В середине февраля Мосгортранс объединил маршруты трамваев № 9 и № 50. Теперь за цену одной поездки по карте «Тройка» можно прокатиться по огромной территории исторической Москвы от шоссе Энтузиастов почти до Белорусского вокзала и увидеть огромное количество памятников архитектуры разных эпох и других примечательных деталей. О том, чего точно нельзя не пропустить на этом пути, рассказывает Денис Бычков, автор проекта «Москва. Детали».

видеосъемка

Людмила Чижова

Трамвай № 50

Начало маршрута: Дом культуры «Компрессор»

Конец маршрута: Нововоротниковский переулок

Цена: 55 рублей (по «Тройке» — 38 рублей)

Время в пути: 60–90 минут


Что нужно знать перед поездкой

Конечно, планируя прокатиться по 50-му маршруту, вы посмотрите карту его движения и решите начать от Белорусского вокзала, а закончить, если не сломаетесь по пути, в Лефортове. Это понятно — добраться в центр Москвы проще, но так делать не надо. Во-первых, начиная поездку в Лефортове, вы будете полны сил, поэтому, прежде чем сесть в трамвай, сможете пошататься по кварталу Дангауэровка и посмотреть на знаменитый гараж-фару Мельникова. Это одни из лучших зданий Москвы по части архитектурного авангарда 20-х годов. Во-вторых, выпав из трамвая в конечной точке, в Лефортове, вам предстоит еще выбираться оттуда в сторону центра. Закончив же путь у Нововоротниковского переулка, сделать это будет намного проще — к тому же вокруг площади Тверская Застава находится множество баров, в которых можно будет прийти в себя от увиденного. 

Лучше всего занять место в самом конце трамвая. Панорамное остекление задней части новых моделей позволит увидеть намного больше. Помните, что в середине салона есть гнезда зарядок для смартфонов, и откройте предварительное какое-нибудь тревел-приложение (вроде «Викимапии») — описать вообще все прекрасные строения по пути этого маршрута невозможно, их очень много. Время в пути — до полутора часов, почти 50 остановок. Запомните названия остановок, вокруг которых находятся наиболее примечательные для вас объекты. 

«ДК Компрессор»

Адрес: шоссе Энтузиастов, 28/2

Перед стартом маршрута — вещь, которую нельзя пропустить: Дом культуры «Компрессор» — малоизвестное, очень легкое конструктивистское здание, построенное в 1927–1929 годах по проекту архитектора Владимирова. Его история — история красивых названий: строился как клуб «Пролетарий» для рабочих завода «Котлоаппарат», затем предприятие переименовали в «Компрессор», также затем стали называть и это здание. ДК находится на противоположной от первой трамвайной остановки маршрута стороне шоссе Энтузиастов, практически напротив. Неожиданная для этого в целом брутального стиля хрупкая красота советского архитектурного авангарда.

«МЭИ»

Адрес: ул. Красноказарменная, 13, стр. 1

Трамвай следует по Лефортово, заповеднику отечественного конструктивизма, поэтому расслабляться не стоит. Уже вторая остановка — МЭИ — и снова здание, пропустить которое нельзя. Это корпус «Е» Московского энергетического института, спроектированного в МГТУ имени Баумана на факультете промышленного строительства группой молодых отечественных архитекторов и построенный в 1929–1932 годах. Брутальный фасад с каноническим для конструктивизма ленточным остеклением, а в качестве точки G объекта — громадная минималистичная башня с россыпью микроиллюминаторов. Что важно знать о корпусе: он строился примерно в то же время, что и единственное в Москве здание ле Корбюзье. Наши молодые архитекторы, естественно, вдохновлялись идеями великого француза и его «Пятью отправными точками архитектуры», и в итоге здание МЭИ (в те годы — ВЭИ) вышло как минимум не хуже.

Я был внутри обоих объектов и могу сказать, что внутренности МЭИ, вот этот ретрофутуристичный пандус, — просто один из самых красивых интерьеров Москвы.

Здание МЭИ (народное название — «Бастилия») будет у вас справа по ходу движения, не забудьте после него повернуть голову налево, чтобы увидеть «Жилмассив ВЭИ». Тот же стиль и эпоха, но более лаконично, а вообще, этот квартал носит приятное для рейверов название «Электрогородок».

«Лефортовский Вал» — «Метро „Бауманская“»

Это один из самых насыщенных красотой и эмоциональными переживаниями участок маршрута, особенно если вам небезразлично слово конструктивизм. Но Лефортово — это не только авангард 20–30-х годов, ближе к границе района находится немало памятников классицизма XVIII века. Крутите головой на 360 градусов до самой Яузы, пока не переедете эту важную московскую реку по одному из старейших в городе мостов — Лефортовскому (построен еще в 1777 году). Здесь вы плавно перейдете из одной великой московской местности в другую, не менее великую — в Басманный район.

