Коммерческий и домашний интерьер всегда были двумя разными историями, но Instagram сумел подобрать для каждой свой фильтр. Большинство дизайнеров уже столкнулось с просьбами сделать интерьер инстаграм-адаптированным, а в дизайн-проектах общественных пространств без инстаграмности, как выяснилось, сегодня вообще никуда. The Village разобрался, как Instagram перераспределил инвестиции в дизайн, и выяснил, какое влияние социальная сеть оказала на интерьеры в целом.

Татьяна Осецкая

архитектор, сооснователь студии ArchSlon


Марина Новикова

дизайнер, основатель студии Smart Interior Design


Елена Иванова

руководитель студии дизайна Plan A


Иван Миролюбов

арт-директор студии «Точка дизайна»

Как Instagram повлиял на дизайн общественных пространств?

 Марина Новикова: Необходимость сделать интерьер инстаграмным — настоящий must для общественного пространства, иначе туда просто никто не придет. Наибольшее влияние Instagram оказал на дизайн гостиниц, кафе, баров и ресторанов. Так, в австралийском агентстве Vale Architects уже даже создали «Руководство по Instagram-дизайну»: заведения, в которых люди с удовольствием фотографируются, будут поддерживать постоянный поток клиентов. И это не удивительно: нативные фото в Instagram лучше любой рекламы.

Составляя свой гид, Vale Architects выяснило, что в случае с отелями чаще всего люди фотографируются у бассейна, а доля снимков в холле составляет лишь малую часть фотографий с отдыха. Соответственно, Instagram перераспределяет инвестиции в интерьер клиентов агентства: вкладываться следует в дизайн дворика, зоны у воды и бара.

 Елена Иванова: Проектируя общественные помещения, дизайнер должен придумать как можно больше фишек в интерьере, чтобы людям нравилось там находиться и фотографироваться — это обеспечит постоянную рекламу. Например, сейчас я работаю над детским центром. Помимо планировок, расчета света и электрики, мы вместе с командой маркетологов отдельно продумываем инстаграмный дизайн. В комнате родителей для привлечения клиентов планируется сделать две фотостены, логотип на полу для #фотоног и наклейки на окнах.

У кафе и ресторанов свои хитрости и критерии по созданию фотогеничности. Не секрет, что многие блюда и коктейли сегодня создаются именно с целью покорить Instagram. Ярчайший пример, пожалуй, так называемый #маминлюбимыйцветок в ресторане Матильды Шнуровой «Кококо» в Санкт-Петербурге. Многие заказчики и дизайнеры убеждены, что удачная еда — это только половина успеха, другую необходимо создать с помощью антуража, ведь все мы уже знаем, что чашечка кофе смотрится в объективе куда аппетитнее на деревянной барной столешнице или на мраморном столике.

Заведением, чей дизайн одним из первых покорил Instagram, стала бургерная Black Tap в Нью-Йорке. Его слава была настолько впечатляющей, что об этом даже написал Vogue. Секретом успеха Black Tap в социальной сети назвали визуально поразительную пищу в комплексе с хорошо спроектированным интерьером. Ресторан просто заточен на то, чтобы снимки получались удачными: эффектная стена из черного кирпича, поверхности из фанеры, хромированная стойка и пол, выложенный клетчатой английской плиткой.

Еще одно правило инстаграм-ориентированности для кафе и ресторанов — особое внимание к дизайну туалетной комнаты. Дизайнеры все чаще ищут необычные предметы для подстолий: бочки, велосипеды и так далее. Например, в баре Beer & Brut на Покровке архитектор Евгений Пожарский использовал для подстолья настоящий рояль. А в зале этого заведения на стене создали композицию из старых часов с маятником, буфета, самовара и музыкальных инструментов, которая то и дело гуляет по Instagram.

Подвесная лестница в эклектичной двухуровневой квартире для дизайнера

Что с домашним интерьером?

Домашний инстаграм-френдли-интерьер — это прежде всего история о фотогеничности. С пожеланиями снабдить обстановку поверхностями и предметами, которые хорошо выходят на фото, дизайнеры сталкиваются все чаще, но бывает и такое, что интерьер становится любимым объектом для фото и без предварительной подготовки. Instagram задал тренд на искренность, люди устали от фантазий об идеальной жизни и хотят видеть реальную картинку. Для дизайнера интерьера это очень благодатный период, можно помогать клиентам создавать интерьеры, которые отражают их индивидуальность и при этом достойны быть особенным фоном для жизни.

 Марина Новикова: Не так давно от заказчицы прозвучало пожелание добавить в интерьер как можно больше зеркал в полный рост, чтобы делать селфи. А для другого проекта девушка даже завела свой инстаграм, чтобы в режиме реального времени рассказывать про создание и реализацию дома мечты. Еще один пример — когда техзадание практически полностью было собрано по скриншотам из Instagram, в том числе детская. Другой вопрос, что я всегда стараюсь предложить клиентам немного больше, чем то, о чем они просят, не следуя слепо трендам, а предвосхищая и создавая их.

 Елена Иванова: Скоро я буду делать дизайн квартиры для мужчины-повара. В проекте мы планируем использовать темную каменную столешницу, потому что на таком фоне получаются эффектные кадры еды.

 Татьяна Осецкая: Как-то мы участвовали в ТВ-проекте, где необходимо было спроектировать комнату для двух сестер-двойняшек. Уже в процессе работы мы узнали о том, что они довольно популярные блогеры. На самом проекте это по итогу никак не отразилось, но впоследствии странички девушек заполнились фотографиями разных уголков комнаты со всеми ее деталями и нюансами. Новый интерьер даже стал фоном для рекламных постов.

