Канун новогодних праздников — традиционное время не только для подведения итогов, но и для наведения тотального порядка. Организатор пространства Ирина Цыпленкова объясняет, как разобраться в разных подходах к уборке, чем они отличаются друг от друга, кому подходят и как она сама помогает людям справиться с хаосом.

Ирина Цыпленкова

консультант по наведению порядка, организатор пространства, основательница проекта «Полный порядок» 


Мой интерес к теме легкого отпускания вещей и удобного хранения возник в 2015 году — после того как я прочитала книгу «Магическая уборка» японки Мари Кондо. Тогда я навела порядок в своем доме и стала помогать в этом родным и друзьям. Через год это стало моей профессией. С тех пор я узнала множество подходов к уборке и расхламлению: от системы флайледи до совсем нового из Китая, описанного в книге «Дом, в котором легко дышать». Рассказываю об основных моментах каждого и о том, какие подводные камни встречаются на пути к порядку в доме.

Самый старый

FlyLady

автор — Марла Силли

Так или иначе каждая философия уборки затрагивает и другие сферы жизни. Но FlyLady идет дальше всех. FLY (с англ. «летать») расшифровывается как Finally love yourself, что значит «полюбить себя, в конце-то концов». Она была разработана американкой Марлой Силли в 1999 году. В 2003 появилось сообщество «реактивных хозяек» в Живом журнале, а в 2014 в издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Школа Флайледи: Как навести порядок в доме и в жизни».

Методика флайледи дает множество рекомендаций, которые напрямую не относятся ни к уборке, ни к наведению порядка. Марла Силли призывает последовательниц ежедневно уделять время заботе о себе, пить много воды, планировать меню и покупки, практиковать аффирмации и так далее — по сути, она выстроена на искусстве маленьких шагов. Автор системы утверждает, что главная причина бардака в доме — это перфекционизм его хозяйки. Действительно, сложно взяться за такую грандиозную задачу, как наведение порядка в доме, если вокруг горы хлама, а в некоторые места нельзя заглянуть, не чихнув от скопившейся пыли. Но если не ставить перед собой амбициозные цели, а всего-навсего потратить 15 минут на то, чтобы сегодня помыть пол на кухне, а завтра повесить чистые шторы, задача сильно упрощается. 

Каждый день на почту участницам сообщества приходят четкие инструкции, что нужно сделать сегодня. Это помогает не изобретать колесо и просто выполнять несколько небольших заданий, чтобы уже через неделю можно было заметить результат. Тем не менее, для успешного внедрения философии флайледи в жизнь нужно критически осмыслить эту методику, подогнать под себя и внедрять ее постепенно, маленькими шажками.


Основные рекомендации

 Создайте и доведите до автоматизма утренний и вечерний ритуалы, подробно описанные в сообществе. 

 Утром надевайте приличную одежду и туфли на шнуровке, даже если не планируете выходить из дома. Каждый вечер отмывайте раковину на кухне до блеска.

Обязательно выделяйте пять минут на ликвидацию «горячих точек» — мест, где скапливаются вещи, которые вы или ваши близкие положили «на время».

 Для выполнения любых дел по хозяйству используйте таймер. Поставьте его на 5, 10 или 15 минут, как только время закончится — переходите к следующей задаче.

Прежде чем фокусироваться на чистоте, избавьте дом от лишних вещей. Для этого система флайледи предлагает технику «буги-вуги 27»: за 15 минут нужно на максимальной скорости пробежаться по дому и найти 27 вещей на выброс.

Чтобы предотвратить накопление лишних вещей, пользуйтесь правилом: «Приносите новое — вышвыривайте старое!». Если вы не можете найти аналогичную вещь на выброс, выберите два других предмета и выкиньте их.

Каждый день выделяйте минимум 15 минут для того, чтобы подзарядить батарейки: время для заботы о себе — важная часть философии флайледи.


Минусы подхода

В теории философия флайледи отлично подходит людям, которые умеют каждый день делать понемногу, но прокрастинируют, как только ставят перед собой слишком большие задачи. Однако на практике оказывается, что за месяц внедрить и довести до автоматизма утренний ритуал минимум на 15 привычек — задача, на которую можно уже после пробуждения потратить дневной запас воли. А если добавить уборку по зонам, правильное питание и своевременный отбой, задача становится практически такой же невозможной, как «навести идеальный порядок в доме за один день».


