Финскому фестивалю Flow — одному из лучших в Европе (если не в мире) — в этом году исполняется 16 лет. Он начинался как камерное событие на две тысячи человек в уже не существующем клубе в Хельсинки; к 2018 году аудитория фестиваля выросла в 42 раза, а площадь — до десяти гектаров. Сюда многие едут из России: событий подобного уровня у нас просто нет (и, кажется, появятся не скоро). В 2019-м среди хедлайнеров Flow — Cardi B и The Cure, Tame Impala и Эрика Баду, Robyn и Джеймс Блейк.

Рассказываем, как устроен Flow Festival: сколько человек работает в команде, как составляют программу выступлений, почему на фестивале запрещены зонты и планируют ли организаторы переезжать с территории Сувилахти.

Текст

Юлия Галкина

Сувилахти и Flow

Flow festival

Хельсинки, Финляндия

9–11 августа

2019 года

Впервые на территории Сувилахти — бывшей теплоэлектростанции, построенной в начале XX века — фестиваль Flow прошел в 2007 году. Тогда аудитория составляла 12 тысяч человек, а среди хедлайнеров были австралийская арт-поп группа Architecture in Helsinki («Мы дома», — объявили они с первыми аккордами) и американский дэнс-панк от !!! (в процессе выступления вокалист отдал кому-то в толпе шведский флаг, который сразу начали сжигать).

Сейчас из девяти зданий и двух газгольдеров Сувилахти работает только ТЭЦ: ее выведут из эксплуатации в 2024 году. В преддверии Flow-2018 издание Strelka Mag рассказывало, как фестиваль оживил опустевшую промышленную территорию и что именно Хельсинки планирует делать с ней дальше (вкратце: развивать — если будут инвестиции). В конце прошлого года Flow Festival заключил инвестиционное и партнерское соглашение с платформой Superstruct Entertainment, которая владеет и управляет большим количеством других музыкальных фестивалей — в том числе венгерским Sziget, испанским Sónar и норвежским Øyafestivalen. Комментируя соглашение, сооснователь Flow Туомас Каллио среди прочего сообщил, что оно поможет дальнейшему развитию территории Сувилахти.

В свободное от Flow время главным резидентом Сувилахти является центр современного циркового искусства Cirko. Кроме них, бывшую промзону постепенно обживают модные архитектурные бюро, креативные агентства и прочие герои культурных кластеров. «В будущем здесь также планируют разместить социально-досуговый центр для молодежи, а в одном из газгольдеров обустроят концертный зал на три тысячи мест», — писал The Village в конце прошлого года.

Помимо Flow, на территории Сувилахти проходит хеви-метал-фестиваль Tuska («Боль» по-фински), он в два с лишним раза меньше. Только эти фестивали могут себе позволить подобную площадку: в интервью Strelka Mag Туомас Каллио рассказывал, что инфраструктуру ежегодно строят с нуля, тратя на это почти полмиллиона евро. Для сравнения: новый быстрорастущий хельсинкский фестиваль Sideways, который часто сравнивают с Flow, проходит совсем в другом месте — на обустроенной территории Ледового дворца.

Несмотря на то что за последние десять лет аудитория Flow Festival выросла с 40 тысяч человек (за четыре дня) до 84 тысяч (за три), а территория приросла гектарами, и теперь Сувилахти — это лишь 30 % фестиваля, организаторы пока не планируют менять локацию. «Мы не находимся в активных поисках новой площадки», — сообщила нам пресс-секретарь фестиваля Сусанна Хулкконен.

Сцены и опера

В этом году, как и в прошлом, на Flow Festival будет 11 сцен. Основные: Main stage — сцена, на которой выступают хедлайнеры (вместимость — 25 тысяч человек); Lapin Kulta Red Arena — крытая сцена, которая немного меньше главной, но репертуарно на нее похожа; Black Tent — еще одна крытая сцена, на которой можно увидеть отличные рок- и поп-группы. Все три площадки оборудованы «колясочными» подиумами для людей с ограниченными возможностями передвижения (для сопровождающих вход на фестиваль бесплатный).

Танцевальная площадка на три с половиной тысячи человек называется в честь знаменитой онлайн-платформы, посвященной электронной музыке, — Resident Advisor Front Yard. Среди уже заявленных на ней артисток — Нина Кравиц и The Black Madonna. На более камерной Reaktor Backyard (первое слово в названии присвоили в этом году, в честь партнерства с одноименной финской компанией) среди прочих выступит детройтский продюсер Theo Parrish.

