«Дело Ричарда Джуэлла»

Richard Jewell

Режиссер: Клинт Иствуд

В ролях: Пол Уолтер Хаузер, Джон Хэмм, Сэм Рокуэлл

Текст: Алиса Таёжная

Ричард Джуэлл (чудесный, иначе не скажешь, Пол Уолтер Хаузер), белый житель Джорджии немного за 30, живет с заботливой мамой (Кэти Бейтс), питает слабость к еде, отличается природной наблюдательностью и повышенным чувством ответственности. Ричард свято верит в закон и необходимость защищать всех хороших от всех плохих — работу исполняет дотошно, любит прикрикнуть на зарвавшихся нарушителей общественного порядка и выбивает на стрельбище 98 из 100: в какой-то момент это даже станет для него проблемой. Работая охранником в университетском кампусе, он в очередной раз превышает служебные полномочия, когда узнает о студенческой попойке, и после неприятного разговора с руководством учебного заведения лишается работы.

В итоге он устраивается охранником на Олимпийских играх в Атланте 1996 года. Во время праздничного концерта Ричард замечает бесхозный рюкзак, поднимает кипеж и вызывает подкрепление. Интуиция не подводит его: за полчаса до взрыва террорист с нескрываемыми гомофобными и расистскими взглядами звонит в 911 и заявляет о заложенной бомбе. После теракта, когда расторопность Джуэлла сберегает несколько десятков жизней, американец ненадолго становится народным героем и любимцем страны. До тех пор, пока комиссия ФБР во главе с ленивым следователем (Джон Хэмм) не решает повесить на Джуэлла теракт — при взрыве погибло два человека, больше сотни получили травмы, при этом других подозреваемых в деле нет.

Ситуацию усугубляет пронырливая журналистка местной газеты (Оливия Уайлд), написавшая громкую обвинительную статью, после которой жизнь Ричарда окончательно превращается в ад. Ричард обращается за помощью к давно знакомому адвокату (Сэм Рокуэлл), который сразу принимает его сторону: методы следователей глубоко непорядочны, а их неуважение к подозреваемому очевидно. Милый и уверенный в непогрешимости органов безопасности, Джуэлл все больше разочаровывается в мире вокруг, выбравшем его козлом отпущения.

Бойкий, остроумный и гуманистический новый фильм Иствуда основан на реальной истории, как и многие из его последних фильмов: ближе всего к «Делу Ричарда Джуэлла» оказывается «Чудо на Гудзоне», где государство также ополчилось на пилота, который приводнил аварийный «Боинг» на озере Гудзон и спас всех пассажиров и команду. Дело Джуэлла — один из самых обсуждаемых судебных кейсов в Америке 90-х, где власти, как и в случае О. Джея Симпсона (книгу об этом судебном процессе Ричард бережно хранит в шкафу, чем дополнительно злит ФБР), делали свою работу спустя рукава.

Добропорядочный американец с повышенным чувством ответственности идеально попадает под описание типичного террориста. Любитель оружия (впрочем, как и большинство жителей южных штатов), дотошный эксперт в психологии и методах преступников, одинокий сын внимательной мамы, у которого в жизни не так много друзей, — идеальная мишень для силовых структур, где выбивание показаний любыми способами оказывается куда важнее универсальной справедливости. Об этом есть отличный американский док «Ложные признания».

Иствуд критикует методы ФБР и принимает сторону обычного человека, чье гражданское неравнодушие становится проблемой. Сценарий «Дела…» (универсальный совет — смотрите в оригинале с субтитрами) при всей серьезности темы переполнен шутками об абсурдном мире государства, где видимость работы и бюрократия — главная стратегия неповоротливой государственной машины. Пятерка исполнителей главных ролей с легкостью несет тяжеловесную историю, и непонятно, кто справился лучше — блистательный, как всегда, Рокуэлл или почти мультяшный Хаузер, будто вышедший из рекламы кукурузных хлопьев, одежды плюс-сайз или вредной газировки.

Иствуд рвет государственный официоз как тузик грелку с упрямством молодого хулигана — режиссеру тем временем почти 90. Его силами несовершенный обыватель с недостатками, странностями и косяками прошлого покоряет сердце с первого кадра. Внезапная анархическая прививка от важнейшего режиссера Америки о личном достоинстве и ответственности каждого из нас — точно лучший фильм недели и, возможно, сезона.


Смотреть? Да


Обложка: «Каро-Премьер»