Ученые по всему миру начали изучать микроорганизмы, которые живут в городе: на улицах, в торговых центрах и метро. Исследователи из университета ИТМО решили присоединиться к проекту MetaSub и узнать, какие микробы живут в московской подземке.

Для этого они проанализировали пробы с пяти типов поверхностей на четырех станциях: «Выставочная», «Достоевская», «Сретенский бульвар» и «Римская».

Что выяснили ученые:

• Чем больше людей проходит через станцию, тем разнообразней на ней среда микроорганизмов.
  • Большинство микроорганизмов попадают на поверхности с кожи человека или из почвы, переносясь на подошвах. Две эти группы, сосуществуя в одном пространстве, могут специфично влиять на здоровье человека, однако это еще предстоит проверить.
  • Болезнетворных бактерий в столичной подземке не нашли. Однако мыть руки после поездок в метро по-прежнему стоит, чтобы обезопасить себя от вирусов и других возможных патогенов.
  • Некоторые бактерии, которые обнаружены в метро, способны разлагать вредные вещества и тем самым очищать окружающую среду.
  • Виды микробов, распространенных в крупных городах, похожи. Например, микроорганизмы московского метро во многом совпадают с нью-йоркской подземкой.

Зачем проводить такое исследование

По словам авторов исследования, такой пилотный анализ позволит создать детальную пространственно-временную карту микроорганизмов в городском транспорте. В перспективе это сможет помочь собирать информацию о перемещении людей и характере взаимодействия с окружающей средой.

Александр Тяхт

кандидат биологических наук, сотрудник итмо

«Конечно, такая карта была бы более полна, если изучить изменение состава микробиоты во времени. Сейчас образцы на станциях были собраны подряд за один день, но, может быть, есть бактериальные волны, ассоциированные со временем суток — например, с часом пик. Наконец, есть знаменитая станция „Площадь Революции“ с отполированными до блеска статуями. Там, к примеру, все трут нос собаки на удачу. Было бы интересно отследить, как меняется микробиота статуи с течением времени: зимой, весной, накануне студенческой сессии и так далее».

В московском метро уже проводили исследование качества воздуха. Тогда в ходе эксперимента выяснили, что на Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях, а также в МЦК норма углекислого газа превышена почти в два раза.

Источник: Itmo.news