В понедельник, 18 февраля, топ-чарты российского Apple Music возглавили четыре альбома неизвестных исполнителей под именами Мурсия, Бильбао, Картахена и Мендоса. Все композиции звучали как демозаписи и были пародиями на произведения Оксимирона, Хаски, ЛСП и Егора Летова. Как минимум две композиции являются треками Сэма Каштана — ютьюб-блогера и автора канала Red Lamp с видеогайдами, как записать трек в стиле того или иного артиста. Сам Каштан отрицает какую-либо причастность к этой истории. The Village поговорил с диджитал-дистрибьюторами, представителями лейблов и накрутчиками о том, как работает индустрия накруток и каким образом релизы неизвестных артистов могли попасть в топ чартов.

Как треки вообще попадают в Apple Music?

Все композиции попадают на стриминговые платформы через дистрибьюторов. Существует два основных типа дистрибьюторов. Первый — крупные компании, которые осуществляют связь между площадками и артистами (лейблами). Такой тип отношений выгоден как лейблам, так и самим площадкам: дистрибьюторы составляют для них рекомендации, которые помогают редакторам стриминговых сервисов вовремя заметить тот или иной релиз, объясняет основатель лейбла Gentle Music Сергей Подосинов. Стриминг-площадки и дистрибьюторы вместе согласовывают различные промопланы и рекламные кампании и, по сути, сами разрабатывают топ чартов на платформах. Сервисами по дистрибуции пользуются почти все крупные лейблы, такие как Gazgolder и Black Star.

Второй тип дистрибьюторов — это автоматизированные онлайн-сервисы, которыми в основном пользуются независимые музыканты, публикующие свои треки на платформах: FreshTunes, TuneCore и CD Baby. С ними музыкант подписывает пользовательское соглашение, в котором гарантирует, что загружаемая музыка принадлежит ему. Далее весь контент проходит техническую модерацию у сотрудников агрегатора, после чего он появляется на платформах. Залитые подобным образом композиции не попадают ни на промо, ни в плейлисты, так как редакторы платформ не успевают с ними ознакомиться.

Как накручивают прослушивания и выгодно ли это?

Основной механизм накручивания треков — это имитация покупок или прослушиваний обычного пользователя. Чтобы этим заниматься, требуется большая база аккаунтов, анонимно сообщил The Village один из накрутчиков. Он также рассказал, что треки чаще всего продвигают, многократно прослушивая их на разных компьютерах. В распоряжение редакции попали расценки накрутчиков на вывод композиций в топы чартов: так, например, вывод одного трека на третье место чартов Apple Music на одни сутки обойдется в 200 тысяч рублей. В iTunes точно такая же услуга стоит всего 43 тысячи рублей.

Насколько эффективны данные способы, неизвестно. Владислав, занимающийся продвижением треков в iTunes, рассказал, что при формировании топа Apple Music учитывается большое количество факторов. По его словам, Apple тщательно скрывает свой алгоритм, при этом постоянно что-то в нем модернизируя. Еще одной помехой является то, что дистрибьюторы и лейблы постоянно борются с искусственно продвинутыми треками в стриминговых сервисах. Именно из-за этих двух факторов Владислав и большинство его коллег в основном занимаются раскруткой треков в iTunes — там главную роль в формировании чартов играют покупки.

Притом что в ни в России, ни в мире нет законов, запрещающих накручивать прослушивания, Apple Music и любые другие сервисы имеет право выводить из чартов композиции, не пользующиеся реальным спросом. «В Apple Music никогда не удаляют накрученные треки, а просто убирают их подальше — посчитают количество фейковых стримов и вычтут их из общего числа прослушиваний. По сути, трек с накрученными прослушиваниями в топе чартов — это ошибка алгоритма на стороне, а любая компания имеет право исправить свои ошибки», — объясняет Алексей Николаев, основатель и ведущий эксперт консультационного бюро InSimple.

Основная цель накрутки трека — сделать его более популярным и по возможности получить роялти, которые стриминг-сервис отчисляет артисту за каждое прослушивание. Впрочем, Николаев уверен, что накрутками пользуются только неопытные люди — фрешмены и люди, далекие от музыкальной индустрии, ведь, по его словам, выскакивание в чартах не дает долгосрочного результата: «Ты потратишь больше денег, чем соберешь».

Директор музыкального издательства «А+» Артем Боровков подтвердил, что сегодня у всех представителей музыкального бизнеса есть информация о стоимостях вывода релизов в чарты стриминг-сервисов. Однако Боровков согласен с Николаевым в том, что продвигать таким способом музыку дорого и неэффективно.

