«Форсаж: Хоббс и Шоу»

Fast & Furious Presents: Hobbs & Shaw

Режиссер

Дэвид Литч

В ролях

Дуэйн Джонсон, Джейсон Стэйтем, Идрис Эльба, Ванесса Кирби

Спин-офф «Форсажа» с Джонсоном и Стэйтемом — милый, но не головокружительный

Когда в мире разрабатывается секретный биологический вирус, международная спецслужба нанимает двух ненавидящих (разумеется!) друг друга универсальных солдат. Первый — калифорниец Люк Хоббс (Дуэйн Джонсон), второй — британец Декард Шоу (Джейсон Стэйтем). Они по-разному завтракают, ходят, дерутся и тренируются: один громит азиатское караоке в Лос-Анджелесе, другой — лондонский клуб с моделями в футуристических платьях. Американца ждет дома девятилетняя слишком сообразительная дочка, у британца в тюрьме досиживает мама в наручниках-сердечках (шикарное камео Хелен Миррен, которая делает любой фильм вдвое лучше). Вирус несет в самой себе хрупкая и вертлявая голубоглазая блондинка (Ванесса Кирби из сериала «Корона») с фамилией Шоу: так спецоперация на троих превращается из международной в семейную и немного романтическую. Так как за славными ребятами, спасающими человечество, обязательно должен кто-то бегать, за ними бегает киберзлодей Брикстон (Идрис Эльба), объясняя, что «геноцид-хреноцид» — единственный способ справиться с оборзевшим человечеством.

Дэвид Литч («Атомная блондинка» и «Дэдпул-2») решил взять на себя еще и очередной «Форсаж» — многолетняя машина по зарабатыванию денег с трансатлантическими погонями. Сериал формально закончился в прошлом году после трагической смерти лица франшизы Пола Уокера, поэтому новый «Форсаж» на бумаге считается спин-оффом. Неподготовленный зритель разницы, впрочем, не заметит: Джонсон и Стейтем по-прежнему носятся где-то между Лондоном, Самоа, Москвой и Припятью (привет, сериал «Чернобыль»!), а двигателем сюжета снова являются — да, «Форсаж» — это мыльная опера прежде всего — потерянные братья, мятежные сестры и островные матери.

Если бы с летними блокбастерами в этом году все было бы совсем плохо, литчевский «Форсаж» мог бы оказаться спасением: пара отличных автомобильных погонь, перепалки Хоббса и Шоу, Кирби дерется в платье с розочками — на это можно без обиды потратить пару часов. Но с блокбастерами в этот раз все хорошо: уже был «Джон Уик 3» с русскими сказками, отличный камбэк «Людей в черном» и, если уж хочется трэша и na zrodovye! , Люк Бессон с русской спецагенткой и той же великой Хелен Миррен в роли будущего КГБ.

В таком контексте «Хоббс и Шоу» — местами забавный, но совсем не лучший экшен. Пойдет для запойного марафона «Форсажей» на дачных выходных, но на повод выбраться в кино он не тянет.


Смотреть? Возможно

«Маленькое красное платье»

In Fabric

Режиссер

Питер Стриклэнд

В ролях

Гвендолин Кристи, Сидсе Бабетт Кнудсен, Кэролайн Катц, Джулиан Бэррэтт

Эстетский британский триллер о смертоносном платье

Чтобы наладить личную жизнь и хоть немного выбраться из надоевшей рутины, темнокожая женщина средних лет Шила (со скучной работой и сыном-переростком) идет в магазин. Там, в старомодных интерьерах продавщица с демонической улыбкой предлагает ей коктейльное красное платье — идеально подходящее ей и подчеркивающее все достоинства фигуры. Платье нужно Шиле для свиданий, пока ее сын развлекается в спальне со взрослой любовницей (Бриенна Тарт из «Игры престолов»). Постепенно объект одежды начинает жить собственной дикой жизнью, принося смерть и несчастья и превращая британскую провинцию в ад.

«Маленькое красное платье» ждали все фанаты Питера Стриклэнда (скажем честно, не самое многочисленное сообщество), влюбившиеся в его «Звуковую студию Барбериан» и «Герцога Бургундии». Главные слабости Стриклэнда — театральные сетапы, кроваво-красный цвет, подчинение и доминация в отношениях и звук, которым можно резать сердце. Нарочитый ретро-подход с непонятной датировкой — современные (ну, почти: действие происходит в 1993 году) британцы живут в эпоху хичкоковской неторопливости и саундтреков Ардженто — работает на самобытный детективный сюжет. Здесь нет ничего обоснованного и предсказуемого, а развязка — вообще не главное, ради чего стоит полтора часа смотреть на пластиковых манекенов и заколдованный магазин.

