Сад Вайнера — зеленый островок за филармонией, в самом центре Екатеринбурга, на пересечении улиц Тургенева и Первомайской. Он был первым екатеринбургским садом с инфраструктурой и своей культурной программой. Здесь находился деревянный крытый театр, в котором выступали Утесов, Вертинский и другие знаменитости. До 1966 года в саду Вайнера устраивали концерты и показывали фильмы, здесь кипела бурная жизнь, но после сад был заброшен: за ним никто не ухаживал, здесь не было никакой постоянной программы.

В мае на территории сада Вайнера открылся двухэтажный бар «Опыт» с богатой пивной картой, продуманной кухней и летней верандой. Интерьер бара декорирован репродукциями живописи классиков и импрессионистов, музыкальными постеры, киноафишами, фотографиями, графикой. В зале висят самодельные светильники, полки, цепями закрепленные к потолку и старые советские колонки, в которых играет музыка из фильмов. Создатели нового заведения каждую неделю показывают качественное малоизвестное кино и устраивают интересные вечеринки.

The Village рассказывает, как пивной бар в здании усадьбы Назарова меняет пространство забытого екатеринбургского сада.

Сад Вайнера известен со второй половины XIX века — здание Усадьбы Баландиных, где сегодня находится учебный театр ЕГТИ, тогда выкупил город для организации в ней клуба Общественного собрания. Здесь были читальный зал, музыкальные и театральные кружки, а активные горожане устраивали выставки, концерты, балы и деловые встречи. Летом в саду играл оркестр Общественного собрания. Место было буквально средоточием культурной жизни дореволюционного города.

С тех пор сад успел сменить немало хозяев и названий: он был Клубным садом, Садом Красной Армии, Центральным городским садом. В 1925 году здание клуба (бывшего Общественного собрания) перешло в ведение профсоюза железнодорожников, который перевел сюда свой Клуб имени Вайнера. В саду построили эстраду, ресторан «Театральный», бильярдную, танцплощадку и читальню. В 1932 году открылся мюзик-холл.

Долгое время в саду существовал деревянный крытый театр, проводились летние симфонические сезоны. Здесь выступали известные артисты эстрады: Утесов, Менакер, Набатов, Муравский, Вертинский, Баянова. Вплоть до 1966 года в саду Вайнера шли различные концерты, представления Ленинградского цирка, показывались фильмы, проводились танцы.

В декабре 2017 года стало точно известно, что в скором времени сад Вайнера перестанет существовать в прежнем виде. Здесь построят новый концертный зал Свердловской государственной филармонии. В филармонии обещают, что сад Вайнера будет благоустроен, в нем появится летняя музыкальная эстрада. Сам концертный комплекс объединит два акустических зала: большой на 1 600 мест и камерный на 350 мест.

Сегодня роль Общественного собрания выполняет бар «Опыт», который расположился в здании усадьбы купца Назарова — каждую неделю здесь проходят небанальные кинопоказы и интересные вечеринки.

Свод памятников истории и культуры Свердловской области:

В квартале с участком Общественного собрания и его сада по красной линии улицы Первомайской (бывшая Клубная) расположена усадьба с угловым домом, сформировавшаяся в течение первой половины XIX века. Ее главное строение представляло собой классицистическую разновидность каменного дома с мезонином. Усадьба имела прямоугольный в плане участок, длинной стороной вытянутый по красной линии улицы Клубной, но с въездом со стороны Верхне-Вознесенской (ныне улица Тургенева). По ней уличный фронт усадьбы составлял классическую схему с воротами между угловым домом и флигелем. Еще один флигель, соединенный с хозяйственным строением, торцевой стороной объема выходил на улицу Клубную.

В 1889 году усадьба принадлежала чиновнику Н. Ф. Кормику и состояла из каменного двухэтажного дома с мезонином, деревянного флигеля и служб. На усадьбе работало заведение минеральных вод. В 1900 году в Екатеринбургскую городскую управу от купца М. О. Назарова было подано прошение о перестройках на усадьбе. Судя по справкам, указанным в заявлении, усадьба была приобретена М. О. Назаровым у Н. Ф. Кормика в том же 1900 году.

Главный дом был построен с отступлением от проекта 1900 года. Он остался двухэтажным в пять окон по фасаду. Въездом усадьба была переориентирована на улицу Клубную. Здесь между домом и флигелем были построены массивная каменная ограда и ворота. У флигеля был заложен главный вход и окно второго этажа на западном боковом фасаде. В 1920-е годы, после национализации усадьбы, помещения флигеля подверглись частичной перепланировке.

