При открытии во «флагманском» парке Москвы «Зарядье» по кругу постоянно повторялись только два полонеза и вальс, но уже через пару недель репертуар расширили: Чайковского сменили малоизвестные «релаксирующие» треки. The Village выяснил, кто и как выбирает музыку для парка, и попросил музыкальных обозревателей Артема Макарского и Кристину Сарханянц оценить плейлист «Зарядья».

Текст

Кирилл Руков

Корреспондент The Village воспользовался приложением Shazam и составил случайную выборку треков, которые звучат в «Зарядье» в будний день с полудня до часу дня. После анонсов нескольких мероприятий музыка закончилась, и еще 20 минут из динамиков, спрятанных в березовой роще, раздавалась запись чириканья птиц.

В октябре, через месяц после открытия парка, его лично проинспектировал архитектор Чарльз Ренфро, сооснователь бюро мирового уровня Diller Scofidio + Renfro, которое и разработало проект. К фоновой музыке Ренфро отнесся категорично: ее вообще не было в оригинальной задумке.


Чарльз Ренфро

архитектор, бюро Diller Scofidio + Renfro

Единственное, что, на мой взгляд, мешает посетителям, — это музыка, от которой не спрятаться на всей территории. Она отвлекает и совсем не к месту. <...> «Зарядье» — многофункциональная история. Здесь посетители могут найти и развлечения, и побыть наедине с собой — «потеряться» внутри парка.


Москомархитектура подтвердила The Village, что в проекте парка вообще не было предусмотрено фонового музыкального сопровождения: «Решение об установке и эксплуатации оборудования приняла дирекция парка». В самом «Зарядье» этот факт признали и заявили, что музыка — «пробный вариант», который придумала команда парка, по аналогии с другими парками Москвы.


Пресс-служба парка «Зарядье»

Наша команда сама занимается подборкой музыки, в соответствии с социокультурной моделью и пожеланиями посетителей, которые пишут, например: «Слишком много отечественных композиций, хотелось бы услышать что-то из зарубежной музыки». Исходя из пожеланий, сотрудники парка и составляют плейлист. Для воспроизведения нужна лицензия на музыкальные треки, которую предоставляют сервисы, заключившие договор со Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Мы используем сервис Fonmix (специальный электронный плеер, разработка компании «Формакс» по заказу самого ВОИС и РАО. The Village не смог найти контрактов на поставку этого плеера парком «Зарядье», однако обнаружил два контракта по закупке лицензий на фонограмму у самих авторских обществ, на 380 тысяч рублей  — Прим. ред.).

Композиции со временем будут меняться. Приятная, спокойная музыка помогает расслабиться, отдохнуть, побыть на природе и немного развеяться. Конечно, если мы в дальнейшем будем получать отзывы посетителей о том, чтобы убрать [музыку], мы пойдем навстречу. Но пока жалоб у нас нет.


The Village попросил музыкальных журналистов Кристину Сарханянц и Артема Макарского послушать плейлист и оценить, насколько эта подборка треков уместна в главном парке города.


Артем Макарский

музыкальный журналист

Какое-то время назад плейлист катка в парке Горького делала «Афиша», самому парку — Таня Андрианова и Миша Гелейн из Follow Me, а сейчас арт-директора бара «Стрелка». Теперь музыкой уже в «Зарядье», как мы видим, занимается не пойми кто — и если это выборка одного человека, то мне его ужасно жаль. Инструментальные версии песен группы Flёur, неоклассика, какие-то позорные каверы рождественских песен на пианино и что-то настолько же невнятное собственного сочинения — такая музыка играет на радио «Орфей» у порядочных таксистов, в плохих кофейнях и булочных, где никто ничего не покупает, потому что это самая заунывная музыка на Земле. Она не играет в офисах, супермаркетах — там все еще попроще, но хотя бы веселее.

Дело в том, что нам очень хочется музыки. Всегда. А выходит так, что мы тянемся к каким-то знакомым мелодиям, простым фортепианным разливам, которые замирают в шаге от пошлости или перешагивают эту границу, не поморщившись. Опыт «Афиши» и Follow Me показал, что не нужно бояться незнакомого — эксперты действительно помогут подобрать лучшую музыку.

Зачем вообще парку нужна музыка? Люди из «Зарядья» отвечают: «Чтобы была атмосфера, можно было расслабиться». Но своя атмосфера не создается при помощи дешевых стоковых песен, а расслабиться в хорошем парке можно и без музыки. Если парк подстраховывается группой Coldplay, то, может, он «не расслабляет» с какой-то другой точки зрения?


Кристина Сарханянц

музыкальный критик, автор телеграм-канала «Чушь в массы!»

Чтобы конструктивно критиковать саунд-дизайн «Зарядья», нужно сравнить его с опытом крупных городов Европы. Везде, где мне удалось побывать, парковые зоны — это оазисы спокойствия и уединения посреди шумного мегаполиса. В том числе в отношении звука. Например, идешь по Праге вдоль трамвайных путей и шумных пивных, проходишь через маленькую дверцу в стене и оказываешься в затишье Вальдштейнского сада с его идеально подстриженными кустами, удобными лавочками и томно вышагивающими павлинами. Или идешь по гудящему, вечно куда-то спешащему бульвару Сен-Мишель, заходишь в Люксембургский сад — и оказываешься в Париже Хемингуэя: тут тебе и знаменитые зеленые стулья, дизайн которых не меняется с 1923 года, и площадка для игры в жё-де-пом… и тишина. Если Москва хочет считать себя большим европейским городом, то еще многое ей предстоит «подсмотреть» у своих куда более опытных товарок.


В подготовке материала участвовал Андрей Яковлев.


Фотографии: обложка, 1 — Людмила Андреева