток прямо на месте, иначе будет сложно доказать, в какой момент появился брак. 18-я статья Закона о защите прав потребителей обязывает продавцов принимать товар даже без чека, но сохранять его все равно рекомендуется, чтобы быстрее оформить возврат.


Если внешних недостатков у лекарства нет, но вы все равно сомневаетесь в его качестве, проверить это можно и самостоятельно. С 2014 года на сайте Росздравнадзора действует поисковая система, с помощью которой можно узнать, принадлежит ли препарат бракованной и изъятой из продажи партии. Нужно просто ввести название лекарства, серию или производителя. Сделать это можно здесь и здесь.


Если вы хотите обратиться к экспертизе, то изучите на сайте Росздравнадзора список испытательных центров и лабораторий, которые есть в Москве и Санкт-Петербурге. Однако самим обратиться туда за проведением экспертизы нельзя — заявки от физических лиц они не принимают. Для этого нужно подать обращение в Росздравнадзор, и уже он, если потребуется, направит лекарство на проверку. Подать обращение можно тут.


Если аптека отказывается принять назад некачественный товар, необходимо написать претензию в адрес аптеки в двух экземплярах (тот, который останется у вас, попросите завизировать). Если продавец отказывается принять претензию, ее нужно направить по юридическому адресу аптеки. Не помешает дополнительно зафиксировать нарушение в книге жалоб и предложений — она должна быть в открытом доступе. Заключение экспертизы сохраняйте у себя — она понадобится при обращении в суд.


Обложка: john9595 — stock.adobe.com