Деревянный оштукатуренный двухэтажный дом расположен в западной части усадебного участка, в глубину которого вытянут его объем. Южный главный фасад мерно расчленен рядами окон. Отличие имеет только правая боковая часть с заложенным главным входом и трехстворчатым окном второго этажа. Углы фасада выделены лопатками. Этажи разделяет профилированный пояс. Венчание фасада составляют профилированный карниз со значительным выносом, крупный фронтон с парапетными столбиками и ажурной решеткой ограждения. Окна охвачены простыми рамочными наличниками.

Наиболее декоративную часть фасада представляет глухой венчающий фронтон криволинейной «барочной» формы с круглым медальоном в центре. Под ним лепная композиция из двух лавровых веток, перехваченных лентой с бантом. В медальон вписаны две стилизованные раковины и дата «1900». Боковые и угловые парапетные столбики оформлены неглубокими филенками и полуциркульными фронтончиками с кружками в заглублении. В навершиях с металлическим покрытием водружены жестяные декоративные детали на штырьках. Укрепленная между столбиками легкая кованая решетка имеет узор из завитков.

Отделка главного фасада изменена после ремонтов современного периода, о чем свидетельствуют отличия, имеющиеся на западном и северном фасадах. Так, окна второго этажа имеют более сложный рисунок наличников ломаных очертаний с сандриками. Усадебный дом является образцом жилой застройки центральных кварталов Екатеринбурга с фасадной композицией в формах эклектики

Юрий Иванов

создатель «Опыта»


О локации и усадьбе Назарова

В помещении «Опыта» раньше был бар со странной концепцией, поэтому многое нам досталось в наследство. Сам бар занимал второй этаж здания, на первом находилась мясная лавка. Вход наверх был только через эту лавку.

Мы открыли «Опыт» возле сада Вайнера в первую очередь из-за локации. Здание находится в центре города, но жилых домов поблизости нет. Можно делать что угодно, круглосуточно и на любой громкости и при этом никому не мешать. Здесь много пространства, света, приятная атмосфера. Летом большое преимущество дает парк — летнюю веранду можно было сделать не с видом на парковку и шумную пыльную улицу, а на зеленую местность в центре города. Все вместе это привело нас к пониманию того, что это наше место.

Главный минус аренды помещения в здании усадьбы в том, что оно поделено между двумя собственниками. Отсюда вытекает множество проблем: наша парковка не заасфальтирована, нет нормального шлагбаума, ходит дядечка и открывает замок на цепочке. У нас свой договор на вывоз мусора. У нас нет центрального отопления, стоит котел. Я не понимаю, как собственники взаимодействуют между собой. Договор у меня заключен с одним, а вопросы касательно окружающей территории часто приходится решать с другим. Это лишние сложности. Здание производит впечатление запущенного и недосмотренного. Здесь много что можно изменить. Я не знаю, почему так получилось, но у этих двух собственников непростые отношения с муниципалитетом.

Кроме нас, в здании есть другие арендаторы: кофейня, кальянная, ателье, магазин «Нужные вещи». Во многом все будто бы застряло в 60-70 годах: полусгнившие деревянные вывески, цветочки на клумбах. Все это отдает бабушкиной пылью.

Можно делать что угодно, круглосуточно и на любой громкости и при этом никому не мешать

О концепции бара

Наш бар имеет формат пивного заведения, ближе к крафту. Идеологическая подоплека бара связана с крафтовой революцией и продвижением нового пива и культуры пивных баров. Нам не нужны вылизанные интерьеры и мягкие красивые столики — мы, скорее, про веселье и общение, чем про деньги и комфорт.

Мы открывались с мыслью, что в нашем городе не хватает места, где можно вкусно поесть и выпить хорошего пива. Есть хорошие крафт-бары, но без кухни или совсем без атмосферы. Мы решили, что пришло время занять нишу баров со вкусной едой, интересным пивом, правильной атмосферой, качественной музыкой и приятным интерьером. На момент старта у нас уже была своя аудитория — мы работаем два месяца, и жаловаться не на что.

К сожалению, в стране сильно страдает культура потребления пива: многие пьют на скамейках непонятно что из разливаек. Мы боремся с этим — пытаемся рассказать людям, что есть благородные и необычные сорта, которые можно попробовать по приемлемой цене и обсудить. Пивную культуру можно исследовать бесконечно, поэтому у нас двадцать кранов и широкий выбор разнообразного пива в стекле, в бутылках, в банках.

В стране сильно страдает культура потребления пива: многие пьют на скамейках непонятно что из разливаек

О кинопоказах и виниловых вечеринках

Мероприятия вроде киновечеров и виниловых вечеринок — это уникальная часть культуры потребления пива. Люди приходят в бар не только и даже не столько, чтобы попить пива. Пиво — важная составляющая, с которая все начинается, но в первую очередь это общение и впечатления. Поход в бар — это всегда опыт, который должен быть положительным. В баре должна существовать атмосфера дружеского общения на темы, которые близки, понятны и интересны всем — кино, музыка, литература, архитектура, путешествия, фотография, развитие интернета. О чем только не разговаривают люди в нашем баре. Программирование — да, человеческие отношения — естественно, субкультурные движения — тоже. Человек приходит в одиночестве, начинает общаться с другими и через полчаса понимает, что нашел себе новых друзей по интересам, и они уже успели обсудить политику, спорт и перейти на истории из своего детства.

