Турниры по компьютерным играм собирают тысячи зрителей на стадионе и десятки миллионов в интернете. Победители турниров становятся долларовыми миллионерами зачастую еще в школьном возрасте. The Village пообщался с киберспортсменами и узнал, почему они зарабатывают 10 тысяч долларов и как часто кидают джойстик в стену.

Иллюстрации

Юлия Попова

Dota 2

Официальная дата выпуска: 9 июля 2013 года

Стоимость: бесплатно

Ссылка на игру

Среднее количество человек, играющих каждый день: примерно 700 000

Суть игры: две команды по пять человек пытаются уничтожить друг другу трон (главное здание)

Алексей «Solo» Березин

27 лет, капитан Virtus.pro


Многие удивляются, когда узнают, чем я занимаюсь. Чтобы не было вопросов, я обычно отвечаю, что моя работа — играть в компьютер, а призовой фонд главного турнира — около 25 миллионов долларов. Людям кажется, что играть в компьютер — это просто, но на самом деле это изматывающий труд, который оставляет след на психике.

Думаю, чтобы человеку, который средненько играет в Dota, достичь моего уровня, нужно сыграть около 10 тысяч часов. Но важно правильно расставить приоритеты и понять, что ты хочешь — получать удовольствие от игры или сделать ее своим ремеслом. К тому же Dota — командная дисциплина, и, насколько бы ты ни был крут, без напарников ничего не добьешься.

Обычный день киберспортсмена

Организация снимает нашей команде девятикомнатную квартиру в центре Москвы. До этого мы снимали дом в Краснодаре и перепробовали много частных домов в Подмосковье. Последние три-четыре года я провожу в Москве очень много времени, но до сих пор не смирился с мыслью, что я здесь живу. Мой дом все-таки в Новороссийске, где моя жена, мой пес, друзья и родня.

В нашей московской квартире два этажа: на первом находится зал с игровыми приставками и пуфиками, а на втором — большая игровая комната. Еще есть чердак, на котором живу я. Игроков в команде пять, но также с нами живет и работает женщина Гульжанат, которая убирает, стирает и готовит. Она — наша мама на буткемпе (буткемп — место, где игроки вместе живут и тренируются. — Прим. ред.). Кроме нее, в доме есть тренер, аналитик и менеджер — они тоже часть команды. Наш тренер Иван выполняет функции психолога, он помогает решить спорные моменты. Плюс у Вани большой опыт игры в Dota, и он может что-то подсказать. Аналитик же собирает статистику о героях в игре: грубо говоря, какие в последнее время побеждают, а какие проигрывают. Менеджер занимается организационными вещами.

Обычно я просыпаюсь около 11 часов утра. После завтрака сажусь с кружечкой кофе почитать новости. Потом открываю доту, смотрю, как играют другие игроки. Играю три-четыре игры для разминки один, после чего начинаются тренировки против других профессиональных команд. Делаем от шести игр в день и обычно заканчиваем часов 8–9 вечера. После тренировки проводим ее разбор, потом можем покурить кальян, сходить в кино, либо же продолжаем играть по отдельности.

Киберспорт — это не футбол, где правила не меняются десятилетиями. В Dota с недавних пор обновление игры выходит каждые две недели, и каждый раз необходимо прорабатывать все нюансы и играть по 20 игр на одном герое, чтобы понять, в чем теперь его сила и слабость. В такие дни я могу играть до пяти утра.

Как стать дотером

Я всегда мечтал стать профессиональным игроком, поэтому у меня никогда не было стабильной работы. Если мне нужны были деньги, я подрабатывал — например, официантом или рабочим на нефтяном объекте. До сих пор помню, как на высоте обшивал нефтяную трубу алюминием и стекловатой. Сам тоже был весь в стекловате.

Играть в компьютер я начал с 12 лет. Мне нравился Counter Strike, и я даже ездил со взрослыми дядьками на любительские турниры по разным городам России. Потом подсел на Warcraft. Вскоре стал играть в Dota и участвовать в огромном количестве небольших региональных турниров. Например, на турнире в Краснодаре можно было выиграть 20 тысяч рублей на команду, а взнос стоил 2 тысячи рублей. В мою юность были популярны компьютерные клубы. Это не просто место, где ты тупо играешь в компьютер, это скорее клуб по интересам, в котором можно найти друзей.

