«Шазам!»

Shazam!

Режиссер: Дэвид Ф. Сандберг

В ролях: Закари Ливай, Эшер Энджел, Джек Дилан Грейзер, Марк Стронг

Нетипичная супергеройская история о сверхсиле внутри сироты-тинейджера

Билли Бэтсон, парень с добрым и немного растерянным взглядом (Эшер Энджел), с трех лет мотается по приютам и новым семьям, регулярно сбегает от новых родственников и больше всего одержим идеей найти родную маму. В блокноте у него записаны адреса 80 женщин по имени Рэйчел Бэтсон, живущих в округе, и, держа в руке брелок с компасом, Билли за эти годы постучался не в одну дверь. Все кандидатки закончились, у Билли серьезный разговор с опекой: он или отправляется в последнюю семью с другими приемными детьми, или… кажется, других вариантов особо нет. Новая семья — чудаковатая и странная, но добрая. Родных детей в ней нет, все живут в своеобразном симбиозе: старшая сестра-отличница, немного отсутствующий мальчик Педро, азиатский гений, играющий в приставку, ровесник Билли с хромотой и самая младшая девочка — существо неподдельной доброты и смелости.

Вторая история в фильме — о Таддеусе (Марк Стронг). В детстве, сидя на заднем сиденье машины, Таддеус перенесся в таинственную пещеру, где не прошел испытание на наследование суперсилы. Живущий там супергерой Шазам десятилетия искал преемников, чтобы защищать мир от семи смертных грехов (зависть, судя по всему — самый опасный). Страдая от отказа уже взрослым и злясь на отца с братом, Таддеус все еще ищет способы вернуться в 1974 год и настораживается, когда в Филадельфии материализуется Шазам (Закари Ливай). Новый супергерой немного похож на Супермена, но нелепее и обаятельнее — его ироничная улыбка куда больше напоминает рекламных моделей 50-х, и он в восхищении от собственных суперспособностей. Внутри Шазама живет тот самый 14-летний мальчик-сирота со взглядами подростка и верой в лучшее.

«Шазам!» — заразительный и в хорошем смысле подростковый — с первых сцен отличается от супергеройских фильмов в лучшую сторону: здесь нет миссии на другой планете, банды невразумительных злодеев, карамельной тинейджерской влюбленности и идеи, что на кону подвигов главного героя — счастье целого мира. Шазам, как и Дэдпул, попадает в дурацкие и смешные истории (например, врезается в небоскреб, расшибая несколько стекол) чаще, чем говорит об устройстве мироздания — и это очень на пользу милой семейной истории.

Подростковые мелочи тоже на месте: даже замечательные родители больше напрягают, чем радуют, в школе всегда найдется пара подонков-старшеклассников на дорогих тачках, а друзья появятся не сразу. Но назвать «Шазам!» радостным фильмом будет лукавством: в нем слишком много откровенно детских моментов, наивных шуток и реплик, написанных для восьмилетних. Есть подозрение, что многое затерялось в переводе: картинка часто смешнее речи. «Шазам!» в дубляже давит детскостью и милотой: все хорошие персонажи очень поверхностные и всегда поступают правильно, злодей хмурится убедительнее, чем звучит, а вот легковесной дурацкости и гэгов в ключевые моменты очень недостает. Как всегда, финальная битва длится на 15 минут дольше оправданного, разбуженные в пещере чудовища за секунду разделываются с прохожими, но переминаются с ноги на ногу, когда речь идет о главных героях (как будто дают им время поговорить), семейные сцены написаны по учебнику.

Во второй половине «Шазам!» роняет шутки и настроение, взятые на старте, и легкомыслие, ради которого все затевалось, снова приносится в жертву до зубной боли знакомому сюжету. Эта проблема супергеройских фильмов, однако, никак не мешает «Шазам!» выделяться. Закари Ливай в сногсшибательном красном костюме и романтическом плаще — и есть тот эталонный супергерой, каким их рисовали много лет назад, в нежных глазах Билли Бенсона хочется утонуть, а у его родителей поселиться на всю оставшуюся жизнь. Если вести в кино детей или собственного внутреннего ребенка в апреле, то, вероятно, только на «Шазам!».


Смотреть? Да (с детьми и лучше в оригинале)

«Папа, сдохни»

режиссер: Кирилл Соколов

В ролях: Виталий Хаев, Александр Кузнецов, Евгения Крегжде, Михаил Горевой, Елена Шевченко

Нетипичная русская комедия с ухмылкой Тарантино

На пороге двери в подъезде гадкого зеленого цвета, знакомого каждому россиянину, переминается молодой человек Матвей в худи с «Бэтменом» и молотком (Александр Кузнецов). Как мы знаем уже из трейлера, девушка Оля (по-настоящему смешная Евгения Крегжде) попросила его убить папу — за что, выяснится в процессе. Папа, полицейский (Евгений Хаев), на пятой минуте спрашивает, нравится ли Матвею трахать его дочь, с настороженностью типичного опера поглядывает на молоток и хранит в квартире большой секрет. Мама, к ее несчастью, не уехала вовремя на дачу. Кровь польется с самого начала: будут наручники в ванной, дрель в колене, дробовик, драки с участием дешевой домашней стенки и телевизора, сумка денег, растерянный пятый герой и трупы. История, как в «Бешеных псах», будет рассказана частями про каждого персонажа, а на игрушечный сюжет натянут социальные темы — от домогательств и домашнего насилия до ментовского беспредела и блатного спортсмена в костюме Bosco.

«Папа, сдохни» рекламируется как очень лихое кино, и первые 15–20 минут уверенно придерживается ритма, заданного трейлером. Кости хрустят, кровь прыскает на мещанский ковер, гипсокартонную стену продавливают попой, заколка-невидимка рвет губу. «25 лет другу — и нет своего молотка» — звучит так же круто, как незабываемая претензия из «Курьера»: «Я, мы, наше поколение желает знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание».

Тела в «Папа, сдохни» кромсают так же шустро, как курицу для шаурмы, — и это бойко, весело и совсем ни на что не похоже: кровавые комедии, как мы знаем, в России вообще не снимают, так что пятерка режиссеру за смелость. Здесь есть много симпатичных мелочей (например, звериное откусывание сырокопченой колбасы) и даже пара муратовских мотивов. Юмор черный и местами очень удачный — пришедшие на шум полицейские, например, шарахаются от месячных больше, чем от предположительного убийства в квартире.

До тарантиновского духа «Папа, сдохни», однако, далеко: минут через двадцать сюжет начинает топтаться на месте, драки повторяются, и очень шустрое кино быстро вязнет в лишних подробностях — а в какой-то момент просто перестает быть смешным. Плюс ничего не портит новые российские фильмы как абсолютно одинаковая картинка и сериальная цветокоррекция — ощущение постановки постоянно отвлекает от того, чтобы поверить, что сломанная нога настоящая, а Оле действительно досталось от папы. «Папа, сдохни» пытается столкнуть в брежневской квартире комедии Крыжовникова с ранним Родригесом и русским хитом прошлого года про Витьку Чеснока — и это как минимум борзая попытка. Ожидания не оправдаются, но такого редкого зверя на русском языке еще надо поискать: посмотреть хотя бы одним глазком стоит, хотя в кино для этого идти совсем необязательно.


Смотреть? Возможно


Обложка: «Каро Премьер»