Заметный плюс Flow по сравнению с большинством других европейских фестивалей — жанровое многообразие: «Мы не зацикливаемся на одном или двух музыкальных стилях, мы собираем все, что считаем действительно интересным», — говорил Туомас Каллио в интервью Esquire в 2017 году. Так, за экспериментальную музыку отвечает камерная сцена The Other Sound, расположенная в одном из зданий Сувилахти: ее предельная вместимость — 1200 человек, нередко приходится приложить усилия, чтобы попасть на топовые выступления (среди заявленных в августе — Jlin и Amnesia Scanner).

Наконец, самая красивая фестивальная сцена — Balloon 360°: амфитеатр с гигантским шаром посередине — она появилась в 2012-м после международного архитектурного конкурса. В этом году ей присвоили название в честь еще одного фестивального партнера — финансовой группы Nordea. Именно здесь 11 августа выступит легендарный джазовый саксофонист Фэроу Сандерс.

«Фестивальная территория каждый год меняется. В этом году у нас будет больше пространства, что позволит увеличить площадь сцены Lapin Kulta Red Arena, — пресс-секретарь Сусанна Хулкконен рассказывает, что изменится на фестивале-2019. — Мы также представим новую концептуальную площадку Pink Space, посвященную разнообразию».

«Кроме того, впервые программа Flow выйдет за пределы фестивальной территории, — продолжает Сусанна. — Мы представим совместный проект с Национальной оперой Финляндии: это современный танец, электронная музыка и аудиовизуальное искусство. Проект Flow x Opera пройдет в Almi Hall (здание Оперы на берегу залива Тёёлёнлахти. — Прим. ред.) 7 и 8 августа, предваряя фестиваль».

Команда и букинг

Flow Festival придумали три человека: супруги Туомас и Суви Каллио, а также Тони Рантанен, на танцевальной сцене известный как диджей Lil' Tony, — все они по-прежнему организуют фестиваль. Костяк команды, которая работает в течение года, состоит из десяти человек; летом цифра увеличивается до нескольких десятков, а в течение фестиваля — до нескольких сотен сотрудников, еще порядка 500 — у подрядчиков.

Важнейшая и самая многочисленная составляющая Flow — волонтеры, которые занимаются уборкой территории, монтажом сцен и прочим. Каждый волонтер должен отработать либо три семичасовые смены до и/или после фестиваля, либо две аналогичные смены в течение Flow. В награду — проход на фестиваль и футболка. Заполнить заявку можно здесь, их принимают до 7 июня. На момент подготовки материала организаторам поступило около полутора тысяч заявок, а всего на Flow-2019 будут работать порядка тысячи волонтеров.

Команда, занимающаяся букингом артистов, состоит из пяти человек плюс два программных директора. Как и в случае с другими крупными фестивалями (в частности, петербургским Present Perfect), первые букинги могут случиться за год до самого фестиваля или даже раньше. На момент публикации объявлено примерно 80 % лайн-апа (всего в афише будет 150 имен и названий). В 2019-м среди хедлайнеров Flow — Cardi B и The Cure, Tame Impala и Эрика Баду, Robyn и Джеймс Блейк. Программный директор Туомас Каллио не признается, кого из них было труднее всего пригласить: «Всех по-своему сложно». Его коллега Тони Рантанен пару лет назад в интервью изданию Mixed•News так описывал главный принцип букинга: «Мы зовем исполнителей, которых обожаем, и зрители разделяют наши чувства».

В лайн-апе Flow традиционно много финских групп — и «старичков», и начинающих. При этом, по словам Туомаса Каллио, никаких квот для местных исполнителей нет: организаторы в принципе не верят в квоты. Обращает на себя внимание и гендерный баланс: в программе очень много женщин-музыкантов, в том числе среди хедлайнеров (подобная тенденция, впрочем, заметна и в афише других крупных европейских фестивалей: например, Primavera Sound и Roskilde). «Мы стремились к гендерно сбалансированной программе в течение десяти лет, но повторю: дело не в квотах, а в правильном мышлении», — поясняет Туомас.

Расписание фестиваля составляет он же, используя для этого «Google Таблицы». Досадные пересечения статистически неизбежны, но Туомас говорит, что всегда старается развести по времени стилистически похожие выступления.

Экология и еда

Flow позиционируется как экологически ответственный фестиваль — этому даже посвящен раздел на официальном сайте, из которого среди прочего можно узнать, что в 2018 году организаторы пожертвовали 11 901 евро Фонду Джона Нурминена на проекты по защите Балтийского моря. Не то чтобы эко-френдли-политика — новация в сфере европейских (и даже российских) фестивалей: тот же датский Roskilde активно продвигает принципы заботы об окружающей среде; а новый петербургский фестиваль Zavtra, который пройдет одновременно с Flow, посвящен разумному потреблению и бережному отношению к миру. При этом организаторам хельсинкского фестиваля есть чем гордиться: в частности, утилизацией 100 процентов мусора (кстати, в 2018 году, несмотря на значительный рост посещаемости, количество отходов уменьшилось на 21 процент).