После школы я поехал учиться в Краснодар по специальности «прикладная информатика в экономике» и немного подзабросил игру — все-таки новые знакомства, девчонки, все дела. Так продолжалось до августа 2011 года, когда мне позвонил знакомый и сказал: «Лех, ты видел, сейчас проходит турнир по Dota 2 с призовым фондом в миллион долларов?» Я, конечно, ему не поверил, но все оказалось правдой. Причем всех людей, которые от России и Украины боролись за эти деньги, я знал, потому что с 14 лет играл с ними онлайн.

Получается, я тоже мог быть там и бороться за миллион долларов, а я в это время наматывал стекловату на нефтяную трубу. После этого я снова стал играть в Dota.

«Молодым интереснее играть в Dota, чем в какой-нибудь гандбол, водное поло или керлинг»

До этого турнира самые крупные деньги, которые зарабатывали игроки в Dota, — порядка 25 тысяч долларов на команду, из которых процентов 15 доходило до игрока. Киберспорт разросся очень быстро, и сейчас призовой фонд главного турнира — 27 миллионов долларов. Конечно, существуют теории, что киберспортивная индустрия — это огромный мыльный пузырь, и люди не понимают, куда вкладывают деньги, но я с этим не согласен. Мне кажется, все держится на интересе молодых людей, которые все больше увлекаются компьютерными играми. Молодым интереснее играть в Dota, чем в какой-нибудь гандбол, водное поло или керлинг.

В 2012-м я вошел в команду Moscow5 и получил первую киберспортивную зарплату — 10 тысяч рублей. Сейчас моя зарплата — около 10 тысяч долларов в месяц плюс призовые с выигранных турниров. Я прошел путь в киберспорте с самого низа и могу сказать, что заслуженно получаю свою зарплату.

Три года назад я купил квартиру в Новороссийске и уже выплатил по ней кредит. Да, у меня хороший доход, я могу помочь своей семье и друзьям. Да, у меня есть квартира, есть машина, которую мне практически подарили за звание лучшего игрока турнира. Но я не ощущаю себя богатым человеком, да я и никогда не хотел стать Скруджем МакДаком и прыгать в горы золота. Деньги у меня в основном копятся, никаких планов по их реализации нет.

Спортивный график

В моей семье много мужчин-моряков, которые уходят в длинные рейсы и которых не бывает дома по полгода. Теперь мои родители и друзья шутят, что я как моряк, потому что в этом году я был дома около двух недель. Когда мы тренируемся, всей команде надо находиться вместе в одном помещении. Играть из дома в трусах по интернету не эффективно: не получится вместе разобрать спорные игровые моменты, да и концентрация при игре из дома совершенно не та.

8 января у нас начался шестидневный буткемп в Москве, потом мы полетели в Катовице на турнир, потом в Москву на два дня, потом играть в Бухарест, вернулись в Москву и сразу полетели в Китай, оттуда на остров Хайнань, потом в Шанхай. После этого мы разъехались на неделю по домам и снова собрались в Москве перед турниром. Конечно, бесит отсутствие отдыха и бесконечные перелеты. Когда тебе в 07:30 нужно выехать из отеля, чтобы сыграть игру, а до этого ты до часу ночи тренировался, чувствуешь физическую усталость. Тем более если так происходит третий месяц подряд, при этом ты не видел свою семью и жену, ты думаешь: «***, да когда же это закончится?»

Но, с другой стороны, за свою карьеру я долго сидел без дела, потому что моя команда не отбиралась на турниры, и это меня угнетало гораздо больше, чем постоянные перелеты и ощущение, что тебя везде ждут, тебе везде рады, и ты сам выбираешь, на какой турнир поехать, а на какой нет. Вообще, в киберспорте не принято уходить в отпуск, когда тебе захочется, — ты же подведешь команду. Обычно все отдыхают в сентябре после самого крупного турнира. В среднем я работаю примерно 11 месяцев в году.