Зачем было раскручивать неизвестных плагиаторов?

История со странным появлением неизвестных релизов в топе чартов интересна и тем, что во всех этих композициях были заведомо нарушены авторские права, из-за чего их сразу же удалили с платформы. У попадания треков в топ чартов есть несколько версий:

 Хотели заработать денег на авторских отчислениях

Руководитель лейбла «Саппорт-музыка» Даниэль Блехер сомневается, что кому-либо было бы выгодно вкладывать средства в продвижение этих треков: «Я думаю, что на этой истории они заработали тысяч 50, не больше, а это не деньги, учитывая то, сколько в это было, скорее всего, вложено. Они сами накрутили прослушивания, каким-то образом вылезли в топы. Но за полтора дня не успели получить много прослушиваний. Не факт, что из-за накрутки им вообще перечислили авторские».

Или протестировать инструменты продвижения

Артем Боровков из «А+» также ставит под сомнение версию намеренной накрутки с целью зарабатывания денег. Артисты, скорее всего, не смогли получить за прослушивания какие-либо отчисления, так как их выплата происходит не сразу, а за определенные периоды — от одного месяца до полугода. Боровков также сказал, что у него нет однозначного ответа на вопрос, зачем кому-то выводить чужие релизы в чарты стриминг-сервисов: «В данном конкретном случае все выглядит так, что некая SMM-команда просто тестировала свои инструменты на каких-то релизах. Хотя выглядит это довольно странно. Ведь можно было потренироваться на реальных релизах реальных артистов».

Владислав, продвигающий музыку в iTunes, сомневается, что в Apple Music существует возможность искусственно выводить в топ музыкальные композиции, так как любые намеки на накрутки Apple моментально пресекает: «Появление неизвестных релизов в топе чартов — это какой-то баг Apple Music, который уже пофиксили. Никто из моих коллег не подтвердил, что он как-то к этому причастен. Зная, насколько высок спрос на этот сервис (в связи с тем, что никто не может его накрутить), то не признаться в таком сильном искусственном продвижении — это глупость».

Это могло быть побочным эффектом волны стримов

Алексей Николаев из InSimple предположил, что попадание неизвестных релизов в топ чартов могло быть побочным эффектом волны стримов, которую кто-то спровоцировал, неосторожно занимаясь накруткой: «Такое на самом деле уже случалось: несколько лет назад ребята из Black Star продвигали свой материал на рынке, пользуясь вполне себе чистыми и законными инструментами маркетинга, например посевами через VideoSeed. В результате раскрученные треки повылезали на совершенно других территориях: клип Тимати с участием Филиппа Киркорова попал в топы где-то во Франции и Италии».

Что происходит, когда треки, загруженные через автоматические дистрибьюторы, нарушают авторские права?

Если трек с накрученными прослушиваниями могут просто вывести из чартов, то композицию, в которой нарушены авторские права, полностью удаляют с сервиса. Самое страшное, что может случиться с исполнителем, нарушившим авторские права, — его релизы снимут по страйку (обращению правообладателя. — Прим. ред.). «Если это что-то очень большое, на FreshTunes (один из онлайн-сервисов по автоматической дистрибуции. — Прим. ред.) приходит крупный судебный иск, который перенаправляют исполнителю, загрузившему трек», — рассказывает Даниэль Блехер.

«Обычно этот процесс выглядит так: правообладатель, чьи права нарушены, направляет претензию в службу поддержки или юридический отдел стриминг-сервиса с просьбой удалить пиратский релиз и предоставить информацию об уже заработанных на нем средствах. Стриминговый сервис реагирует на это и оповещает агрегатор о конфликте прав, а тот, в свою очередь, связывается с лицом, загрузившим спорный контент на площадки. Далее есть два варианта: мирный и судебный. Обычно, если ситуация не разрешается в первые дни, магазины блокируют контент и/или замораживают выплаты роялти до судебного решения», — объясняет процедуру Артем Боровков.

В случае с композициями Мурсии, Бильбао, Картахены и Мендосы Apple Music не стал ждать обращения правообладателя и сам заблокировал контент.

В Apple Music не пояснили редакции The Village, каким именно образом композиции Мурсии, Бильбао, Картахены и Мендосы вошли в топ-10 чартов Apple Music в России. Известно, что релизы, которые попадают в чарты и плейлисты, вручную отбирают редакторы Apple, так что, несмотря на накрутки, альбомы не должны были оказаться так высоко в чартах.