Попадая на территорию «Депо», невольно вспоминаешь «Красный Октябрь» конца 2000-х: кирпичные здания, десятки охранников в форме, припаркованные дорогие автомобили. Территория пока что не обжита и наполовину, но если прийти сюда вечером, то кажется, что где-то за углом обязательно должно быть караоке, кальянная и клуб Icon.

Проектов подобного масштаба в Москве еще не было, да что уж — таких искусственно созданных ресторанных кластеров, даже близких по размеру, не найти нигде в мире. Кажется, владельцы «Депо» хотели создать что-то вроде гастрономического Диснейленда и буквально построили целый город внутри города: открытый на месте Миусского трамвайного депо кластер вмещает около 17 тысяч квадратных метров — вполне себе микрорайон.

Самую большую площадь занял фуд-корт «Депо. Москва» братьев Васильчуков, известных в основном по ресторанам «Чайхона № 1». Проект рестораторов охватывает 11 тысяч квадратных метров, на которых поместилось 75 ресторанных, как модно сегодня говорить, концепций. Остальные помещения в «Депо» заняли отдельные рестораны.

Ощущение от происходящего смешанные: мы, уже привыкшие к собянинским реформам, ожидаем от общественных пространств детских площадок, зелени, деревянных скамеек и качелей, а попадаем на бетонную парковку без каких-либо намеков на то, что это все сделано хотя бы формально для людей. В новых реалиях Москвы, где все пересаживаются на каршеринг и пользуются магистральными автобусами с Wi-Fi, ресторанный город, где вас ждут на блестящей машине, смотрится как привет из прошлого.

Фото- и видеосъемка

Анна Марченкова


Иван Глушков

ресторанный обозреватель 

Все грандиозно и масштабно, пока совершенно непонятно, как будет работать, потому что стройка, по сути, еще в разгаре. А такой проект должен обжиться, сам в себе выработать какой-то микроклимат, который, скажем, уже есть на Даниловском и Усачевском, но которого нет на Центральном. Тут тоже пока микроклимата нет, и в этом главная проблема: все слишком долго ждали «Депо», и поблажки ему давать никто не хочет. Но приятные места уже есть, надеюсь, они как-то распространят свою ауру. Сыр, колбаса, всякие сласти-конфеты — выбор хороший, много всего интересного и цены нормальные. Овощи-фрукты — ценовой мрак.


Братство рестораторов старой гвардии

На фуд-корте «Депо. Москва» собрано более полсотни концепций, но никаких экспериментальных хот-догов с луковым чатни или крафтовых бургеров, сделанных на глаз, как это было в эпоху зарождения The Burger Brothers, тут не найти.

На входе на саму территорию «Депо» нас встречает традиционно роскошный новый ресторан Раппопорта «КрабыКутабы», еще один Simple Wine & Bar, очередная «Сыроварня» Новикова.

На фуд-корте все те же старые знакомцы: «Рыба моя» Перельмана, мидии Mollusca с Патриарших, кондитерская «Любовь и сладости», пирожные Mon Bon, The Truffle, Gokos, Chowder & Pie, K-Town и прочие известные по другим рынкам и местам в городе рестораны. Не радует даже премиальная точка «Теремка» с блинами с черной икрой — просто бездарно поедать черную икру в большом молле, расталкивая локтями публику.

Новые имена в «Депо. Москва», конечно, тоже встречаются, но вдохновляют они мало — большая часть из них — это опять же проекты крупных игроков ресторанного бизнеса, вроде Hello People совладельца «Кофемании» или «Бэтмена и узбеков», принадлежащих владельцам «Чайхоны № 1».

 Депо

Адрес: Лесная, 20

Часы работы: 08:00 - 23:00

facebook


Теофила Сокол

владелица и шеф кафе Table

К сожалению, владельцы «Депо» не попали в точку с платежеспособностью местных жителей. Здесь никто не сможет покупать килограмм помидоров за 700 рублей. Не совсем понятно, для кого этот проект сделан: в самом «Депо» нет офисов классных молодых компаний, магазинчиков. Никаких новых гастрономических игроков на рынке здесь тоже нет, а ехать ради уже знакомых ресторанных точек мне кажется странным. Хотя какие-то точки на фуд-корте кажутся интересными, например мне понравился Stall Натальи Березовой.


Даниловский рынок и навязчивая идея о фуд-кортах

Всем известный слоган «Россия — щедрая душа» к московскому ресторанному бизнесу подходит как нельзя кстати. Рестораторы с радостью подхватывают любую идею и увеличивают ее, словно используя зум.

В 2017 году Даниловский рынок открылся после реконструкции, и «Тульская» внезапно стала местом притяжения для москвичей. Это был один из первых проектов нового для города формата: лавки с фермерскими продуктами и десяток крошечных разнообразных кафе в одном пространстве. Наконец-то начинающие предприниматели и гастроэнтузиасты получили возможность заниматься своим делом: невысокие цены на аренду точки дали возможность держать достаточно низкий ценник. Публике нравилось разнообразие корнеров, и Даниловский мгновенно стал самой популярной гастрономической точкой в городе. Вслед за ним начали обновляться и другие рынки, а фуд-корты стали появляться один за другим: «Гастроферма», Streat, Центральный рынок сначала на Трубной, затем на Маросейке, «Аптекарский», в конце концов, «Вокруг света» Бориса Зарькова и Аркадия Новикова. Гастроцентр «Зарядье» Раппопорта стал первым фуд-кортом, который повторял популярную форму, но не содержание — все точки принадлежали одному ресторанному холдингу. Если говорить о масштабировании, то «Депо» — это гастроцентр «Зарядье», увеличенный до размеров целого жилого квартала.