Лучшие моменты Virtus.pro.с майского турнира в Бирмингеме, где команда заняла первое место

Отношения в команде

Конфликты с коллегами могут происходить часто, ведь мы находимся 24 часа в замкнутом пространстве. Когда мы только становились командой и притирались друг к другу, то ругались практически каждый день. Каждый дотер — это эгоист, который тянет одеяло на себя и думает, что он умнее других. Поэтому, чтобы наладить рабочую атмосферу в команде, нужно пройти много разборок. Сейчас мы можем накричать друг на друга, только если испытываем большой стресс или произошел суперплохой момент в игре. Но мы не зацикливаемся на этом и идем дальше.

Я — капитан нашей команды, а значит, я принимаю ключевые решения в игре. Обычно я начинаю готовить ребят за 30 секунд до важного момента в игре, а потом мы бьем, как кулак, впятером. Вне игры я тоже являюсь лидером и стараюсь настроить тиммейтов. Так мы и плывем — как один корабль: где-то нужно паруса поднять, где-то веревку натянуть, где-то из пушки стрельнуть и так далее. Думаю, успех команды в равной степени зависит как от твоего скила (умения. — Прим. ред.), так и от отношений в команде.

Конечно, мы хорошо общаемся в команде, но я не могу сказать, что мои тиммейты — это мои друзья. Для того чтобы дружить, нужно после работы вместе собраться на шашлычок, съездить на отдых вместе или погостить друг к другу. Мы же в первую очередь коллеги.

Эмоции и популярность

Один из самых запоминающихся моментов в моей карьере — это когда мы в Нью-Йорке выиграли у американской команды EG, действующих чемпионов мира. Я испытал невероятные эмоции, чувствовал поддержку стадиона и понял, что я чего-то да добился в жизни. Но это минутная эйфория — когда уходишь со сцены, это чувство тут же пропадает. А ежедневные тренировки совершенно не радуют: из 300 тренировочных игр я получаю удовольствие максимум от двух.

Вообще, я не люблю заниматься самолюбованием, но у меня много любимых игр с моим участием. Из последнего мне нравится момент с турнира в Киеве, когда мы вдвоем поймали пятерых соперников. Было слышно, как стадион взорвался в тот момент. Раньше мне было сложно играть на LAN-турнирах. Там на тебя все давит: посторонние звуки, речь комментатора, яркий свет и так далее. Но в какой-то момент мне стало абсолютно все равно, где играть: перед десятитысячной толпой или дома в трусах. Сейчас я не чувствую никакого стресса, когда поднимаюсь на сцену.

В свое время я много стримил — в среднем мои трансляции смотрело 15 тысяч человек. Из-за этого я достаточно популярен — в Москве и Новороссийске меня узнают практически каждый день. Порой школьники снимают на телефон из-за угла, когда я в магазине набираю себе помидоров, а бывает, подойдет здоровый 45-летний дядька и пожмет руку. Личные сообщения у меня в социальных сетях закрыты, но можно написать мне на почту. Я отвечаю почти всем. Однажды написала девушка, которая хотела подарить своему парню кофту нашей команды с моим никнеймом. У нас, к сожалению, с никнеймами мерч не продается, но мы специально сделали такую кофту. Когда я подарил ее, парень был в восторге.

Личная жизнь

В детстве мама, конечно, вырывала провода от компьютера и ставила на него пароли, но я находил провода и отгадывал пароли. В целом она нормально относилась к моему увлечению. Когда мне было 11 лет, я много играл в Counter Strike и познакомился с парнем из Туапсе. Мы играли с ним примерно полгода, после чего он пригласил меня в гости. Мама отвезла меня, познакомилась с его семьей — и оставила на неделю играть в комп.

В какой-то момент дота заняла все мое время, и маме стало страшно, что я пойду по наклонной. Но она изменила свое отношение, когда стала больше интересоваться моей карьерой: смотреть интервью с игроками и читать разные статьи про киберспорт. Тогда она поняла, что я живу не в вымышленном мире с вымышленными командами, игроками и деньгами.