Самый популярный

«Магическая уборка»

автор — Мари Кондо

Книга «Магическая уборка» была написана в 2014 году японкой Мари Кондо. Совершив триумфальное шествие по Европе, в 2015 году книга была выпущена в издательстве «Эксмо». Главная идея магической уборки — дом должен быть наполнен вещами, которые приносят радость. Мари Кондо учит безжалостно прощаться с тем, что вызывает негативные эмоции или не вызывает никаких чувств, причем как в доме, так и в жизни. Автор обещает, что с помощью магической уборки даже неряшливые и ленивые люди наведут порядок раз и навсегда.

Метод «Конмари» (от имени Мари Кондо. — Прим. ред) напоминает «Легкий способ бросить курить» Аллена Карра. Если позволить этой философии себя очаровать и следовать предложенным рекомендациям, можно добиться устойчивого результата. В среднестатистической квартире реально провести магическую уборку за 3–9 месяцев: в течение этого времени формируются новые привычки, меняется отношение к вещам и пространству, появляется знание о том, что действительно радует. В результате человек осознает, какие ощущения дает пространство, где ему подвластно все до последней пуговицы и самой дальней полки, и этот опыт действительно может произвести сильное впечатление на психику, не позволяя в дальнейшем захламлять жилище.


Основные рекомендации

До начала уборки как особенного события в деталях представьте себе желаемый стиль жизни и ваш идеальный дом. Оставьте в доме только те вещи, которые приносят радость.

Проводите «ревизию радости» не по зонам, а по категориям: например, разбирайте не конкретный ящик рабочего стола, а все канцелярские принадлежности разом, собрав их в одном месте.

Организуйте для каждой вещи свой «дом», то есть найдите ей постоянное место.

Все вещи должно быть видно с одного взгляда. В хранении одежды используйте метод вертикального складывания, в котором одежда сворачивается в стоящие прямоугольники.

Выбрасывая вещи, поблагодарите их за все, что они для вас сделали. Даже если их роль в вашей жизни заключалась в том, чтобы показать, что лиловый вам не к лицу.

Философия магической уборки предлагает уважительно относиться к вещам и пространству ваших домочадцев. В первую очередь предлагается разобраться с вещами, которые принадлежат только вам: с одеждой, аксессуарами, книгами, личными документами. И только потом можно переходить к общим предметам: инструментам, кухонной посуде и так далее. Вещами детей (если они еще совсем маленькие) стоит заниматься в последнюю очередь, а вещами других членов семьи — только если они сами вас об этом попросили.


Минусы подхода

В книге много внимания уделяется построению отношений с вещами: предлагается аккуратно складывать носки, чтобы дать им отдых, нежно складывать одежду, наполняя ее энергией, спрашивать, как она хочет храниться, сложенной или на вешалке. В Японии эти рекомендации совершенно адекватны: там с большим уважением относятся к вещам. Но у людей с другим культурным бэкграундом такой подход может вызвать разные эмоции — от удивления до возмущения.

Этот метод становится бессмысленным, если в процессе часто идти на компромиссы и перескакивать с категории на категорию. К тому же на магическую уборку нужно выделять достаточно много времени. Процесс уборки забрасывать не стоит: вся магия основана на получении опыта жизни в своем, искрящемся радостью и упорядоченном пространстве, даже если оно ограничено кроватью, рабочим столом и кухней. Если, не достигнув этого, вы остановитесь, повторно очароваться до такой же степени будет сложно.


Самый неоднозначный

«Предсмертная уборка»

Автор — Маргарета Магнуссен

Шведка Маргарета Магнуссен, автор философии предсмертной уборки (döstädning), описывает себя как «женщину между восьмидесятым и сотым днем рождения». Книга, изданная «АСТ» в 2018 году, призывает воспринимать смерть как часть жизни и в буквальном смысле позаботиться о том, что мы оставляем на земле после себя. Чьи-то вещи после смерти хозяина будут разбирать дети и внуки, а чьи-то — друзья или сотрудники социальной службы. В любом случае отсутствие хлама в наших домах — это забота не только о себе, но и о тех, кто останется после нас.

В книге Маргарета рассказывает также о культурных феноменах Швеции: например, у некоторых ее знакомых есть fulskåp — «специальные хранилища для некрасивых вещей, на которые без слез не взглянешь и никому не передаришь». Как правило, их дарят какие-нибудь дальние родственники. Чтобы сделать им приятное, эти вещи необходимо доставать и ставить на видное место, когда они приходят в гости. Отдельного названия для таких мест в русском языке нет, но сложности с тем, чтобы просто выбросить ненужные подарки, встречаются чуть ли не в каждом доме. Так что, несмотря на некоторые культурные различия, книга будет интересна и понятна русским людям.


