Сегодня в Instagram люди не только наблюдают за жизнью виртуальных моделей, но и рассматривают цифровые луки с несуществующей одеждой. На прошлой неделе медиадиректор «Яндекса» Даниил Трабун выложил в инстаграм свой новый диджитал-образ, который заказал у дизайнера из Уфы Регины Турбиной. Чтобы разобраться, что такое цифровая одежда, сколько она стоит и как ее делают, мы поговорили с людьми, которые носят и придумывают виртуальные наряды.

Текст
Николай Удинцев

Что такое цифровая одежда

Это компьютерная графика, объемное изображение костюма, нарисованного в графическом редакторе. Возможно, в детстве вы застали кукол из плотной бумаги, на которые накладывали вырезанные кофты, штаны и туфли. Цифровая одежда похожа на бумажные аксессуары для таких кукол, только все этапы создания происходят в графических редакторах и интернете. В реальности этой одежды не существует. Чтобы «надеть» наряд, нужно сфотографироваться, наложить 3D-модель поверх тела, а потом выложить в инстаграм.

«Цифровая одежда ближе к рынку внутриигровых покупок, например, к скинам, мечам и прочему», — говорит Валерий Шарипов, глава студии Malivar, в которой создают виртуальную модель Алиону Пол, а также диджитал-наряды. В видеоиграх цифровые аксессуары существуют давно. Игроки в Fortnite или DotA тратят деньги на красивые новые вещи, которые не дают никакого преимущества в игре, но зато позволяют выделиться.

Как выглядит цифровой лук

Первую цифровую коллекцию в конце 2018 года придумало агентство Virtue, когда ему нужно было привлечь внимание к открывшемуся интернет-магазину скандинавского бренда Carlings. В нее вошло 20 унисекс-вещей, например, блестящие пластиковые штаны и огромный пуховик, которые стоили от 10 до 30 евро. Их, а точнее один и тот же файл с 3D-моделью, можно было бы продавать бесконечно, но коллекцию сделали лимитированной — по 12 копий каждой позиции. Дроп стал сенсационным, хотя в Carlings сначала идею не оценили — решили, что она слишком странная.

Если вы хотите примерить цифровую одежду сейчас или вы инстаграм-инфлюенсер, которому нужно хвастаться необычными нарядами, то присмотритесь к немецкому бренду Rohbau. Он не ограничивает диджитал-коллекцию количеством копий, правда, пока продает за 40 евро всего одно футуристическое худи в трех цветах. Больше разнообразия можно найти на сайте программы для виртуальных вещей Marvelous Designer. Там есть десятки предметов — от штанов до эполетов — от 10 до 50 долларов.

Как примерить цифровой лук на себя

Короткий ответ: самостоятельно — никак. Чтобы надеть виртуальную одежду, нужно хотя бы чуть-чуть разбираться в графических редакторах, суметь открыть файл и наложить его на фотографию.

Скорее всего, большинство покупателей этого сделать не смогут, поэтому и Carlings, и Rohbau предложили такую схему: вы приобретаете вещь, отправляете дизайнерам бренда фотографию в облегающей базовой одежде, они накладывают вещь за вас и присылают результат на почту.

Самое обидное, что в этом случае вы не сможете владеть виртуальной вещью: Carlings не присылал покупателю файл с исходным 3D-изображением, чтобы он и сам смог наложить его на новые фотографии. Получается, покупка такой вещи — всего лишь разовая акция в инстаграме.

Как делают цифровые вещи

Трабун стал первым человеком в России, который решил заказать цифровой лук у дизайнера. «Я хотел что-то, что достаточно сложно носить ежедневно, искал материалы, которые сложно использовать в реальности, — рассказывает Даниил о своем цифровом наряде. — Прислал референсы — шесть-семь фотографий, мне важно было показать силуэт и материалы с цветами. Но я сразу сказал Регине, что приму любую ее интерпретацию».

«Первый этап — это фотосессия, — говорит дизайнер одежды Регина Турбина, которая создавала цифровой лук. — Нужна фотография человека в обтягивающей одежде, в интересной локации, с хорошим светом». Сначала она сама выступала моделью для своих виртуальных образов — «это было проще и быстрее организовать», а потом предложила создать одежду для диджея Даши Уточки и сделала мужской лук для Трабуна.

«Мне было интересно пройти все этапы заказа и вместе с дизайнером задуматься о некоторых шагах, — объясняет Трабун свое желание заполучить цифровой образ. — К примеру, в какой-то момент, когда речь зашла об оплате, мы с Региной подумали, что одежда может продаваться по подписке — обновления могут быть не только у гардероба, но и у отдельной вещи, например, новые паттерны, анимации и прочее. Такие идеи возникали на каждом этапе».