Я никогда не был жестким задротом, и у меня всегда было много друзей. В 19 лет я начал встречаться с девушкой, которая сейчас является моей женой. Конечно, когда мы съехались и утром я садился на кухне за ноутбук, а вставал лишь вечером и шел спать, она поняла, что со мной что-то не так. Но я разговаривал и объяснял ей, поэтому она поняла. Вообще, мне очень повезло и с мамой, и с женой. Сейчас, кстати, жена не работает, потому что я могу ее обеспечить.

Я бы не хотел, чтобы мой ребенок стал киберспортсменом, потому что очень уж тернист этот путь. Успеха в киберспорте добиваются лишь единицы. 70 % моего успеха состоит из упорства, а 30 — из  везения. Мало самому выложиться на 100 %, тебе еще должно повезти.

Я не замечал, чтобы с возрастом у меня ухудшилась реакция или упал скил. Но есть другой аспект: пока ты молод и тебе 18, тебя просто ничего не волнует, кроме игры. А мне надо с собакой погулять, привезти что-нибудь бабушке, покрестить кого-то и так далее.

Если я выиграю The International (главный турнир по Dota 2. — Прим. ред.), то поставлю себе галочку: мол, Dota 2 пройдена. После победы первым делом как следует отдохну от игры, а деньги, наверное, во что-нибудь инвестирую.

PlayerUnknown’s Battlegrounds

Дата выхода: 21 декабря 2017 года

Стоимость: 889 рублей

Ссылка на игру

Среднее количество человек, играющих каждый день: примерно 2 000 000

СУТЬ ИГРЫ: уничтожить всех участников вражеских команд и выжить

Роман «ADOUZ1E» Зиновьев

20 лет, игрок Team Empire


Особенности игры

Все, что тебе нужно, чтобы хорошо играть в PlayerUnknown’s Battlegrounds — это индивидуальный скил, хорошее знание карты (особенности которой учатся за 500 часов) и умение держать в голове много информации. Например, нужно всегда помнить, что, пока ты стреляешь в одну команду, другая команда может стрелять в тебя.

PUBG вышла недавно, поэтому игра еще сырая и в ней легко достичь успеха. В нашей дисциплине пока нет, как в Counter Strike, ветеранов, которые играют 15 лет и выигрывают тупо за счет опыта. PUBG стала киберспортивной дисциплиной за счет больших вложений денег и огромной аудитории. Появились турниры, и многие международные киберспортивные организации стали подписывать составы по PUBG.

В соревновательном режиме в команде играют по четыре человека. Ролей в игре нет, либо они условные — но в команде обязательно должен быть игл (ин-гейм лидер), то есть капитан, и с ним три стрелка. Чтобы не было разнобоя и команда играла слаженно, все слушают игла. Конечно, он тоже не все видит, поэтому остальные предлагают свои идеи, но последнее слово всегда остается за капитаном.

В начале игры ваша и еще 15 вражеских команд падают на необитаемый остров с множеством домов и городов. Территория, на которой можно играть, все время уменьшается, и если выйти за допустимую зону, ты погибнешь. Вся карта разделена на круги: сперва вы находитесь на внешнем и самом широком, потом переходите все ближе к центру, пока в конце не останется одна команда, которая убила участников других команд.

На первом круге никто друг с другом не дерется, все просто собирают оружие, броню, аптечки и транспорт. В игре два вида мотоциклов, три вида уазиков, машина по типу «Лады», машина багги, разные лодки, водный скутер и много оружия. Спустя четыре с половиной минуты сбора всего этого добра на карте начинается движуха. Нужно занимать хорошие позиции, убивать врагов, обходить их с тыла или избегать. Некоторые команды любят выживать, а некоторые стреляться. В среднем одна игра длится 35–40 минут.

