Из-за пандемии коронавируса многие петербуржцы вынужденно остались в городе. Внутренний туризм — единственное, на что этим летом может рассчитывать местная индустрия путешествий. В связи с этим The Village запустил рубрику «Маршрут». В ней мы рассказываем, где в Петербурге можно погулять за пределами «золотого треугольника».

Во втором выпуске — Нарвская застава, район, который кардинально преобразился в конце 1920-х — начале 1930-х годов. До застройки это была довольно мрачная рабочая окраина, которую Константин Вагинов описывал так: «Свиньи бродили, пьяницы валялись, кулачные бои, в жалких деревянных домишках горели огни, как волчьи глаза».

Сегодня это анклав архитектуры авангарда, где можно увидеть работы главных ленинградских авторов того времени — Гегелло, Никольского, Симонова и других. Рассказываем, как прогуляться от Нарвских триумфальных ворот до сада 9-го Января, чтобы не пропустить ничего важного.

Текст

Юлия Галкина

Фотографии

Виктор Юльев

Начать маршрут стоит с совсем не авангардной постройки — Нарвских триумфальных ворот архитектора Стасова, недалеко от которых и находится станция метро. В ворота даже можно попасть: местный музей как раз недавно возобновил работу после карантина. Входной билет — 150 рублей, расписание и прочие подробности предлагаем посмотреть в группе во «ВКонтакте».

У самой «Нарвской» в 2014 году организовали небольшой сквер. Стиль — «муниципальное благоустройство», но в хорошую погоду людей здесь много. За этим сквером и находится наш первый конструктивистский объект — Дворец культуры им. А.М. Горького (площадь Стачек, 4). Во второй половине 1920-х его построили по проекту архитекторов Александра Гегелло и Давида Кричевского. Сейчас в ДК функционируют разнообразные студии всего на свете — от великорусского оркестра до ирландских танцев, а в большом зале гастролируют антрепризные театры. Впрочем, в эти дни никаких афиш на входе нет — только объявление о возврате денег за билеты.

Стоя у ДК, вы неизбежно увидите огромное панно в красных тонах на брандмауэре бывшего доходного дома Гордзялковских (проспект Стачек, 2). Оно гласит: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Панно — работа 1965 года студентов-мухинцев.

Сразу за доходником находится узкий Дом мебели — изначально Дом технической учебы (улица Ивана Черных, 4). Это еще одна, чуть более поздняя, постройка Гегелло и Кричевского. Если вам не нужна мебель, внутрь заходить совершенно необязательно: можно ограничиться 3D-туром на официальном сайте.

Перейдем на нечетную сторону по подземному переходу под площадью Стачек — его соорудили в позднесоветское время одновременно с реконструкцией Нарвских ворот. В переходе — тесно, душно; обильная торговля — от дешевых шмоток до пирожков.

Выходим к самой крупной фабрике-кухне Ленинграда, она же — Кировский универмаг (площадь Стачек, 9). Здание построили на несколько лет позже и ДК, и жилмассива на Тракторной улице. Среди авторов проекта были Иосиф Меерзон и Яков Рубанчик. От исторических интерьеров ничего не осталось, а несколько лет назад Кировский универмаг и вовсе реконструировали по проекту «Литейной части-91» Рафаэля Даянова.

В правой части универмага — равно как и в соседнем ТЦ «Галерея 1814» (назовем это постройкой эпохи капромантизма) — есть некоторое количество стритфуда: от «Теремка» до «Бургер Кинга». А у базирующегося в бывшей фабрике-кухне «Макдоналдса» стоят столы: можно есть картошку фри и смотреть на скучающих курьеров.

Далее многие предпочтут отправиться в парк Екатерингоф — довольно запущенный и совершенно прекрасный. Но мы советуем продолжать движение по проспекту Стачек. Следующая авангардистская постройка у нас на пути — школа им. 10-летия Октября, она же лицей № 384. Это ровесница ДК им. Горького, спроектированная Александром Никольским и Александром Крестиным. В плане школа представляет собой серп и молот. Интересная особенность — башня с обсерваторией. Не очень понятно, функционирует ли она сейчас (сведения разнятся); в инстаграме лицея можно посмотреть видео изнутри.

Перейдем дорогу и окажемся на Тракторной улице — в первом ленинградском жилмассиве. Его возвели в 1927 году, авторы — все те же Гегелло и Никольский плюс еще один столп местного авангарда, архитектор Григорий Симонов. Арки и полуарки, жизнерадостный лососевый цвет — вам обязательно понравится Тракторная. Правда, не все местные жители готовы разделить энтузиазм туриста: квартиры изначально строили без ванн (на тот момент их просто не производили), почти во всех — совсем как в дореволюционном фонде — были неизбежные коммуналки. Сами дома возводили, по сути, из чего придется: от старых кирпичей до трамвайных рельсов. Зато и сейчас это тишайший, очень приятный район — будто деревня в городе.

Минуем Кировскую площадь с памятником Сергею Мироновичу — и оказываемся в кульминационной точке нашего маршрута, у Кировского райсовета (проспект Стачек, 18), построенного в первой половине 1930-х. Это, пожалуй, флагман ленинградского авангарда. Райсовет — работа Ноя Троцкого (среди других его построек — «Большой дом» на Литейном, где находится местное управление ФСБ). Сейчас в здании базируется  администрация Кировского района, а в полукруглом торце — отделения Почты России и Сбербанка. В 2017-м часть здания, в том числе башня с серпом и молотом, ушла на реставрацию. К июлю 2020-го постройка все еще в лесах и за забором, а на площадке перед башней упражняются скейтеры.

Еще раз пересечем проспект Стачек и свернем на Оборонную улицу. Пройдем мимо ряда жилых конструктивистских домов — менее выразительных, чем на Тракторной (за исключением спроектированного Григорием Симоновым 7-го, с нарядными цветами под окнами). Зато относительно недавно отремонтированных.

Разительный контраст с ними являют Ушаковские бани («Гигант», ул. Зои Космодемьянской, 7, лит. А). Это еще одна постройка Александра Никольского — автора другой супрематической бани, в Лесном. Здание на Зои Космодемьянской сильно руинировано, часть крыши отсутствует, за годы забвения полукруглый объем оброс граффити, а пару лет назад постройка горела. Примерно тогда же Ушаковские бани выставляли на торги, но с тех пор проект по созданию «физкультурно-оздоровительного комплекса» не продвинулся.

Далее можно свернуть направо, к милейшим послевоенным двух- трехэтажным домам. Или свернуть налево и по Турбинной улице пройти к «Серафимовскому городку» — брату Тракторной, построенному в те же годы теми же авторами. Но мы советуем завершить маршрут в саду 9-го января (название — отсылка к «Кровавому воскресенью» 1905 года, когда правительственные войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих Нарвской заставы).

Можно посидеть на скамейке в тени деревьев или пройти к летней эстраде. Она, как и триумфальные ворота, обитаема — но внутрь попасть вряд ли удастся (если только вы не ребенок, занимающийся техническим творчеством — там находится соответствующий центр). На длинных скамейках удобно соблюдать социальную дистанцию, да и народа на них обычно не так много.