Большая часть времени уходит именно на создание красивого, яркого дизайна, который придется по душе заказчику


Второй этап — скетч. «На первых стадиях создание виртуальной и реальной одежды ничем не отличается. Все начинается с вдохновения, идей, образов — они переносятся на бумагу или айпад и дорабатываются. Большая часть времени уходит именно на создание красивого, яркого дизайна, который придется по душе», — говорит дизайнер. Сама Турбина пришла к разработке виртуальных вещей из традиционной индустрии дизайна. Она с детства интересовалась модой и искусством, поэтому решила учиться на дизайнера одежды, а в 2019 году запустила бренд Ophelica.

Во время разработки первых капсульных коллекций она визуализировала скетчи в графических редакторах и проверяла, как выглядят ее идеи. В итоге пошла дальше и решила просто совместить виртуальную модель и настоящую фотографию.

Третий этап — 3D-моделирование. Регина переносит скетч в графический редактор — она использует Marvelous Designer, Procreate, Adobe Photoshop — и дорабатывает его. Когда работа закончена, комбинирует 3D-модель с фотографией, которую сделала в самом начале. «Примерка 3D-лука происходит в программе, — объясняет она. — Но классно, если бы вещи получилось бы примерить в приложении дополненной реальности». Работа отдается заказчику в виде готового JPEG-изображения, кроме того, Регина отправляет PSD-исходник, чтобы открывать его в Photoshop, и саму 3D-модель.

Сколько стоит виртуальная вещь

Виртуальные вещи намного дешевле своих физических копий. Чтобы «демократизировать моду», Carlings специально поставил относительно небольшие цены на свою коллекцию, которая в реальности обошлась бы намного дороже. «На тот момент диджитал-лук из пуховика и джинсов стоил примерно 30 евро, — говорит продавец винтажной одежды Дарья Смирнова, которая успела купить лимитированный цифровой лук. — С учетом нынешних цен подобный набор вещей обошелся бы как минимум в 130 евро в масс-маркет-сегменте, в среднем — в районе тысячи евро, люкс — 2 тысячи евро и выше».


Самое дорогое цифровое платье на данный момент стоит 9 500 долларов


Цена виртуальной одежды может зависеть от ее редкости, прямо как в видеоиграх, где эксклюзивная вещь, доступная только во время специального события, может обойтись в несколько сотен долларов.

Самое дорогое цифровое платье на данный момент — Iridescence — стоит 9 500 долларов и существует в единственном экземпляре. На фотографии наряд носит художница Йоханна Ясковска из Берлина, которую вы, скорее всего, знаете по инстаграм-маске Beauty3000. Она придумала платье вместе с Dapper Labs, авторами коллекционной игры Crypto Kitties, и «цифровым домом моды» The Fabricant. Покупатель — канадский предприниматель Ричард Ма, который купил платье для своей жены, — сравнил его с дорогими вещами Prada или работами художника Марселя Дюшана.

Во время работы над диджитал-луком Трабуна Регина Турбина сама предложила назначить цену, Даниил назвал 5 тысяч рублей. «Я посчитал, что это должна быть чувствительная сумма, которая мне даст ощутить ценность лука и дизайнеру даст ощущение работы, а не забавного экспериментального проекта, — говорит он. — Побочным действием стало то, что медиа заинтересовались проектом, в частности, потому что произошел факт покупки. Кстати, на сайте приложения Marvelous Designer, которое позволяет создавать виртуальные вещи, я потом обнаружил, что в среднем одежда стоит 60–100 долларов. Так что интуитивно я попал в ценовую вилку».

Почему цифровая одежда так сильно впечатляет

Скины, то есть альтернативные облики персонажей или новые цвета оружия, существуют только внутри игр, в своей естественной среде, и не вызывают у нас никакого удивления. А цифровая одежда как будто проникла в нашу реальность из виртуального пространства через фотографии, видео и инстаграм, поэтому воспринимается как инородный элемент и вызывает столько обсуждений.

И все же пока диджитал-мода существует только внутри инстаграма и остается частью образа человека в интернете. В то же время не стоит недооценивать это ограничение. Например, самая важная субкультура прошлого года — e-boy и e-girl — тоже преимущественно сосредоточена в соцсетях, что не помешало ей стать мировым феноменом.