Момент с тренировки Романа

Карьера

До первых киберспортивных денег я подрабатывал прошивкой телефонов и PSP, а также стримил — этого хватало на карманные расходы. В детстве я играл в Battlefield, а девять месяцев назад наткнулся на PUBG. Вскоре у меня появилась цель — найти команду и стать киберспортсменом. Поэтому я много времени уделял игре: по шесть-восемь часов в день. Вскоре знакомые позвали меня сыграть за них на LAN-турнире (офлайн-турнир. — Прим. ред.) в Москве. Там мы заняли третье место и продолжили играть вместе. Участвовали в разных СНГ-турнирах, в том числе выиграли турнир от Mail.ru с общим призовым фондом в 300 тысяч рублей.

Я играл в разных коллективах и в итоге попал в сильную команду, и нам сразу же предложили присоединиться к киберспортивной организации Team Empire (киберспортивная организация, имеющая команды по дисциплинам Dota 2, League of Legends и PlayerUnknown’s Battlegrounds. — Прим. ред.).

В нашей команде два игрока из Москвы, один из Крыма и один из Питера, еще есть менеджер. В моем контракте прописаны обычные для киберспортсменов вещи: игрок должен стримить, вести себя адекватно, не вступать в перепалки, посещать спонсорские мероприятия и не пропускать тренировки.

Нас с тиммейтами можно назвать коллегами или друзьями в интернете. У нас нормальные отношения, мы друг над другом шутим и ни в чем не упрекаем друг друга, дедовщины, грубо говоря, нет. График тренировок мы составили сами. На неделе у нас два выходных дня, три тренировочных и два дня для соревнований. На тренировках мы тестируем новые наработки, а также смотрим прошлые матчи и пытаемся понять, как могли бы сыграть лучше.

Если у меня нет дел, я просыпаюсь довольно поздно — часа в три дня, чтобы к ночи быть бодрым, потому что наши тренировки начинаются в восемь вечера. Так происходит из-за того, что мы играем с европейцами, и они устанавливают время встречи. Обычно тренировка длится два-три часа, после чего я продолжаю играть или ложусь спать. До тренировки я тоже играю (но больше для развлечения) или тренирую индивидуальный скил. В среднем на игру уходит в день по шесть-семь часов, что не очень много, но достаточно, чтобы прогрессировать.

«Сколько бы багов в игре не было, она все равно затягивает. Ее все ненавидят, но играют»

Многие считают, что если играть 24 часа в сутки, то быстро станешь играть лучше всех, но это не так: можно легко перегореть. Я раньше так делал — и из-за этого постоянно уставал и психовал.

По выходным я играю в PUBG и чилю дома либо провожу время с друзьями: мы тусуемся в ТЦ или едем к кому-нибудь на дачу. Мои друзья тоже играют в PUBG, но не за победу, а ради фана. Я достиг успеха в киберспорте, потому что у меня была цель заиграть на хорошем уровне, а у них нет такой цели. Не думаю, что они мне завидуют, да и чему завидовать — я обычный игрок, просто профессионально отношусь к хобби и зарабатываю на нем. Но ведь каждый может этого достичь, если захочет.

Я живу с родителями, и у нас практически не бывает конфликтов из-за игр. Конечно, меня немного порицают за то, что все время сижу за компьютером, но в целом они дают мне свободу выбора. Для них киберспорт — еще непонятное явление, но если спокойно объяснить, что я сижу и зарабатываю деньги, все будет окей. Конечно, сейчас организация и менеджер забирает себе часть призовых с турниров, но у меня также есть месячный оклад, и денег мне хватает. А конкретную цифру я не могу озвучивать по контракту.

Так как PUBG вышла недавно, в ней до сих пор много багов. Из-за этого многие пользователи, в том числе я, тильтуют (тильт — эмоциональное и нервное состояние игрока после неудач и поражений. — Прим. ред.). Но я злюсь и срываюсь не на людей, которые со мной играют, а на саму игру. Могу и матом заорать, могу и по столу ударить. Но сколько бы багов в игре не было, она все равно затягивает. Ее все ненавидят, но играют.