«Бакунинская улица»

Адрес: ул. Бауманская, 23

Отпетляв по началу Басманного по большей части приятным переулкам, вы проедете станцию метро «Бауманскую», пересечете Бакунинскую улицу и сразу после — одноименная остановка. Отъехав от нее, сразу же смотрите направо — увидите нездешней красоты четырехэтажное здание — Доходный дом крестьянина Антона Фролова.

Скорее всего, такой стиль постройки (а это почти в чистом виде неоготика) навеян его владельцу окружавшими участок постройками Немецкой слободы. Возведено оно в 1914 году, является жилым, а архитектор этой красоты — человек с весьма расширенным сознанием Виктор Мазырин. Такой global russian начала XX века: много путешествовал по миру, считал себя «реинкарнацией строителя египетских пирамид»; храм в Кунцеве, павильон выставки в Париже и знаменитый Морозовский особняк на Воздвиженке — это все его постройки, широко мыслил архитектор Мазырин.

Буквально через пару домов, слева по ходу движения, — красиво умирающая колокольня бывшей церкви Великомученицы Екатерины (сам старообрядческий храм находился в жилом доме, он был разрушен в конце 70-х).

«Красносельская улица»

Проехав мимо здания фуд-корта «Гастроферма», трамвай свернет на Ольховскую улицу и, немного не доезжая до арт-пространства «Авиатор», где недолго, но ярко пылал клуб «Рабица», устремится в сторону железнодорожного моста. Вы покинули Басманный и въехали в Красносельский — более высотный и строгий район. Снова доставайте смартфоны: вид миниатюрного храма Покрова Пресвятой Богородицы на фоне индустриальных пейзажей прижелезнодорожных территорий — впечатляющий.

Сразу после остановки «Красносельская улица», на повороте налево с Нижней Красносельской на Краснопрудную — внимание на павильон станции метро «Красносельская». Красная ветка, к которой эта станция и относится, как известно, была первой линией Московского метрополитена. Этот павильон открыли в 1935 году, вместе с самой станцией. Приятный образец советского ар-деко хоть и лишился нескольких элементов своего экстерьера, выглядит по-прежнему изящно, особенно на фоне нарастающего гула и стати близлежащей площади трех вокзалов.

Жаль, 50-й маршрут не делает круг по Верхней Красносельской, возвращаясь обратно на Краснопрудную. Там впереди находятся еще два выдающихся строения: бывшая богадельня Геер (1898 год, архитектор Кекушев) и здание кондитерской фабрики Абрикосовых (1905 год).

«Комсомольская площадь»

Площадь трех вокзалов большинством москвичей используется весьма утилитарно: выскочить из метро или такси, прыгнуть в «Сапсан» и умчаться навстречу приключениям в Северной столице.

50-й маршрут предполагает иной сценарий восприятия места: на нем вы торжественно проедете площадь насквозь, чтобы наконец-то оценить со стороны панораму величия ее построек: слева — массивное полукруглое здание Центрального дома культуры железнодорожников (1925 год, архитектор Щусев) и Казанский вокзал (1913–1940 годы, тоже Щусев); справа — здания Ярославского вокзала в неорусском стиле (1907 год, архитектор Шехтель) и старейший вокзал Москвы — Ленинградский (1849 год, архитектор Тон). Самые впечатлительные пассажиры маршрута в этом месте должны вставать и проезжать площадь стоя, настолько ее величие вставляет.

«Каланчёвская улица»

Адрес: Комсомольская пл., 1а

После площади трех вокзалов эмоциональный шум поездки временно спадает. При подъезде к следующей остановке справа по ходу движения обнаруживается невысокий краснокирпичный Императорский павильон (1896 год, архитектор Войневич). Это должен был быть, так скажем, VIP-вокзал для обслуживания царских поездов и другой знати, но не сложилось; в разное время он использовался по-разному, а в наше время там билетные кассы пригородных поездов.

«Спорткомплекс „Олимпийский“»

Далее — до самого проспекта Мира — трамвай будет петлять по типичным московским улицам, укрывшимся между Садовым и ТТК. Пейзаж будет чередоваться двухэтажными дореволюционными домиками и брежневскими «панельками» 70-х. Затем трамвай пересечет проспект Мира и остановится рядом с «Олимпийским», подарив возможность испытать сильный эмоциональный момент. Для этого надо открыть эту фотографию — известный и канонический снимок города, который мы называем «Старой Москвой», — и сравнить две эти местности: ту, что на фото, и ту, что за окнами вашего трамвая. Смотрите на фото и, ориентируясь на храм Святителя Филиппа, представляйте, как выглядел город ваших бабушек и дедушек.

