Генпрокурор Юрий Чайка обвинил Росжелдор и РЖД в нарушениях при заключении и выполнении договоров на строительство Московского транспортного узла в 2012–2018 годах. В связи с этим президент Владимир Путин поручил премьеру Дмитрию Медведеву принять соответствующие меры, стало известно «Коммерсанту».

«Вследствие ненадлежащей организации работ, отсутствия контроля со стороны уполномоченных органов власти стоимость и сроки реализации проекта существенно возросли», — говорится в письме генпрокурора. Согласно распоряжению правительства, на строительство МТУ до 2020 года планировалось выделить 236 миллиардов рублей. Однако из-за «необоснованной» передачи полномочий для уточнения плана стройки от правкомиссии по транспорту к комитету совета директоров РЖД срок завершения работ перенесли на 2025 год. Кроме того, расходы выросли до 691 миллиарда рублей.

Чайка отмечает, что договоры Росжелдора и РЖД с Росимуществом не соответствуют законодательству, что позволяет Росжелдору «самоустраниться от осуществления эффективного контроля». В документах также нет целевых показателей, что не позволяет выставить штрафы.

Деньги из бюджета к РЖД переходят через закупки, а не через контрактную систему, большинство объектов строится без одобрения Главгосэкспертизы, добавляет генпрокурор. Генпрокурор требует прекратить передачу полномочий правкомиссии РЖД, внедрить контрактную систему и проверить руководство Росжелдора. 

В РЖД изданию рассказали, что изменения сроков и стоимости проекта согласованы с госорганами: «Первый вариант программы на сумму 236,9 миллиарда рублей был сформирован в 2012 году. В 2015 году правкомиссия по транспорту утвердила детальный план мероприятий до 2025 года, параметры были уточнены. В 2015–2018 годах с учетом решений президента и правительства в него были включены новые проекты: развитие радиальных направлений, их интеграция с МЦК, проекты МЦД и организации скоростного движения, что также привело к увеличению объема финансирования». В РЖД заверили, что компания примет меры по устранению обнаруженных Гепрокуратурой недостатков, чтобы не допустить их в дальнейшем.

Глава Союза пассажиров Кирилл Янков подтверждает наличие проблем при создании МТУ, среди них — неоптимальные проектные решения. В то же время обвинения в завышении стоимости проекта он считает необоснованными. Расходы часто покрывает не федеральный бюджет, а бюджет Москвы и Московской области или инвестпрограмма РЖД. Увеличение стоимости вызвано расширением проекта: например, строительством МЦД и реконструкцией линии Москва — Усово.


 Проект развития МТУ предполагает развитие подъездных путей к московским аэропортам, расширение участков пути Октябрьской железной дороги на казанском и смоленском направлениях. В 2015 году московские власти утверждали, что на развитие проекта в период с 2012 по 2025 год потребуется 524 миллиарда рублей.

 В сентябре 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин попросил вице-премьера Максима Акимова профинансировать проект развития Московского транспортного узла, на который не хватало 770 миллиардов рублей.


Источник: «Коммерсантъ»

Подписывайтесь на нас!