Основные рекомендации

Начать предсмертную уборку стоит, даже если вы еще совсем молоды. Уборка по-шведски предполагает, что вы внимательно рассматриваете окружающие вас вещи и избавляетесь от того, что вам больше не нужно, на пути к более просторной и легкой жизни.

Вещи, которые могут шокировать ваших родственников, стоит хранить в коробке с пометкой «Выбросить, не вскрывая». Вряд ли вы хотите, чтобы ваша внучка обнаружила среди вещей бабушки коллекцию игрушек для взрослых или письма — свидетельства адюльтера.

Заблаговременно позаботьтесь о судьбе своих растений и домашних питомцев. Договоритесь, куда они переедут, если вы больше не сможете заботиться о них.

Побудьте со своими вещами, прежде чем расстаться с ними. Поблагодарите себя, разобравшись с очередным шкафом или полкой.

Для успешной уборки важно быть уверенным, что ваши вещи отправляются в подходящее для них место. Проведите разведку: узнайте, есть ли в вашем городе аукционисты, букинисты, секонд-хенды, благотворительные магазины и организации, которые с радостью примут ваши вещи. Передавая вещи в дар, расскажите человеку их историю.

Поговорите со своими родителями, помогите им привести дом в порядок. Это облегчит вашу миссию, когда они покинут вас, и может стать отличным способом провести вместе время.

Уборку по-шведски даже можно назвать экзистенциальной, потому что она заставляет встряхнуться, задуматься о том, что действительно ценно, и более ответственно подойти к организации своей жизни и пространства. Многим людям сложно делать что-то ради себя только для того, чтобы их дом дарил радость, был красивым и просторным. Философия предсмертной уборки дает мощную альтернативную мотивацию, ведь действительно: если не заняться расхламлением пространства самому, это придется делать вашим близким.


Самый новый

«Дом, в котором легко дышать»

автор — Лу Вей

Автор этого подхода — популярный в Китае дизайнер интерьеров. Возвращаясь в квартиры, которые она сама спроектировала и обставила, она обнаружила, что идентичное на этапе планировки пространство может превратиться через годы как в пыльный склад ненужных вещей, так и в милую квартирку, наполненную уютными деталями. Это заставило Лу Вей разобраться, как организовать хранение в квартире, и создать собственную методику.

Подход Лу Вей отличается от других своей практичностью: книга, которая выходит в «Эксмо» в 2019 году, пестрит вариантами планировок квартир и расчетами объемов хранения. Она рассматривает хранение на четырех уровнях: квартиры, комнаты, крупногабаритной мебели и на самом мелком — на уровне контейнеров и других приспособлений для организации хранения. Это позволяет системно взглянуть на ситуацию и найти «узкие места», из-за которых не хватает места или образуется беспорядок.

В первую очередь ознакомиться с подходом Лу Вей к организации пространства стоит тем, кто планирует обставлять новую квартиру или делать ремонт. Однако, в книге много советов и для тех, кто просто хочет лучше и эффективнее организовать пространство своего дома. Например, Лу Вей предлагает хорошее решение для вечной проблемы хранения ношеной одежды, которую еще рано стирать или отдавать в химчистку. У нее в гардеробе есть отпариватель, которым она проходится по одежде, прежде чем повесить ее обратно в шкаф: горячий пар дезинфицирует вещь и возвращает ей опрятный вид. Также Лу Вей обращает внимание читателей на современные устройства, облегчающие уход за домом: швабру с разбрызгивателем или вертикальный беспроводной пылесос.


Основные рекомендации

Общая площадь мест для хранения должна занимать минимум 12 % от площади квартиры. Чем меньше квартира, тем больше места нужно выделить под хранение. В очень компактных пространствах эта цифра может доходить до 40 %.

Отдавайте предпочтение крупногабаритным встроенным кладовым, а не отдельным шкафам. Лучше запланировать в квартире встроенный шкаф-стенку светлых оттенков в тон стенам, который будет выглядеть незаметно.

«Принцип 2:8»: чтобы пространство выглядело красиво и опрятно, 80 % ваших вещей должно быть скрыто от глаз, и только 20 % вещей акцентных или ежедневно необходимых может оставаться на виду. Сведите количество визуальной информации к минимуму, чтобы выделить то, чему действительно хочется уделить внимание.

Используйте одинаковые контейнеры — они создают ощущение порядка. Контейнеры должны быть прямоугольные (экономят место), штабелируемые (помогут использовать пространство высоких полок), прозрачные (видно, что внутри), красивые и мультифункциональные.