Во время Чемпионата мира по футболу мы показывали трансляции с матчей. Позже начали устраивать кинопоказы на летней веранде по четвергам — людям понравилось, они стали приходить регулярно и предлагать свои фильмы. У всех есть фильмы, которые известны только в узких кругах, но почему-то имеют для них большое значение. Когда человек хочет поделиться какой-то классной и интересной вещью, которую видели не все, и говорит «давайте посмотрим», мы ее показываем. На нашем экране уже успели побывать Джармуш, Юкио Мисима, «Метрополис», «Зеркальная маска», «Феррис Бьюллер берет выходной». На летнике собирается довольно много людей — возможно, в ближайшее время переведем показы с телевизора на проектор.

Есть даже мысль показать что-то со старой пленки, с аутентичным тарахтением — все любят старые аналоговые вещи. Это будет небольшой советский образовательный фильм про вред алкоголя и наркотиков. Еще я хочу показать пленки, которые отснял во время обучения на режиссера в Сан-Франциско. Я все делал вручную — клеил, резал. Не смотрел их с 2010 года.

В июле с большим положительным откликом у нас прошла виниловая вечеринка. Мы просто поставили проигрыватель, а люди пришли со своими пластинками. Притащили невероятные вещи: Faithless, Joy Division, Aphex Twin, Wu-Tang Clan, The Doors. Все играло в теплую летнюю ночь — люди сами приносили, ставили и кайфовали. Это был такой милый меломанский междусобойчик. Люди копят эти пластинки — значит, сильно заморочены за то, что слушают и как слушают. Наши вечеринки — это не только про пиво и еду, это эстетическое удовольствие.

О мероприятиях в саду Вайнера

Сад Вайнера — парк не очень обжитой и не пользуется большой популярностью. Когда мы заезжали в здание, мы не знали ничего про его историю. В прошлом здесь проходило много мероприятий. Я сам в прошлом году читал здесь лекции.

Сейчас параллельно с нами Комитет по молодежной политике устраивает здесь мероприятия, который проходят с четверга по субботу в пространстве «Сквер». Спектр направлений деятельности широкий: люди занимаются йогой, танцами, устраивают квартирники, чайные церемонии, рисуют, проводят время с детьми. Мы не можем их контролировать их и как-то на них влиять, хотя регулярно это пространство доставляет нам неудобства. К примеру, там бывают вечера караоке — а у нас в это время вживую играют джаз. Или: сидишь на летничке, пьешь вкусное пиво, а по соседству в парке поют какие-то начинающие рок-группы, не умеющие играть. Как водится в русском роке — про какие-то божественные озарения или метафизические вещи. К сожалению, мы не можем навязывать этим людям свои вкусовые предпочтения.

Нам очень понравилось, когда в саду Вайнера была «Ночь музыки» — был невероятный свет шоу, экраны, звук. Играли фанк — он очень близок нам по духу. У нас у самих играет фанк, соул, ар-н-би. Таких мероприятий хочется побольше.

Мы очень хорошо относимся к тому, что здесь есть жизнь. Что это не заброшенный пустырь, куда ходят только бомжи и собаки. Нам не всегда нравится то, что здесь происходит, но это лучше, чем вообще никак. С таким соседством чувствуем себя очень комфортно. Есть жизнь, есть движение, есть люди, значит, сад Вайнера кому-то нужен

Нам не всегда нравится то, что здесь происходит, но это лучше, чем вообще никак

Ольга Томчик

организатор «Сквера»

Пространство «Сквер» — молодежная и интересная площадка для встречи единомышленников, интересного и познавательного отдыха жителей и гостей города Екатеринбурга, организованная Комитетом по молодежной политике. Пространство работает в саду Вайнера уже второй год. Основные задачи проекта — это создание условий для самореализации молодежи и знакомство молодежи с интересными людьми, проектами, возможностями для молодежи города.

В следующем году сада Вайнера не будет как такового — его выкупила под застройку филармония. В этом году много мероприятий в «Сквере» посвящено именно этому —художники и фотографы запечатлевают сад на память.

В «Сквере» проводятся различные активности: мастер-классы по рукоделию, арт-пространство, образовательные интенсивны, театрализованные постановки, общение с успешными представителями общественности, лектории по актуальным темам, косплей, танцевальные баттлы, фитнес-тренировки, йога и спортивные игры на свежем воздухе.

Пространство очень крутое и уютное. В будущем проект продолжит жить и переедет в другое место.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО: