«Одной волшебной ночью»

Chambre 212

Режиссер: Кристоф Оноре

В ролях: Кьяра Мастроянни, Бенжамин Биолэй, Венсан Лакост, Коля Абитебул, Камилль Коттен

Преподаватель права Мария (Кьяра Мастроянни) то и дело спит с учениками вдвое младше себя, заглядывается на кудрявых юных парижан и за годы легких увлечений успела окончательно отдалиться от мужа, за которого вышла больше 20 лет назад. Муж Ришар (Бенжамин Биолэй) узнает о систематических изменах между делом, сует мобильный телефон с уведомлениями в стиральную машинку и выводит Марию на откровенный разговор. Взаимные вопросы перерастают в претензии, двое явно имеют разные представления о верности и ждут разного от брака, и жена решает подумать, как ей лучше поступить — уйти или остаться.

Мария переезжает в отель через дорогу в комнату 212 (именно так называется фильм в оригинале — никаких «волшебных ночей») ровно напротив своей квартиры. Сперва она просто наблюдает за отчаявшимся мужем, бросающим вещи по квартире, но в середине ночи просыпается от внезапных посетителей — одного за другим. Ей является муж Ришар 25-летней давности, с блеском в глазах и губками бантиком — из времени начала их отношений. А еще мать, бабушка, первая любовь мужа и десяток красивых как на подбор юных любовников. Вступая с ними в диалог, Мария пытается выяснить, почему ушла из дома, изменяла, но за годы так и не бросила мужа — и стоит ли ей о чем-то жалеть.

Кристоф Оноре — один из самых популярных французских режиссеров, если дело касается мелодрамы и невысказанных чувств, — без размаха и вполголоса рассуждает о том, что занимает человека в кризис второй половины жизни. Доступную психотерапию он облекает в последовательные глубокие монологи о сожалении, сомнительном выборе (у Оноре — каждый выбор сомнителен и эфемерен) и уходящей молодости. То, что топорно смотрелось бы в посредственной мейнстримовой драме, здесь задрапировано простынями пыльно-голубого цвета, мимикой Кьяры Мастроянни, которой по силам любая сцена и любой партнер. Непретенциозные разговоры о любви и возрасте точно списаны с речи, которую мы слышим каждый день от тех, кто решил нам довериться.

Самоанализ Марии, ее беспощадное отношение к себе и другим, усталость от самой себя и людей, которыми она себя окружила, вообще лишены мизантропии — Оноре исследует, а не критикует. Мотаясь по вымышленным мирам, куда ее за руку приводят неслучайные попутчики, Мария взвешивает разные вероятности удачных и неудачных исходов, пытается услышать себя в молодости и зрелости, а еще увязать любовь и верность с размывающейся идеей семьи, в которую верила, скорее, по инерции.

Название «Комната 212» имеет символическое значение — под таким номером в Кодексе Наполеона начала XIX века формулировались обязанности супругов к взаимной верности, поддержке и помощи. Актуально ли это правило 200 лет спустя — слава богу, Мария и придумавший ее Оноре об этом не говорят однозначно, и их искренняя растерянность перед классической моралью — то, что делает «Одной волшебной ночью» настолько живым и антивоспитательным.


Смотреть? Да


Обложка: «ПРОвзгляд»