«Зеровилль»

Zeroville

Режиссер
Джеймс Франко

В ролях
Джеймс Франко, Сет Роген, Джеки Уивер, Меган Фокс

Джеймс Франко в Голливуде: самый ужасный на свете фильм, который обязательно надо посмотреть

В 1969 году забитый татуировками с Лиз Тейлор и Монтгомери Клифтом Викар (Джеймс Франко) приезжает в Голливуд из Пенсильвании. Он учился в духовной семинарии, и первый фильм посмотрел ровно год назад — и теперь бредит только кино и суперзвездами. В Калифорнии только что убили Шэрон Тейт, в полиции Викар, которого просто хватают на улице и тащат на допрос, выкладывает из головы фильмографию Поланского.

Ни как актера, ни как режиссера Голливуд Викара, конечно, не ждет: в павильоне Paramount ему предлагают рисовать и строить декорации. На заднем плане бездарные актеры будут играть плохую современную версию «Места под солнцем», а Викар заболтается и подружится с художницей монтажа Дотти и одним из лучших сценаристов Голливуда Викингмэном (Сет Роген). И, к несчастью для себя, влюбится в следующую Шэрон Тейт — голубоглазую красотку Соледад Паладин (Меган Фокс), играющую только в неоновых лесбоэротических фильмах. Все они застрянут на «фабрике грез», и пока там будут придумывать «Челюсти», «Долгое прощание» и «Апокалипсис сегодня», Викар будет постоянно крутить собственное кино только у себя в голове.

Джеймс Франко — один из самых невероятных людей на Земле, неугомонный и вездесущий, он почти всегда работает с одним и тем же результатом: его фильмы с красными метками в рейтингах и чудовищными цифрами в прокате выходят по паре-тройке в год, их никто не смотрит, а ждет горстка сумасшедших по всему миру. Единственное исключение — «Горе-творец» — история создания самого плохого фильма на Земле «Комната» — вполне себе манифест Франко, личное послание всей индустрии.

Снимать без денег, вкуса и таланта, если у тебя горит от этого задница, обязательно стоит: и это поступок похрабрее месяцев в джунглях с Марлоном Брандо. «Зеровилль», снятый по книге и чужому сценарию (прежде Франко, на минуточку, дважды экранизировал Фолкнера), — по сути, история кино для самых маленьких, «Врожденный порок» без Пинчона и «Под Сильвер-Лэйк» с мировым заговором вокруг фильмов Карла Теодора Дрейера. «На хрен целостность!» — кричит Викар перед тем, как начнет учиться монтажу: и Франко накрошит в салат все фильмы, увиденные им в жизни, нарядив Меган Фокс в шубу (такие, конечно, носят в России, но не в Голливуде) и позвав младшего брата сыграть Монтгомери Клифта.

Бредовый, трэшовый, восхитительный «Зеровилль», где секси-звезда вклеена в кадры «Священной горы», грабитель и протагонист обсуждают новинки кинопроката за последние десять лет, а сам Франко приезжает на Венецианский фестиваль в рубашке без пуговиц — бесконечная шутка о невзаимной любви к кино и «Однажды в Голливуде» самого здорового человека на свете. Очень приятно жить, зная, что в другом полушарии живет тот, кто может вклеить свое лицо в иконическую сцену «Беспечного ездока» и оставить в сценарии фразу «чувствовать невскрытый пласт психоза».


Смотреть? Да

Yesterday

Режиссер
Дэнни Бойл

В ролях
Химеш Патель, Лили Джеймс, Софи Ди Мартино, Эллиз Шаппелль

Милый и честный ромком Дэнни Бойла о том, кому сейчас нужны битловские хиты

Как и большинство симпатичных парней с гитарами, Джек Малик (Химеш Патель) играет на улице, в барах и на вечеринках, но зарабатывает грузчиком на полставки в супермаркете. Его менеджер и близкая подруга Элли (Лили Джеймс) — вообще-то учительница математики и вряд ли может устроить ему выступление на фестивале.

Во время десятисекундного блэкаута планетарного масштаба Джек на велосипеде попадает в аварию, разбивает голову и гитару, а на встрече с друзьями после больницы играет «Yesterday». Лица друзей меняются: «Что это такое ты сыграл?» Никто не узнает «Битлз», никогда в жизни не слышал имен Джона и Пола, в интернете про них ни слова — и со страхом постоянного разоблачения Джек начинает вспоминать и играть главные битловские песни.

Сперва их принимают очень сдержанно, потом влюбляются, потом на огонек прилетает Эд Ширан с хваткой продюсершей (очень смешная, как всегда, Кейт Маккиннон): из гострайтера Джек становится музыкантом, собирающим тысячи человек. Чем волшебнее складывается его сценическая жизнь, тем сильнее запутываются отношения с Элли, а главное — в его материале нет ничего от него самого, и фейк так или иначе должен быть раскрыт.

Yesterday — тот редкий случай, когда два часа зал людей всех возрастов смеется в голос: кто-то узнает тексты The Beatles и шутки про «Hey, dude!», кто-то слышит правила успеха Эда Ширана, кто-то понимает в оригинале британские уколы (если есть возможность выбрать оригинал, обязательно смотрите фильм в оригинале). Дэнни Бойл, явно взявший ностальгическую ноту, в этом фильме буквально встречает Ричарда Кёртиса — главного британского оптимиста, и на выходе получается что-то очень доброе, понятное и обаятельное.

Дружеские сцены напоминают сборища из «Ноттинг Хилла», славно отыгранные песни — номера в «Реальной любви», сама любовь — объятия в «Одном дне»: все неоригинально по структуре, но колко и здорово написано, органично сыграно и очень-очень мило работает вместе (в отличие от «Между нами музыка» Терренса Малика о музыкальной сцене Остина — он тоже выходит на этой неделе, сравните результат).

Черт побери, на примере Yesterday понятно, как редко делают милые мейнстримные фильмы — кажется, их время ушло так же, как и песен «Я хочу взять тебя за руку» и «Земляничные поляны навсегда». Поздний Дэнни Бойл задается теми же вопросами из второй части «Трейнспоттинга»: что стало с нами всеми, куда повернула поп-культура, что делает нас самобытными и почему песни The Beatles в реальности шоу «Голос» выглядят такими свежими и нужными без промоутеров и медийной шелухи. Ну и да, битломанам смотреть обязательно.


Смотреть? Да


Обложка: UPI