По максимуму используйте третье измерение — высоту. Вертикальное хранение — от складывания одежды по методу «Конмари» до развешивания кухонных принадлежностей на рейлинге — помогает организовать удобное размещение гораздо большего количества вещей, чем горизонтальное.

Наклеивайте ярлыки на контейнеры и полки. Такая маркировка выступает «договором» между хозяином контейнера и его содержимым, так как в этом случае положить в контейнер что-то, что туда точно не относится, сложнее.

Для хранения памятных воспоминаний заведите «капсулы времени» — коробки, в которые складываются все памятные вещички за год.


Минусы подхода

Некоторые рекомендации Лу Вей спорны или неприменимы у нас. В России нечасто встретишь квартиру с двумя балконами, а кухонные окна практически никогда на находятся над раковиной. Шкафы-стенки давно вышли из моды, хотя они и правда очень практичны. Ну и «капсулы времени» на каждый год жизни немного пугают возможными объемами вещей. Тем не менее в этой книге собраны все основные приемы организации пространства, и она станет хорошим первым шагом к эффективному хранению у вас дома. 


О моей системе

Я воспринимаю уборку как метод познания себя, способ проанализировать провисающие сферы жизни и разложить все по полочкам в голове. Ключевой процесс моего подхода – осознание тех чувств, представлений о себе и воспоминаний, которые вызывает у человека вещь. Я не столь бескомпромиссна, как Мари Кондо, и не протестую, если люди осознанно оставляют вещь «на подумать». Однако мне важно видеть, что это действительно их решение, а не компромисс с совестью.

С помощью ревизии вещей и грамотной организации хранения можно добиться разных целей: найти место и время для занятий любимым хобби, научиться быть более внимательным к своим чувствам и желаниям, укрепить личные границы, отпустить закончившиеся отношения, запустить глобальные перемены или, наоборот, сделать свой дом спокойной гаванью. Я работаю не с вещами, а с хозяином этих вещей. Перемены внутри отражаются вовне — и наоборот.


Мои основные рекомендации

Подумайте, каких чувств и ощущений вам не хватает дома и в жизни, выберите одно ключевое ощущение, которое вы бы хотели чаще испытывать. Когда будете решать, оставить или выбросить вещь, отставьте в сторону рациональные доводы и спросите себя, дарит ли вам вещь желаемые эмоции.

Прежде чем приступать к ревизии, спросите себя, сколько вещей этой категории вам нужно. Ваш интуитивный ответ, скорее всего, будет значительно меньше того количества вещей, которые вы найдете, когда соберете все вещи вместе. Не обязательно укладываться в эту цифру, но будьте внимательны и попробуйте нащупать, какое количество вещей для вас достаточно, а какое — избыточно. Важно, чтобы количество вещей не было необъятным.

Если вы живете не одни, проанализируйте, какие зоны вашего дома ваши, какие — чужие, а какие — общие. Достаточно ли вам пространства? Есть ли у вас свое место в доме? А места хранения, куда точно не заглянет никто из домашних? Уважаете ли вы чужое пространство, или в вашем доме все общее?

Чтобы порядок было легко поддерживать, рассматривайте полки, ящики и разделители как естественное ограничение количества вещей. Если ваши футболки перестанут помещаться на полке, значит, пришло время с чем-то проститься.

На этапе организации хранения выключите занудного взрослого и попробуйте повеселиться: существует огромное количество способов превратить хранение в изюминку интерьера. А если хранение организовано красиво, то и убирать вещи на место становится приятнее.

 Организуйте себе поддержку: скооперируйтесь с подругой, найдите себе группу поддержки или обратитесь к специалисту. Единомышленники помогут удержать фокус внимания, даже если вам сложно расставаться с вещами.

По возможности позаботьтесь о нашем общем доме. Постарайтесь не выбрасывать вещи в ближайший мусорный бак, а отвезти их на переработку или вызвать домой службу, которая сама заберет ненужные вам вещи. В Москве это Svalka и «Чумодан».

Люди приходят ко мне, когда многие их потребности во внешнем мире уже удовлетворены, и они хотят сфокусироваться на себе, на своих внутренних процессах. Либо, наоборот, во время кризиса: во время депрессии, переезда, после развода или во время застоя в карьере. В любом случае мой метод не очень подходит для людей, которые хотят по-быстрому и не особо задумываясь выбросить все лишнее, разложить по полочкам и побежать дальше. Каким бы методом вы ни воспользовались, если философски относиться к уборке, она становится довольно длительным процессом переосмысления себя, своего места и своих отношений с материальным миром.


Обложка: photographee.eustock.adobe.com