Люди — плохие водители. Они разговаривают по телефону и проскакивают на красный, включают левый поворотник и едут направо, пишут за рулём эсэмэски, пьют, отвлекаются на детей и проучивают друг друга, подрезая и притормаживая перед чужой машиной. Люди не совершенны. У них сводит ноги, случаются сердечные приступы, их клонит в сон, у них есть слепые зоны. С человеческими слабостями можно было бы мириться, если бы они не обходились так дорого.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в автомобильных авариях по всему миру гибнут 1,24 миллиона человек в год, 50 миллионов получают ранения. В России в 2013-м произошло более 163 тысяч ДТП (январь-ноябрь), 20 тысяч человек погибли, 215 тысяч были ранены. При этом 88 % всех аварий в России, как говорят гаишники, происходит по вине водителей.

Это не может не наводить на мысль, что управление автомобилем — слишком серьёзное и утомительное занятие, чтобы поручать его людям. Догадываться об этом начали давно, в 30-х годах XX века. В 1939 году в Нью-Йорке проходила всемирная выставка. В павильоне General Motors, который назывался Futurama (отсюда и пошло название мультфильма), перед посетителями расстилался макет будущего: небоскрёбы и окраины городов связаны суперскоростными шоссе, а по ним без помощи человека едут радиоуправляемые автомобили. «Запомните, именно так и будет выглядеть мир в 1960 году», — пообещали General Motors. В 1977-м уже и Ford уверяли, что выпустят собственный беспилотный автомобиль в 2000 году, но не сдержали слово. И только в 2008-м компания Google, которая не имеет никакого отношения к автомобилестроению, взялась за проект беспилотной машины, который начали разрабатывать в засекреченной лаборатории Google X в Маунтин-Вью. Пока «Автоваз» внедряет новые виброгасящие прокладки, в гугломобилях уже разрешили ездить по дорогам Невады, Флориды и Калифорнии.

 

  

До 2000 года изобрести умный беспилотный автомобиль было технически невозможно