В Малом Казенном переулке открылось пространство «Котомка», которое объединило Zero Waste магазин, кофейню, винтаж и лекторий. The Village посетил новое место, продвигающее идеи разумного потребления, посмотрел, как оно работает и узнал, реально ли отучить людей от кофе в стаканчиках.

Текст: Инал Марзоев

Фотографии: Ксения Колесникова

Идея

За «Котомкой» стоят две подруги — Даша Струк и Катя Сиденко, которые общаются еще со школы. По словам девушек, к осознанному потреблению они пришли через винтаж. В августе прошлого года Даша и Катя запустили магазин Fefёla, который довольно быстро вырос и собрал вокруг себя постоянную аудиторию. Девушки делали упор не только на картинку в инстаграме: «Нам было важно не просто продавать красивые вещи, продлевая тем самым им жизнь, но и доносить до людей, что не обязательно идти в масс-маркет за вещью, которую они выкинут через сезон. Мы старались привлекать к проекту не только ту аудиторию, которая уже знала о винтаже, но и новых людей», — рассказывает Даша.

После переезда в шоурум на Китай-городе, подруги стали задумываться о чем-то более масштабном. Так, весной у них появилась идея создать пространство, в котором заработает кофейня, а также будут продаваться товары без упаковок и винтажная одежда, опыт работы с которой у них уже есть. Для реализации денег у Даши и Кати не хватало, поэтому к проекту привлекли инвесторов.

«Котомка»

Адрес: ул. Земляной Вал, 14-16, стр. 1 (вход с Малого Казенного пер.)

Время работы: пн — пт с 9:00 до 21:00,

сб — вс с 10:00 до 21:00

kotomka.zerowaste

Ноль отходов

На поиск помещения, перепланировку и ремонт у девушек ушло около двух месяцев. Чтобы сократить затраты и поскорее запуститься, большую часть работ они делали своими руками. «Мы знаем, что в Москве есть два Zero Waste магазина — на «Хлебозаводе» и в «Сокольниках». Но мы ориентировались не на них, а скорее на нью-йоркский Package Free. Нам очень нравится и само пространство, и хозяйка, и ее подход. Там, кстати, тоже продают винтаж и проводят лекции, воркшопы и мастер-классы. Мы с самого начала решили, что это должно быть что-то большее, чем просто магазин», — рассказывает Катя.

Просторное помещение разделено на зоны. У входа выставлены товары, которые «Котомка» выпускает сама. Мешочки для продуктов разных размеров, шопперы, многоразовые бахилы и тканевые диски, альтернатива ватным, — все это отшивают на производстве. Дальше — бакалея, где все продается на вес: макароны, гречка, рис, фасоль, чечевица, мука, какао, кокосовая стружка, семена чиа, различные гранола и печенье, сушеные бананы и много чего еще. В магазин продукция приходит тоже без упаковки, в обратной таре. Хранится все в диспенсерах или банках. Те, кто пришел без своего контейнера, могут купить стеклянные емкости или мешочки для упаковки.

«Крупы и какие-то базовые продукты у нас продаются по обычным ценам, даже немного дешевле, так как нет упаковки. Конечно, есть и такие позиции, которые стоят дороже, — например печенье, которое мы заказываем в пекарне. Если проводить параллель, то наши цены гораздо ближе к «ВкусВиллу», нежели к «Азбуке Вкуса», — рассказывает Даша.

За бакалеей — отдел с экокосметикой. Здесь можно найти маски, тоники, масляные сыворотки, крема, пилинги, твердые шампуни, мыло, зубные порошки и другие средства по уходу. Скоро появится косметика, которая тоже будет продаваться на развес и на разлив, — в свою тару, например, можно будет налить шампунь. Как и в случае с продуктами, со многими поставщиками у «Котомки» есть определенные договоренности: товары приходят в магазин либо в коробках, которые потом сдают в макулатуру, либо в таре, которую спустя время отправляют обратно — для повторного использования.

Винтаж и кофейня

После запуска «Котомки» Даша и Катя пришли к тому, что совмещать новый проект с Fefёla сложно. Они решили сократить количество вещей в сезонных коллекциях до 30–40 и развивать онлайн-продажи. Девушки считают, что так будет продаваться больше вещей и можно будет снизить цены. Сейчас рейлы с винтажной одеждой и аксессуары расставлены в разных точках по всему пространству. Примерочная тоже есть.

Другая важная зона — это кофейня. За зерна здесь отвечают Rockets Coffee Roasters. В меню — классика и альтернативные напитки без кофеина. Тут же можно взять круассан или веганские батончики. Здесь же — полки с товарами для дома и посудой: многоразовыми чашками, термосами, контейнерами, столовыми приборами, трубочками и так далее. Завершает пространство мини-площадка со столиками у окна и многоуровневыми скамейками. Здесь проходят лекции и мастер-классы на самые разные темы, а также кинопоказы.

Тем, кто приходит со своей чашкой, дают скидку в 15 %. «Кто-то нас упрекает, говорит, что мы должны быть более категоричными, не наливать в стаканчики. Но, нам кажется, в Москве отказаться от них полностью невозможно. Если человек приходит без стаканчика, то бариста всегда предлагает присесть и выпить кофе здесь, из нашей посуды. Но это всегда происходит очень тактично, никакой агрессии — на ней далеко не уедешь. И люди идут навстречу: несмотря на большой поток, кофе в стаканчиках берут не больше пяти человек в день», — рассказывает Катя.

В ближайшее время в «Котомке» планируют запустить залоговую систему. «Гость оставляет условные 100 рублей, и мы выдаем ему многоразовую кружку, которую он сможет вернуть в следующий визит и получить залог обратно», —объясняет Даша.

Планы

Даша и Катя планируют расширять ассортимент, привлекать новую аудиторию и рассказывать об осознанном образе жизни — в Инстаграме, на регулярных лекциях и кинопоказах. Скоро девушки представят собственную линейку минеральной косметики. В ней будет тональная основа, пудра, румяна и крем. Также в планах — запуск полноценной линейки для мужчин