В рубрике «В закладки» The Village показывает сайты, страницы в инстаграме, паблики и телеграм-каналы — не обязательно популярные, но интересные, смешные или красивые. В новом выпуске — телеграм-бот «ОВД-Инфо», который подскажет, как правильно себя вести в автозаке и отделе полиции, на какие статьи ссылаться и что делать, если вас досматривают или бьют.

Борис Бейлинсон

программист, участник «ОВД-Инфо», создатель бота

телеграм-бот


Функционал бота на сегодняшний день позволяет человеку с помощью нажатий на кнопки в меню пройти через основные этапы задержания, получить советы и узнать, на какие нормы закона можно сослаться при разговоре с сотрудниками полиции. Перед тем как дать пользователю доступ к этим рекомендациям, мы запрашиваем его контакт — нам важно иметь телефонный номер человека, к сожалению, мы пока не можем полностью полагаться на интернет.

Бот работает в двух режимах: пользователь выбирает, тестирует ли он функционал или его действительно задержали. Во втором случае команда «ОВД-Инфо» сразу же получает сигнал о задержании, уточняет обстоятельства и делает все, что в наших силах. За обработку сообщений о задержании или других видах политических преследований у нас традиционно отвечает группа мониторинга — сейчас это шесть человек. Если ситуация острая, к работе с человеком подключаются координаторы юридической помощи.

В любой момент пользователь имеет возможность в свободной форме задать свой вопрос: бот перешлет его нашим дежурным и вернет ответ от живого человека — мониторщика или юриста. Происходит это довольно быстро: мы стараемся быть на связи 24/7, хотя в экстренном случае ночью или рано утром лучше позвонить на горячую линию 8 (800) 707–05–28.

На сегодня 13 585 пользователей контактировали с ботом, из них более половины оставили свой телефон. Мы получаем сообщения через бот ежедневно, но особенно важно его участие в дни крупных протестных митингов и шествий. Так, во время последних крупных общероссийских выступлений 5 мая (акция «Он нам не царь») через бот мы держали связь примерно с 150 задержанными.

Человеку, попавшему в стрессовую ситуацию, прежде всего, необходима четкая и понятная инструкция, что делать при том или ином развитии событий. На самом деле в подавляющем большинстве задержаний нет ничего ужасного, и мы знаем, что с этим делать. Мы уверены, что особенно в первый раз такая поддержка максимально важна. Что же касается времени и возможности воспользоваться ботом — почти всегда они есть. Телефоны отбирают нечасто, а оформление документов, да и поездка в автозаке — дело, увы, не быстрое.

Проект родился после вспышки уличной активности, когда 26 марта 2017 года по городам России в один день повинтили более полутора тысяч человек. В этот день «ОВД-Инфо» плохо справился со своими задачами по сбору информации и координации юрпомощи. Стало понятно, что одной горячей телефонной линии недостаточно, надо развивать альтернативные каналы связи, делать больший упор на подготовленность людей к самостоятельной защите. Мы обратили свое внимание на Telegram, как хорошо защищенное средство связи (учитывая то, что мы занимаемся политическими преследованиями в России, это важно нам и тем, кому мы помогаем). Также нас порадовал своей простотой и удобством их бот-API — дело в том, что при подготовке к следующей акции 12 июня нам нужно было развернуть несколько IT-решений, и скорость разработки была принципиальна.

В создании бота принимали участие в основном два человека: участница нашей группы мониторинга Аня Чертова как создатель юридической справки на языке коротких сообщений и я в качестве программиста. Конечно, все это делалось при поддержке нашего юриста Дениса Шедова. Основная разработка длилась около двух недель, впоследствии мы немного усовершенствовали функционал. В близком к текущему варианту бот появился перед второй крупной акцией кампании «Навальный 2018», которая прошла 12 июня.

Об уникальности бота мне говорить довольно сложно. По сути, это простая разработка, главная ценность которой — переложение накопленного опыта поведения людей при задержаниях на язык современных коммуникаций. И конечно, наиболее важно, что это не законченная справка, положенная за стекло, а инструмент нашей повседневной работы, который позволяет нам больше и лучше помогать людям. В том числе и благодаря тому, что мы и наши клиенты можем чувствовать себя защищенными при переписке в телеграме.

Если говорить о недостатках, то пока есть некоторые неудобства при использовании бота на нашем конце провода. Что же касается внешних пользователей, то для них мы планируем расширение контентной части: к сожалению, столкновение с системой не ограничивается задержанием и доставлением в полицию.