«Я могу „носить“ [свою цифровую одежду] уже сейчас — в инстаграме, — объясняет Даниил. — Мы недооцениваем, насколько часто сегодня видим других людей на фото и видео в соцсетях. Часто может показаться, что чуть ли не каждый день общаешься с человеком, а на самом деле просто листаешь его сторис и переписываешься в директе. Визуальная коммуникация в инстаграме — это своего рода момент, когда такая одежда может быть надета».

Что мешает цифровой моде прямо сейчас

Пока главными проблемами индустрии цифровой одежды остаются сложность производства и количество рабочих рук. «Главный вызов — это поиск устойчивой и масштабируемой бизнес-модели, — объясняет Шарипов из Malivar. — Сейчас это постпродакшен, который занимает время и требует ручного труда дизайнера. Руки — это бутылочное горлышко». Другими словами, именно ручной труд на сегодняшний момент сдерживает скорость работы.

Например, Carlings специально сократил число заказов одной вещи, потому что четверо специалистов по 3D просто не успевали их обрабатывать. Известная студия цифровой одежды The Fabricant пока берет только большие заказы, которые принесут не меньше 25 тысяч долларов. На производство 15 цифровых вещей у команды из пяти человек ушло три недели, при этом сотрудники постоянно перерабатывали.

Кроме того, далеко не все дизайнеры одежды смогут заниматься виртуальными луками, объяснял Vogue Business основатель The Fabricant Керри Мёрфи, потому что они не работают в программах для моделирования и текстурирования. Значит, брендам придется специально нанимать 3D-художников.

«Самое сложное и трудоемкое — эстетично применить, симулировать цифровой лук на человека, — продолжает Шарипов. — На виртуальную модель симулировать цифровую одежду чуть проще. В будущем на помощь могут прийти нейросети и машинное обучение, которые позволят автоматически примерять симуляцию. Но пока это дорогостоящие проекты».

Как диджитал-одежда изменит моду

В цифровом луке дизайнер может проигнорировать законы физики, создать нереалистичное окружение и вообще никак себя не ограничивать. Но есть и другие плюсы. Технология упростит и ускорит производство одежды. «Она сократит time to market (время между задумкой и продажей продукта.— Прим. ред.), — считает Шарипов. — Путь от идеи до размещения цифровой вещи в инстаграме можно будет пройти за один день. Сейчас, чтобы сделать прототип, нужно заказать материалы, отшить пробную партию — она будет занимать место в магазине или на складе. С цифровой одеждой таких проблем нет — собираешь предзаказы и все».

Новый производственный цикл может оказаться намного экологичнее, потому что сначала марка выпускает диджитал-коллекцию, а потом уже отшивает самые популярные модели. «Они выставят виртуальные сэмплы, — говорит Турбина, — а люди, которым понравился дизайн, смогут заказать реальную вещь. Отшиваться будет только та одежда, которую купят, а не бесконечные изделия для магазинных рейлов и последующего сжигания».

Когда мы сможем надеть виртуальную одежду

Альтернативные облики в видеоиграх приносят разработчикам огромные деньги, например, суперпопулярная Fortnite в 2019 году заработала на них 2,4 миллиарда долларов. Стоит ждать, что цифровая одежда окажется не менее прибыльным делом.

Чтобы она стала популярнее, нужны новые технологии, которые наложат виртуальный образ прямо в камере смартфона или в очках дополненной реальности. Когда последние станут обыденностью, мы сможем носить цифровой лук буквально каждый день. Возможно, это случится через десять лет, а возможно, уже через три года. «Apple выпустят очки не раньше 2021 года, то есть появится возможность [надеть свой цифровой наряд], — считает Трабун. — Но на всякий случай накинем пару лет — допустим, [я смогу его надеть] в 2023 году».

«3D-луки будут неотъемлемой частью нашей жизни, — заключает Турбина. — Когда-то компьютеры и мобильные телефоны казались чем-то фантастическим, а как мы смотрим на них сейчас? Дополненная реальность скоро сольется с материальной действительностью — и это уже постепенно происходит: инстаграм-маски, AR-приложения, игры. Почему бы с помощью 3D-лука не закрыть сиюминутную потребность в демонстрации своего нового образа в инстаграме?»

В прошлом году в игру-симулятор жизни The Sims 4 добавили копии одежды Moschino, и у игроков появилась возможность одевать любимых симсов в вещи из реального мира. Вполне возможно, что через пять лет сработает обратный сценарий и мы все превратимся в полноразмерных симсов, одетых в вещи из виртуального мира.


обложка: Daniel Trabun