Еще одна составляющая такого подхода — транспортная: рядом с фестивалем есть велосипедная парковка, но нет автомобильной. «Это более ответственно по отношению к окружающей среде. Кроме того, ни на фестивале, ни в ближайших окрестностях просто нет пространства для парковки», — поясняет пресс-секретарь Сусанна Хулкконен.

Наконец, под определение «ответственного отношения» подпадает еда на фестивале: у рестораторов, которые используют экологически чистые местные продукты, больше шансов попасть на фуд-корты Flow. В этом году на фестивале будет около 40 ресторанов и более 20 баров. Обещают больше вегетарианских и веганских опций — в 2018-м они составляли 46 процентов от всех заказов. Вообще, фуд-корты Flow, в отличие от остальных крупных европейских фестивалей, — праздник для гурмана (особенно если хватит энтузиазма выстоять в длинной очереди): среди участников даже есть мишленовский ресторан.

Аудитория и безопасность

В 2018 году 16 процентов посетителей фестиваля (то есть около 13,5 тысячи человек) были из других стран: в основном из России, Великобритании, Эстонии, Скандинавии и Германии. Рекламу Flow-2019 можно увидеть на улицах Лондона, маркетинговые кампании проходят и в других регионах. Во «ВКонтакте» есть официальный и очень информативный паблик фестиваля (почти 59 тысяч подписчиков); у самого сайта Flow имеется усеченная русскоязычная версия. Билеты можно купить не только на местных платформах, но и на российской Ponominalu: получится выгоднее — за все три дня 14 тысяч рублей вместо 250 евро.  

Средний возраст посетителей Flow, по словам пресс-секретаря Сусанны Хулкконен, — 30 лет. В отличие от некоторых других европейских фестивалей — например, той же Primavera Sound, куда детей младше 14 лет пускают бесплатно при условии, что их сопровождают взрослые, — на Flow действует возрастное ограничение 18+. «Flow — фестиваль для взрослых. Единственное исключение — Family Sunday (в последний день фестиваля, 11 августа, с 13:00 до 17:00 взрослый посетитель может привести с собой ребенка младше десяти лет. — Прим. ред.)», — поясняет Сусанна.

Помимо возрастного ограничения, на Flow действует ряд других правил, характерных далеко не для всех крупных музыкальных фестивалей: например, посетителям нельзя проносить складные стулья и, как ни странно, зонты — это объясняют соображениями безопасности. По той же причине на Flow запрещены стейдждайвинг и краудсерфинг (впрочем, на некоторых панк-концертах эти явления встречаются). Мерами безопасности организаторы объясняют и ограду вокруг Main Stage. Кстати, несмотря на то, что главная сцена находится под открытым небом, курить на территории внутри ограды также запрещено (равно как и на крытых сценах, а также площадках в зданиях): причина — местные законы.

Безопасность на фестивале обеспечивает Securitas Events. Этим летом, помимо Flow, сотрудники компании будут работать на фестивалях Sideways и Provinssi, концерте Эда Ширана и других крупных событиях в Суоми. Обязательное требование: каждый секьюрити должен говорить не только по-фински, но и по-английски. Отвечая на вопрос, усилили ли на фестивале меры безопасности после крупных терактов в Европе (в том числе в парижском «Батаклане» и на концерте Арианы Гранде в Манчестере), менеджер по техническому обеспечению Исабелла Росси говорит: «Да, это одна из основных задач службы безопасности, она очень хорошо подготовлена».

Любопытно, что самый заметный инцидент последних лет на Flow Festival был связан именно со службой безопасности. Он произошел в 2017 году, музыкальный журналист Макс Хаген так описывал событие в своем репортаже для «Коммерсанта»: «Петербургская участница фестиваля, диджей Инга Мауэр, игравшая на танцевальной площадке Resident Advisor Front Yard, была выдворена с фестиваля охраной и до утра просидела в полицейском участке. Организаторы, к их чести, за нее вступились». На тот момент охрану на фестивале обеспечивала другая компания — Local Crew.

Кстати, в том же 2017-м Flow не повезло еще и с погодой: на Хельсинки обрушился ливень с грозой, часть сцен закрыли — один из хедлайнеров, рэпер Дэнни Браун, едва успел выйти на сцену, когда его концерт прервали. Сусанна Хулкконен уверяет, что фестиваль-2019 готов ко всем видам погоды: «Экстремальной жаре, дождю, ветру и так далее».


Редакция благодарит за помощь в подготовке материала совет по Туризму Финляндии Visit Finland

Автор также благодарит Ольгу Дуб/«Сарафан PR»


Фотографии: Наталья Шляховая