«Улица Гиляровского»

Адрес: ул. Гиляровского, 20

Это следующая остановка, и, как только трамвай отъедет от нее в сторону следующей, смотрите налево — сразу поймете, что речь идет о нем, о бывшем доходном доме Купчихи Ломакиной. Прекрасный образец московского модерна (1909 год, архитектор Масленников). Сейчас в нем непонятно что, а еще несколько лет назад здесь экзотично располагалось посольство Республики Мозамбик. Вообще, эта улица не особо проходная, и очень жаль, что этого подтянутого красавца видит так мало горожан.

И еще, как только вы приедете на следующую остановку, резкое движение шеей вправо — увидите развеселый мурал на стене Мещанской пожарной части ХVIII века (мурал сам, конечно, советского периода, и он очень яркий, даже психоделичный).

«4-й Самотёчный переулок»

Далее трамвай проезжает мимо комплекса «мучителей зверей» «Театра дедушки Дурова» (состоит из дореволюционного здания 1894 года архитектора Вебера и постройки 1980 года архитектора Саевича) в сторону нарядной московский местности Самотёки — россыпи переулков между Садовым кольцом и Суворовской площадью. Жаль, что не все местные красоты можно увидеть из окна трамвая.

Так что, если вам срочно понадобится в туалет, а для этого потребуется ненадолго прервать маршрут, прогуляйтесь, например, по 1-му Самотёчному переулку. Небольшой, но ценный, как шкатулка с архитектурными драгоценностями. В ней, помимо прочего, хранятся: бывшее общежитие Метростроя (а ныне Музей ГУЛАГа) и единственное здание, построенное по проекту великого художника, графика и архитектора, соратника Малевича Эль Лисицкого (здание комплекса типографии журнала «Огонек», 1-й Самотёчный переулок, 17).

«Улица Образцова»

К этому времени вы будете в пути уже более часа, и одной из действительно важных черт похорошелости Москвы последних лет является появление в трамваях USB-портов для зарядки смартфонов. Они обязательно вам пригодятся, потому что путь от Самотёки до остановки «Улица Образцова» украшен десятком самых разных архитектурных приятностей — от величественного здания Театра Советской армии в форме натурально звезды, в котором в 90-е устраивали рейвы, до редкого артефакта — покосившегося, но олдскульного деревянного старинного забора на улице Достоевского (слева по ходу движения).

Еще на этой же улице — комплекс зданий Академии имени Сеченова (справа по ходу движения; в его составе, между прочим, здание 1811 года, архитектор Жилярди). А перед остановкой «Улица Образцова» — привет из Лефортова, в смысле, снова важный памятник конструктивистской архитектуры, «Бахметьевский автобусный гараж» (1927 год, архитектор Мельников, инженер Шухов). Сегодня это известный всем Еврейский музей и центр толерантности.

Изначально маршрут после этого шел через Лесную улицу до Белорусского вокзала, но в итоге конечной остановкой стал Нововоротниковский переулок. Финальный отрезок маршрута, впрочем, можно пройти пешком: он также таит в себе кучу всего приятного, например, утомивший всех фуд-корт «Депо», то есть бывший ансамбль Миусского трамвайного депо (строился и перестраивался с 1874 по 1930 год, архитекторы Жуков, Глейнинг).

Но самым, по мне, важным зданием вдоль Лесной улицы является клуб имени С. М. Зуева. Феноменальный стеклянный цилиндр, наряженный в брутальные прямоугольные блоки, — это, конечно же, еще один конструктивистский памятник (1929 год, архитектор Голосов).

А закончить прогулку можно на площади Тверская Застава. Знаковое место, где Москва новая вцепилась в Москву старую. Прежде всего это Белая площадь, на которой современный БЦ обнимает старинный старообрядческий храм Святителя Николы Чудотворца. Очень точная аллегория Москвы по состоянию на 2019 год. Вы пришли.


Фотографии: обложка - Людмила Чижова, 1 – Ludvig14 / Wikimedia / (CC BY-SA 4.0), 2 – qweasdqwe / Wikimedia / (CC0 1.0), 3 – Анна Марченкова, 4 – Павел Москаленко / Фотобанк Лори, 5 – Алёшина Оксана / Фотобанк Лори, 6 – Екатерина Овсянникова / Фотобанк Лори, 7 – «Узнай Москву» / (CC BY 3.0), 8 – Наталья Николаева / Фотобанк Лори, 9 – Еврейский музей и центр толерантности, 10 – Dmitry29 / Фотобанк Лори