Есть много поводов ненавидеть короткие голосовые записи, которые сейчас можно пересылать почти во всех мессенджерах: они тихие, поиск по словам не работает, пробежать содержание глазами по диагонали нельзя, и вообще их часто просто неудобно слушать из-за шума на фоне. Но у вас наверняка есть знакомые, которые все равно вынуждают разматывать наушники (хотя в том же телеграме можно просто поднести телефон к уху, как будто звонишь, — запись зазвучит автоматически). The Village решил узнать у тех, кто злоупотребляет «войсами», зачем они это делают, и что об этом думает специалист по этикету. 

Текст: Дамир Нигматуллин


«Позвольте сначала человеку, который вам нужен, решить, хочет ли он получать от вас эмоции»

Лариса Эванс

совладелица и тренер Международной школы этикета (ISE)

Что бы вы ни отправляли — подарок, СМС или аудиосообщение, — вы должны сами для себя отвечать на вопрос, сколько лет вашему получателю, какой у него социальный статус по сравнению с вами — то есть что вы можете допустить в общении с ним, а что нет, исходя из вашего уважения.

Аудиосообщение вынуждает прослушать, и оно эмоционально. Но в бизнес-общении эмоции недопустимы вообще. По дипломатическому этикету старший первым протягивает пожать руку младшему, начальник — подчиненному, как бы предлагая взаимодействие, разрешая его. Ведь именно вы заинтересованы в общении, вы стремитесь показать уважение. Позвольте сначала человеку, который вам нужен, решить, хочет ли он получать от вас эмоции.

По учебнику, есть несколько кругов допуска — баблов. Персональный, интимный бабл — на расстоянии согнутой руки вокруг вас. В него могут попадать только близкие, родственники, любовники (я лично отношу аудиосообщения к этому уровню либо к следующему). На расстоянии вытянутой руки — друзья и старые коллеги, которые тоже допускают эмоциональные или вальяжные реплики в ваш адрес. Дальше идет социальный бабл — это около 2 тысяч знакомых людей, в соцсетях и прочем.

Ретроградные гендерные различия сейчас во всем мире стираются, и в том числе в России, но мы не перестаем определять каждый для себя, насколько близко мы допускаем собеседника и, наоборот, как мы можем к нему обращаться, исходя из его статуса для нас. Сам вид коммуникации тоже от этого зависит. Пренебрегать новыми возникающими технологиями и опциями в мессенджерах не нужно. Нужно всегда думать, где мы, с кем и кому транслируем.


«Мне очень близок образ агента Купера, который отправляет загадочной Дайане диктофонные записи в „Твин Пиксе“»

Маргарита Журавлева

журналистка, записала этот комментарий аудиосообщением

Мне кажется, что в случае с аудиосообщениями, как и вообще везде, должен работать принцип добровольности: записывать аудио стоит тогда, когда человеку удобно его прослушать. В рабочих чатах мне это кажется довольно ужасным. Часто не хочется отвлекаться на то, чтобы надевать наушники или прикладывать что-то к уху (первые секунды записи неизбежно услышат все, кто находится в комнате). По моим ощущениям, все разговоры о том, как ужасен этот формат, как раз связаны с ситуациями, когда партнеры, подрядчики или фрилансеры внезапно присылают аудио в чат, где остальные 20 человек переписываются. Я воспринимаю это как посыл «мне все равно, как вы будете это слушать, мое время важнее, чем ваше».

Я отправляю аудиосообщения в основном своим близким друзьям. Меня заразила подруга из Израиля: там это очень популярно. Она записывала мне свои мысли на бегу — набирать неудобно, но хотелось поделиться переживаниями. Я стала делать точно так же из Москвы, и мы даже думали завести подкаст, где обсуждали бы какие-то новости и сплетни, находясь в шуме разных городов (недавно я обнаружила, что такой уже есть). А еще однажды я искала какие-то старые переписки с друзьями и в ленте увидела вереницы аудиосообщений. Я переслушала их и вдруг поняла, что для меня это аналог дневниковых записей, которые мгновенно погружают в эмоции, связанные с каким-то важным моментом. Момент я часто помню, а эмоции нет. Так что мне очень близок образ агента Купера, который отправляет загадочной Дайане диктофонные записи в «Твин Пиксе».

А еще иногда я предлагаю своим героям и спикерам «наговорить мне в аудио» ответы на вопросы, которые я хочу им задать, если они не могут созвониться, потому что так сохранится фактура речи и я смогу услышать, что они думают по тому или иному поводу, задать дополнительные вопросы. Но это все не связано со срочными задачами. Это классный формат общения, но, безусловно, не универсальный, не заменяет текст.


«Если это эмоционально значимый человек, друг, возлюбленный — можно передать ему гораздо больше оттенков»

Елена Рыдкина

секс-евангелистка, отправила этот комментарий аудиосообщениями

Аудиосообщениями я общаюсь примерно в 60 % случаев в течение дня. Мне дико удобно, потому что я дольше формулирую мысли в тексте, да и просто больше мышечных усилий. Кроме того, если это эмоционально значимый человек, друг, возлюбленный — можно передать ему гораздо больше оттенков.

Но есть и минусы. Может оказаться, что ты в шумном помещении, наушников с собой нет, и это становится проблемой. Если это незнакомый, я практически всегда спрашиваю, окей ли ему. Вообще, если заранее уточнять уместность аудиосообщения, многие трудности сглаживаются.

А еще получателю может быть тяжелее слушать вашу не отточенную речь. Притом что в живом общении есть еще невербальная часть: ты можешь простить человеку муторные формулировки, потому что тебе приятно на него смотреть. В аудиосообщениях остается только одно измерение. В этом случае поможет всегда говорить спокойным, мягким голосом, и тогда человеку тоже будет приятно.


«Их посылают либо руководители отделов друг другу, либо начальник — подчиненному»

Максим Кац

политик, записал этот комментарий аудиосообщениями

Обычно я не отправляю войсы тем, кого не знаю. Из знакомых никто не сердился. Люблю записывать так, например, ответы журналистам, потому что это то же самое, что и короткое интервью по телефону, только ты не скован местом и временем, продумываешь реплику.

В деловой переписке я делаю так, потому что с телефона это банально быстрее. Да, войсы удобны отправителю, но неудобны получателю, потому что слушать их дольше, чем считать текст с экрана. Поэтому обычно их посылают либо руководители отделов друг другу, либо начальник — подчиненному. Своему же начальнику действительно не принято посылать аудиосообщения.