Михаил Гончаров

основатель и управляющий ресторанами «Теремок»

Общие впечатления от «Депо» у меня самые радужные. Я считаю, что это лучшая площадка Европы и одна из лучших в мире, причем в мире я бы сравнивал только с Японией, Сингапуром. Потому что то, что я видел в Лондоне, Стокгольме, Париже, Барселоне, Мадриде, Нью-Йорке, гораздо слабее и менее интересно. По количеству представленных концепций, по интересности, по качеству места это точно площадка № 1. Поэтому я думаю, что успех гарантирован. В летнее время там есть где погулять, хорошая атмосфера, красивые здания. То есть это то, что нужно, то, что Москва ждала.

Мы открыли «Припек» именно в «Депо», так как это самый серьезный гастрономический рынок в России. Мы давно вынашивали идею сделать «Теремок»-гурмэ, объединив наше отточенное за 20 лет умение выпекать блины и новые, более сложные по кулинарному уровню начинки из деликатесных ингредиентов, таких как фуа-гра, креветки, камамбер, черная икра и так далее. Первые дни работы «Припека» показали хороший результат, отлично продаются и блины, и каши, и супы. Мы получили то, на что рассчитывали, и даже больше. Для нас «Припек» — это стартап, который нужно постоянно развивать и улучшать, как мы всегда делали и делаем в «Теремке». Единственная разница — запуская «Припек», мы уже умели выпекать отличные блины.


Масштабируй это

Практика первых обновленных рынков с фуд-кортами показала, что такой формат может работать успешно: десятки точек могут обслужить за раз гораздо большее количество человек, предлагая в разы больший выбор, чем может один, даже очень большой, ресторан. Но можно ли умножать сущности до бесконечности?

Фуд-корт «Депо. Москва» на Лесной собрал на одной площадке 75 концепций — такого количества корнеров не наберется даже на нескольких рынках, вместе взятых, и это не считая других ресторанов, которые работают или откроются на территории.

Масштаб не столько впечатляет, сколько пугает — определиться, где и что вы будете есть, практически невозможно, выбор слишком велик, и, вероятно, наибольшим успехом будут пользоваться точки, расположенные ближе всего к входу. Наматывая круги по коридорам маркета «Москва», сложно вспомнить, какие кафе остались позади. Для тех, чье детство прошло в 90-е, ассоциация с огромным вещевым рынком практически неизбежна.

При этом ничего нового в «Депо. Москва» нет: в ресторанном городке собраны все уже известные рестораторы и концепции, никаких новых имен и названий. Кажется, что сама идея подобных площадок как некая квинтэссенция всего модного, современного и хипстерского изжила себя. Новый ресторанный кластер буквально ставит жирную точку, подтверждая, что эпоха гастрофестивалей закончилась.

«Яндекс.Еда» в режиме офлайн

Если и можно сравнить с чем-то «Депо», то это «Яндекс.Еда», только в режиме офлайн (кстати, у «Яндекса» на маркете есть своя точка доставки). Будто вместо того, чтобы скроллить экран телефона, можно просто прийти и посмотреть на все своими глазами, только не совсем понятно для чего. Миусский район всегда был некой слепой точкой в центре города: не считая бизнес-центр «Белая площадь», это тихий жилой район, а покрыть 17 тысяч квадратных метров ресторанного фуд-корта сотрудниками ближайших офисов нереально.

Ехать в бесконечный гастрономический молл, чтобы поесть во все тех же заведениях, которые можно найти в городе, только толкаясь среди сотни людей, — как минимум странно. Не лучше ли выпить бокал вина в маленьком ресторанчике, чем в толпе людей, продирающихся за бургерами?

Не все, что масштабируется, нужно масштабировать, и, кажется, в «Депо» идея фуд-корта доведена буквально до абсурда. Нужно ли строить целый Ноев ковчег для московских ресторанов, будто все общепиты в городе закроются, а «Депо» останется?


Никита Павлов

житель района

Я очень обрадовался, когда год назад увидел, что классную архитектуру трамвайного парка начали очищать от векового слоя краски. Подумал: «Класс, около дома появится какой-то новый культурный кластер». Вскоре узнал, что там планируют делать фуд-маркет. Подумал, что сделают что-то типа Time Out Market в Лиссабоне с какими-нибудь стартаперскими офисами и магазинчиками. И вот его врата распахнулись, и я, довольный, пошел смотреть, чего же там классного сделали. Первое, с чем я столкнулся, — это шлагбаум и неприветливые чоповцы в черной униформе, я увидел двор, в котором вместо зелени, столиков и скамеек одна сплошная парковка, уставленная вдоль и поперек дорогими авто. То есть там в прямом смысле отсутствует хоть какое-то благоустройство. Ноль функции, 100%-ная парковка с приоритетом автомобилям. Такое вообще возможно в центре Москвы в 2019 году? Пройдя через парковку, я попал внутрь и понял, что и там не то, что я ожидал. Огромный фуд-корт, где нет хоть какой-то концепции, да еще с узкими проходами между корнерами. Абсолютное разочарование. Наверное, максимум пользы — это пойти перекусить в обед или заказать доставку еды из кафе домой, но я лучше продолжу ходить в небольшие заведения, коих в округе достаточно. Нужно ли было для этого использовать такую перспективную территорию — большой вопрос. Очень обидно, что вместо сердца и души района мы получили альтернативную версию ТЦ нулевых, эдакий Новый Арбат на Миуссах, с которым нам теперь жить по соседству.