Фанаты у меня, конечно, есть, но я не считаю их фанатами, я бы их назвал людьми, которые следят за мной. Я вообще не приветствую ярый фанатизм, мне не нравится, когда пишут, что я лучший игрок в мире, ведь я пока таковым не являюсь. Возможно, они просто меня поддерживают, а может быть, они глоры — то есть люди, которые необоснованно пишут хорошие и плохие вещи, в зависимости от твоих результатов.

Я не хочу сидеть на зарплате и играть, я хочу выигрывать турниры и хочу, чтобы люди запомнили меня — иными словами, хочу остаться в истории и стать легендой.

FIFA 18

Дата выхода: 29 сентября 2017 года (новая версия FIFA выходит каждый год с 1995 года)

Ссылка на игру

Стоимость: 1 999 рублей

СУТЬ ИГРЫ: забить за матч больше голов, чем соперник

Михаил «Torres» Запорожец

23 года, игрок Vega Squadron


FIFA настолько непредсказуемая игра, что в одном матче в ворота может залететь все, что летит, а в другой — вообще ничего. Можно сутками тренироваться и проиграть новичку. В реальном футболе такое встречается тоже часто, и фавориты далеко не всегда побеждают. Порой несправедливость происходящего в игре достигает настолько большой степени, что джойстик не выдерживает напряжения и летит в ближайшую стену. За год я их разбиваю штуки две-три и ничего не могу с этим поделать. На офлайн-турнирах стараюсь вести себя спокойнее, потому что эмоции все же мешают.

Я всегда играл в агрессивном стиле, старался быстро атаковать и подавлять соперника, но со временем понял, что такая игра не всегда успешна. Поэтому сейчас я стараюсь менять стиль игры под конкретного соперника. В FIFA 18 самые популярные и сильные команды — это «Манчестер Юнайтед» и «Реал Мадрид», поэтому чаще всего я играю за них.

Футбол и FIFA

Футбол я люблю с детства и в юности даже ходил в футбольную секцию, поэтому неудивительно, что моей первой игрой на компьютере была именно FIFA. Как и многие ребята, в детстве я мечтал стать знаменитым футболистом, но, пару лет позанимавшись в футбольной секции, я понял, что это не совсем мое. На тренировках мы много занимались физической подготовкой и большую часть времени только и делали что бегали и выполняли различные упражнения. А мне больше всего нравилось играть на счет, на победу. Тогда я решил, что профессионального футболиста из меня не выйдет.

В 2007 году у меня появился интернет, и мне дико понравилось выигрывать у других людей в онлайне. Моя карьера началась с местного сайта, на котором проводились турниры между игроками из Пензы и области. Мне было 13 лет, и все свободное время после школы я посвящал FIFA. Я не преследовал никакой цели, мне просто нравилось играть. Я быстро прогрессировал, и результаты не заставили себя долго ждать. Уже через пару лет команда, капитаном которой был я, выиграла чемпионат России и попала в восьмерку лучших команд Европы. Наверное, тогда я окончательно понял, что это мое.

В те времена в FIFA, помимо режима 1х1, был очень популярен режим 5х5, и каждый игрок состоял в какой-либо команде. Проводилось много крупных турниров как между командами, так и между сборными стран, например чемпионат Европы. Сейчас же соревнуются чаще всего 1х1, а командные турниры практически полностью отсутствуют, и меня это огорчает: я считаю, что текущему FIFA-сообществу такого формата очень не хватает.

Помимо киберспортивной индустрии, я нигде официально не работал, потому что всегда знал, как можно заработать деньги в интернете. Два года назад я окончил университет, где учился на инженера-разработчика автоматизированных систем управления. Наверное, если бы не киберспорт, то пошел бы работать по специальности.

«Порой несправедливость происходящего в игре достигает настолько большой степени, что джойстик не выдерживает напряжения и летит в ближайшую стену»

Конкретную цифру по заработку в FIFA сказать не могу, но если посчитать суммарно мою зарплату, призовые за турниры и прочие доходы, то, думаю, за месяц выйдет сумма больше, чем получает инженер-разработчик АСУ. Большую часть я денег отдаю маме, а себе оставляю лишь немного. Особо ни на что не трачусь, только в случае необходимости покупаю вещи.

