На этой неделе на Лесной улице силами Дептранса появилась временная велополоса, размеченная переносными пластиковыми столбиками. И хотя полосу для велосипедистов в этом месте давно ждали, реализация проекта стала неожиданностью для мундепов Тверского района, а некоторые местные жители и вовсе выступили с резкой критикой.

Дептранс ссылается на просьбы жителей города

В начале июня москвичам предложили поучаствовать в развитии городской инфраструктуры и прислать свои идеи по благоустройству. Одним из таких предложений стала велополоса на Лесной улице — ее временную версию пообещали реализовать одной из первых, уже в середине июля.

И хотя депутаты, выступающие против велосипедной полосы, настаивают, что ее сделали неожиданно и втайне от жителей улицы, в Дептрансе объяснили, что полоса для велосипедистов уже была частью проекта реконструкции улицы.

В то же время, когда ЦОДД объявил о своих планах, в районной группе в фейсбуке начались активные споры — администраторам даже пришлось ввести запрет на обсуждение темы. В итоге и сторонники, и противники велосипедной выделенки создали петиции на Change.org. Правда, кроме петиций и писем в ЦОДД, решительных действий со стороны противников велополосы не последовало. Все это время Дептранс не обращал внимания на общественные обсуждения.

Часть мундепов выступили против велополосы

В среду на Лесной появились столбики, обозначающие велополосу. На следующий день должно было пройти очередное заседание Совета депутатов Тверского района. Повестку мундепы каждый раз формируют самостоятельно, и пункт об обсуждении велополосы на Лесной в нее включили уже давно.

Заседание прошло в жаркой дискуссии противников и сторонников дорожки — они ожидали, что мнение Совета станет решающим в вопросе появления полосы. На заседание пришли высказаться и некоторые жители Лесной и прилегающих улиц, и специалисты по урбанистике, и велоактивисты.

Главным аргументом противников проекта стало то, что сужение Лесной улицы оставит всего одну полосу для маневра автомобилей, что якобы обернется постоянными пробками под окнами жителей, а также невозможностью мусоровозов свободно перемещаться. Кроме того, приводились доводы о том, что велосипедная полоса будет вести из ниоткуда в никуда, тогда как велоинфраструктуру нужно прокладывать комплексно.

По мнению некоторых депутатов, велополоса — план Дептранса, а не просьба, исходящая от жителей. Они подчеркивают необходимость развития велоинфраструктуры и велодвижения, но выступают против конкретной велополосы на Лесной, потому что хотят защитить права своих избирателей: по их словам, жители Лесной выступают против, а жильцы примыкающих улиц — в основном за.

Эксперты считают, что велодорожка на Лесной нужна

Эксперты по урбанистике считают, что в подобных случаях действительно нельзя отдавать решение исключительно на откуп местным жителям: Лесная улица — важная хордовая связь между крупными транспортными артериями, и необходимо учитывать мнение всех, кто пользуется общественным пространством.

Валерий Ларионов, архитектор-транспортник в Студии транспортного проектирования, привел аргументы, почему транспортного коллапса не произойдет и почему велополоса очень нужна именно в этом месте:

  • Велополоса изначально была предусмотрена в проекте реконструкции улицы. Размеры улицы соответствуют проекту, однако велополосу по непонятной причине рисовать не стали.
  • Велополоса ничем не помешает водителям, а только поможет упорядочить движение. Сейчас в движении для автомобилей предусмотрена одна полоса — однако автомобили разъезжаются по всей ее ширине, что никак не помогает ускорить проезд, а только блокирует проезд велосипедистов по краю проезжей части. Кроме того, автомобили часто притормаживают у края проезжей части для высадки пассажиров, что создает конфликтные ситуации, и более того — нарушаются правила парковки.
  • Велодорожка способствует большей безопасности. Один из основных тезисов урбанистики звучит так: чем шире полоса для автомобилей, тем выше скорость набирают водители — так работает психология. Велодорожка позволяет заузить видимое пространство, что способствует тому, что водители сбрасывают скорость, чтобы лучше контролировать дорогу, а еще будут внимательнее следят за движением.
  • Противники велодорожек обычно ссылаются на тезис о том, что они ограничивают проходимость автомобилей и создают пробки. Однако на Лесной пробки создает только очередь на парковку в «Депо», а решается это переносом въезда.
  • Сейчас на тротуарах и на проезжей части и на лесной происходит масса конфликтных ситуаций: например, курьеры из-за отсутствия инфраструктуры вынуждены либо выезжать на тротуары и проезжать в толпе людей, либо выезжать на проезжую часть, рискуя попасть под колеса автомобилей, отъезжающих от края проезжей части после быстрой высадки пассажиров.

Те же аргументы приводит и Анастасия Ромашкевич, мундеп и создательница блога Velonation. О том, почему на Лесной нужна велополоса, она рассказала на ютьюб-канале «Городских проектов».

Велополоса на Лесной — часть проекта развития московской велоинфраструктуры

По сути, предложение москвичей в рамках голосования позволило властям вернуться к проекту реконструкции улицы трехлетней давности, где велополоса действительно заложена в схему: ее встраивание предусматривает изменение не количества полос для машин, а их ширины. Дептранс мог бы заняться реализацией проекта, даже если бы такого предложения от жителей не поступило.

Проект реконструкции Лесной улицы

Сейчас велополоса действительно никуда не ведет, но ее продолжение может появиться позже — например, после реконструкции Бутырского Вала. Власти уже начали думать, как и где сделать полосы для велосипедистов, рассказал замруководителя ЦОДД Артур Шахбазян. Одна из идей — добавить велоразметку на самых востребованных для велосипедного движения выделенных полосах.

Будущее велополос в руках Дептранса

Депутаты относительным большинством приняли резолюцию, что Совет поддерживает развитие велодвижения в городе, но выступает за немедленное устранение столбиков на Лесной. Однако повлиять на такие глобальные вопросы, касающиеся стратегического развития города, не могут — им остается только выносить рекомендательные резолюции. Уже в пятницу, несмотря на конфликт, на временной полосе появилась специальная велосипедная разметка.

Теперь судьба Лесной зависит только от Дептранса: прислушается ли он к резолюции депутатов и жителей-противников проекта или поддержит местных велосипедистов, которые долгое время ждали велополосу. Пока что чиновники никак не участвуют в обсуждении и даже не прислали своего представителя на заседание.

Тем временем Дептранс объявил об успехах велополосы на Лесной, ссылаясь на то, что на Лесной за три дня увеличилось количество велосипедистов на 29 %, а затруднений для автомобилей не наблюдается. Эксперты рассказали The Village, что они думают об этой цифре: «Пока рано делать выводы и подсчитывать потоки спустя всего несколько дней, надо дать жителям города привыкнуть и адаптироваться. Сейчас это похоже на попытку Департамента транспорта триумфально объявить о своих достижениях».