Любое пространство в первую очередь должно быть адаптировано для своего пользователя. Вероятно, трудно представить себе инстаграм-адаптированный вокзал, но можно точно быть уверенным, что там найдутся образы и элементы, попавшие в миллионы лент.

Детская полка в классической трешке на Черняховского для семьи с ребенком

 ИВАН МИРОЛЮБОВ: За последние 15 лет мир сильно преобразился. Интернет и мобильные технологии повлияли буквально на все, начиная с досуга и заканчивая образованием. Границы стерлись. Расстояние теперь измеряется не километрами, а кликами мышки. Кто-то называет это эрой Instagram, кто-то — эпохой all to show. Одно несомненно: профили в соцсетях стали нашим вторым воплощением, а диджитал в целом влияет почти на все стороны жизни, в том числе на интерьеры. Как именно это происходит?

 Фотографии

Раньше в порядке вещей было иметь дома альбом с памятными фотографиями. Но с появлением цифровой техники формат хранения конвертировался из бумаги в мегабайты на жестком диске. В эру социальных сетей альбомы с фотографиями переместились в папки на интернет-ресурсах. Это отразилось и на дизайне интерьера: сейчас памятные фото, скорее, исключение из правила. Вместо них на стенах квартир и домов появляется искусство. Также стены становятся акцентными — их выделяют при помощи активного цвета или обоями с интересным орнаментом.

 Графический дизайн: цвета, формы, материалы

В интерьере появляется много смелых цветовых сочетаний, свойственных графическому дизайну. Цвет становится локальным пятном: главным выразительным средством в пространстве. Следуя правилам flat design, цвет чаще всего используют матовый. Между собой сочетают до трех оттенков, не более: чем проще, тем лучше.

С формой происходит похожее: она упрощается до лаконичной геометрии. Особенно это заметно в дизайне мебели, среди которой практически невозможно встретить сложных резных форм, которые мешают считывать силуэт предмета. Сложная форма не должна отвлекать от главного в интерьере — цвета. Поэтому дизайнеры стараются сглаживать острые углы, создавая менее агрессивные, плавные силуэты.

Следуя схеме упрощения, дизайнеры стали меньше использовать натуральные материалы. Во всяком случае, они становятся дополнением к цвету, играя теперь второстепенную роль. Как и форма, она немного разбавляет обилие насыщенных цветов, но никогда не выходит на первый план. В целом дизайн работает по принципу уменьшения шума — чем его меньше, тем легче считывать образ. Настраивая телевизионный канал, мы ищем ту частоту, на которой нет серого дождя. Так и дизайнер собирает необходимые образы без лишних элементов, которые могут исказить исходную идею.

 Ракурс

У эры Instagram есть свои ракурсы. Если человек ведет собственный аккаунт (не рассматриваем те, что связаны с бизнесом), то он обычно делится на два типа. Первый — это преимущественно селфи. All to show — все напоказ: где я был, с кем я был и что делал. Эра Instagram — это эра эгоистов, которая подразумевает наличие человека в кадре. Даже на обложках AD, Interni и Elle Decoration появляются не просто размытые в движении силуэты, а конкретные люди, что до сих пор было беспрецедентно для интерьерных изданий.

Второй тип аккаунтов — когда фотографии будто бы сделаны глазами наблюдателя. Чаще всего это атмосферные ракурсы, выхватывающие детали окружающей обстановки: фотографии ног, композиция предметов на столе, еда, красивое сочетание материалов между собой и так далее. И на страницах журналов все чаще можно заметить именно такие ракурсы: больше передающие настроение, чем общее видение интерьера. Интерьер в таком случае будто бы создается ради кадра, который будут обсуждать на просторах соцсетей, ставить лайки и делать репост.

Мягкие панели в спальне в квартире-трансформере для молодой семьи на «Славянском бульваре»

Как Instagram влияет на тренды?

 Марина Новикова: Instagram сегодня в какой-то мере заменил телевидение в 50-х, поэтому, на мой взгляд, он не формирует тренды, а хорошо их тиражирует и рекламирует. Сегодня в соцсети популярен скандинавский интерьер, который уже сдает свои позиции в большом мире: натуральное дерево, светлая цветовая гамма, квартиры, наполненные светом и воздухом. Очень популярен мрамор, а ближайшие пару лет будет бум на терраццо — сейчас он только набирает обороты.

 Елена Иванова: В Instagram люди сами выбирают то, что им нравится, а не то, что признано модным гигантами индустрии и выставками. Хотя, конечно, многое перекликается. Процесс запускают популярные дизайнеры-блогеры, к чьему мнению прислушиваются. По себе могу сказать, что пользователей сейчас особенно привлекают золотые вытяжки, а также сочетание пудровых оттенков с золотой фурнитурой и мягкие бархатные текстуры.

 Татьяна Осецкая: На мой взгляд, Instagram не совсем формирует тренды. В первую очередь это социальная сеть, рекламная площадка и особый способ подачи и распространения информации. Instagram — быстрый, доступный и открытый способ распространения трендов, созданных за его пределами.

Instagram, скорее, формирует тренд на стиль подачи информации — живой, яркий, неформальный. В этой социальной сети можно публиковать фотографии со стройки, за работой в офисе, с публичных мероприятий, спрашивать совета экспертов, магазинов и салонов и, конечно, делиться фотографиями своих проектов.

 ИВАН МИРОЛЮБОВ: Instagram серьезно повлиял на выбор цветов и форм в дизайне — все стало лаконичным и простым, при этом ярким. Информационный поток, который мы поглощаем в течение дня, по сравнению с двумя десятилетиями назад вырос в разы, и теперь, чтобы зацепить внимание, нужно избавляться от лишнего и говорить только о главном. И дизайн интерьера не исключение.


обложка: Анна Михеева