Единичное, ускользающее от любых описаний и пересказов, перверсивное кино на один раз.


Смотреть? Да

«Гив ми либерти»

Give Me Liberty

Режиссер

Кирилл Михановский

В ролях

Лорен Спенсер, Крис Галуст, Максим Стоянов, Дарья Екамасова

Российский фестивальный дебют о плавильном котле и современной человечности

Молодой мужчина Вик, говорящий с дедушкой по-русски, а с окружающей Америкой — по-английски, водит микроавтобус в богом забытом штате Милуоки. Его нервные дни — между криками в рации и криками недовольных пассажиров: в заледенелых безрадостных пейзажах мало кто чувствует себя полезным, любимым и окруженным заботой. В русскоязычном эмигрантском сообществе, которое живет в Милуоки по всем нормам небольшого российского городка, похороны: умирает одна из местных старух — и дедушка со знакомыми просят Вика довезти их по перекрытым улицам до кладбища и поминок. Правда, в микроавтобусе едет еще и афроамериканка в инвалидном кресле — часть другой неумолкаемой и маргинальной американской семьи.

«Гив ми либерти» — редкий случай фестивального успеха русскоязычного кино, особенно в Штатах: фильм попал в Канны, а про режиссера Кирилла Михановского написали все инди-СМИ. Вдохновленный братьями Сафди, «Гив ми либерти» — очень документальное по подаче кино об эмигрантском братстве с позитивным посылом, этакий Сергей Лозница с добрым взглядом. В нем русские похороны и афроамериканская борьба за собственное достоинство не поданы через мейнстримные клише больших бутылок водки и парадов за идентичность — за что Кириллу большое спасибо. Однако с завышенными ожиданиями фильму справиться трудно. Это очень сумбурное, шумное, теряющее нить повествования кино со второстепенными персонажами, целиком перекрывающими главного героя, и очень своеобразной визуальностью.

Долгими минутами глаза и уши пытаются зацепиться за что-то на экране, а видят и слышат только обрывки чужих причитаний, скандалов и истерик — прямо сказать, испытание для тех, у кого начинается приступ от дрожащей камеры и многоголосия в кадре. «Гив ми либерти» — максимально не зрительский фильм с большой душой. Тот случай, когда способ производства банально не дотянул до замечательной идеи снять кино об обычных современниках, в одиночестве которых не важны и не виноваты ни возраст, ни раса, ни происхождение.


Смотреть? Возможно

«Оленья кожа»

Le daim

Режиссер

Квентин Дюпьё

В ролях

Жан Дюжарден, Адель Энель

Абсурдистская комедия про всемогущую косуху с Жаном Дюжарденом

Расставшись с женой (видимо, со скандалом, потому что денег у героя больше нет), Жорж с красивой бородой и неотразимой улыбкой кинозвезды (Жан Дюжарден) приезжает к черту на кулички за очень дорогой бежевой замшевой курткой из оленя. Куртка слишком сильно нравится Жоржу, а владелец зачем-то еще и дарит покупателю видеокамеру. Осоловев от одиночества, Жорж начинает бубнить себе под нос, а потом и разговаривает с курткой — других собеседников в этой глуши у него первое время нет. Постепенно в отеле, где Жорж остановился, он заводит приятельские отношения с хозяйкой бара (Адель Энель) и общается с завсегдатаями — зачем-то врет, что на самом деле снимает кино и ищет натуру для будущего фильма, а его бесценная куртка да, действительно привлекает внимание, «спасибо за комплимент!». Доверчивые новые знакомые включаются в несуществующий проект Жоржа — современное авторское кино бывает таким сумасбродным, что и куртке впору заговорить.

От человека, снявшего про шину-убийцу, стоило ждать историю про предмет, похищающий душу и навязывающий собственный нарратив. Комедия Квентина Дюпьё — местами демонстративно неспешная и несмешная — скорее юмор Рика Альверсона, Бена Уитли и Алена Гироди с мейнстримной комедийной звездой. «Оленья кожа» в большей степени, чем какая-нибудь «Бархатная бензопила», — стеб над задумчивой фигурой автора с сединой в бороде и кризисом идентичности: его искусство и самообман важнее для него, а остальные как-нибудь могут обойтись. Фильмы, снятые в голове, зацикленность на личном взгляде и глупые шутки, которые становятся кино, — Дюпьё стебется над фестивальным миром вокруг и в первую очередь над собой.

Местами правда смешно, местами вяло, но в целом кажется, что идею снять это кино, а не оставить его шутливым синопсисом на пару предложений Дюпьё тоже нашептала его кожаная косуха.


Смотреть? Возможно


Обложка: «Capella Film»