Мой рабочий день начинается всегда в разное время, так как у меня сбит режим сна: порой я сплю днем, а играю и тренируюсь ночью. Тренировки — это просто игры с другими игроками. Никакого определенного графика у меня нет, расписание турниров всегда разное, и на каждую неделю приходится разное количество игр. Порой из-за этого накапливается усталость. Например, бывает, что мне нужно за 12 часов сыграть около 50 игр подряд. После таких марафонов нужна пара дней отдыха, чтобы восстановить здоровье и найти желание играть.

Спады и подъемы — это неизменная часть любого вида спорта, в том числе и киберспорта. У каждого свои способы набора игровой формы. Я же в течение нескольких недель тренируюсь с топовыми игроками, после чего беру перерыв и несколько дней перед важным турниром стараюсь вообще не заходить в FIFA, чтобы уже на самом турнире вновь появилось желание играть и в голову пришли свежие идеи. В FIFA нет рейтинга лучших игроков, поэтому мне сложно оценить свое место. Но думаю, что на пике своей формы в топ-100 игроков мира я вхожу.

Обзор полуфинала "РОСГОССТРАХ Чемпионата РФПЛ по киберфутболу"

Больше всего в работе мне нравится играть на LAN-турнирах, где можно вживую пообщаться со всеми товарищами и весело провести время. Но игра на сцене для меня ничем не отличается от обычных игр в игровых зонах. Во время игры я всегда включаю музыку в наушниках, чтобы не слышать посторонних звуков и полностью сосредоточиться на игре. Вне зависимости от турнира первая игра на сцене всегда самая сложная и нервная, потому что непривычное освещение и прочие отвлекающие факторы могут негативно сказаться на игре. Постепенно к ним привыкаешь и начинаешь играть увереннее. А вообще, все приходит с опытом, лично я никогда не испытывал особого волнения при игре на публику.

Фанаты часто пишут «ВКонтакте» и спрашивают советы по игре. Иногда на турнирах люди просят сфотографироваться или расписаться на стене «ВКонтакте». Но на улицах еще пока не узнавали. FIFA все-таки, как и практически любая соло-дисциплина, не настолько популярна, как командные игры. Вряд-ли кто-то захочет смотреть за игрой двух людей в FIFA, когда можно посмотреть реальный футбол.

Тем не менее ежегодно в нашей стране проводится множество турниров по FIFA, например, Кубок России, чемпионат России и другие. Компьютерный спорт в нашей стране включен в список официальных видов спорта, поэтому я сравнил бы свою работу с работой футбольного тренера. Чтобы играть в FIFA на очень высоком уровне, нужно не только быстро нажимать на кнопки, но и выстраивать под каждого соперника определенную тактику. Также необходимо смотреть записи игр, разбирать свои ошибки и анализировать игру оппонентов. На самом деле это все не так просто, как кажется: если сидеть на жопе и бездумно играть, то профессионалом не станешь.

Киберспорт хорош своей доступностью, ведь не каждый подросток может достичь успехов в спортивных дисциплинах, а киберспорт предоставляет каждому шанс заявить о себе на весь мир, вне зависимости от возраста и физических данных. За киберспортом будущее, поэтому я не удивлюсь, если в ближайшее время мы увидим некоторые из киберспортивных дисциплин на Олимпийских играх.

Counter-Strike: Global Offensive

Официальная дата выпуска: 21 августа 2012 года

Стоимость: 360 рублей

Ссылка на игру

Среднее количество человек, играющих каждый день: примерно 300 000

Суть игры: команда террористов противостоит команде спецназа. Победить в раунде можно, если убить всех противников либо выполнить миссию — взорвать или обезвредить бомбу либо спасти заложников.

Егор «Flamie» Васильев

21 год, игрок Natus Vincere


От редакции: к сожалению, за два месяца организация Navi и Егор Васильев не смогли найти времени для интервью, несмотря на договоренность.

Ролик, посвященный Flamie