В последние выходные лета в Москве пройдет Red Bull Music Festival — музыкальный фестиваль, растянутый на несколько дней и площадок. В их числе — бассейн «Чайка», где выступит соратник классика эмбиента Брайана Ино — Ларааджи и другие музыканты. Аудиторию, однако, ждет совсем необычный опыт, ведь слушать музыку придется, находясь под водой. The Village пообщался с создателями проекта о том, как сделать подводный концерт. 

Текст: Павел Яблонский Редактор: Юля Рузманова

«Если в обычных условиях мы воспринимаем звуки ушами, то под водой — прямо костями»: Идея

«На мои сеты периодически приходят беременные женщины. Ведь тогда музыку будет слышать и ребенок в утробе. Так вот однажды я поставил слегка пугающую музыку — и вдруг из воды прямо выпрыгнула беременная женщина. Оказалось, что она переживала за ребенка», — рассказывает Джоэл Кэен, израильтянин, перебравшийся в Лондон изучать саунд-арт после службы в армии. Вначале Джоэл занимался более конвенциональной музыкой: писал электронику под псевдонимом Newtoy, играл в нойз-рок-группе The Black Poodle. В какой-то момент его заинтересовали бассейны — огромные резервуары, чем-то похожие на утробу, — и он решил посмотреть, как в них распространяется звук. Так родился проект Wet Sounds — в 2008 году Джоэл сыграл свой первый подводный концерт и с тех самых пор путешествует с ними по бассейнам всего мира — от Китая до Норвегии, — часто привлекая и других музыкантов. Одно из таких шоу москвичи впервые смогут увидеть в России на фестивале Red Bull.

Идея в том, что звук под водой считывается совершенно иначе, чем в обычных условиях: «Если в обычных условиях мы воспринимаем звуки ушами, то под водой — прямо костями. Звуковые волны проходят через толщу воды и ударяются о твердые части тела — например, череп. Затем звук сразу попадает во внутреннее ухо: даже если вы заткнете уши пальцами, то все равно услышите музыку — в этом и есть главная фишка наших подводных шоу. Полностью изменяется ощущение пространства: если на суше вы с легкостью можете определить, откуда исходит тот или иной звук, то под водой это невозможно, ведь уши больше не играют ключевой роли в обработке звука. Иногда кажется, что звук возникает прямо в голове», — объясняет Джоэл.

Звуковые волны проходят через толщу воды и ударяются о твердые части тела — например, череп

Кэену интереснее разобраться с технической стороной вопроса, узнать, как те или иные звуки звучат под водой, а за эмоциональную часть отвечает Дима Устинов — российский диджей и музыкант, также известный как Taras 3000, и сокуратор музыкальной программы Diving into Sounds в «Чайке». Его давно интересуют новые способы восприятия музыки — в нашем разговоре он упоминает Брайана Ино, который писал специальную, почти что терапевтическую музыку для больниц, а также своего любимого композитора-минималиста — Ла Монте Янга.

Дима Устинов является большим поклонником нейробиолога Джона Лилли, который придумал камеру сенсорной депривации — капсулу, наполненную соленой водой, где человек перестает ощущать разницу между средой и собственным телом. Поэтому его главной мечтой было поработать со звуком под водой.

В феврале Диме поставили задачу сделать что-нибудь в «Чайке» к следующему фестивалю, но проблема была в том, что ее очень дорого осушать. «И тут я подумал: „А зачем ее вообще осушать?“ — вспоминает Дима. — Все удивились: „А так вообще можно?“, я говорю: „Ну давайте хотя бы узнаем!“». Так российский музыкант вышел на Джоэла Кэена с его Wet Sound. Вскоре выяснилось, что они оба восторгаются Джоном Лилли, и тогда сразу стало ясно: подводному концерту в «Чайке» быть!

Что нужно, чтобы музыка и вода сочетались

Устроить такое мероприятие можно далеко не в любом бассейне. Он должен быть большой и глубокий. Глубина важна потому, что на дне самый хороший звук, размер — чтобы поместилось больше людей. «Чайка» в этом смысле подошла идеально — восемь дорожек, 50 метров в длину, глубина до трех метров.

К выступлению команда фестиваля поставит две специальные колонки под воду и еще четыре на поверхности — таким образом, все представление будет многоканальным: «Важно, что под и над водой играет немного разная музыка — все композиции разделены на дорожки, часть из которых проигрывается на поверхности, а часть на глубине. Их можно слушать как одновременно — держа голову на уровне воды, так и по отдельности», — рассказывает Джоэл.

У артистов пока нет возможности прослушать собственные сочинения в тех же условиях, в которых их придется исполнять, ведь аудиосистема Джоэла пока не доехала до Москвы. Однако есть некоторые правила, которых стоит придерживаться при подготовке музыки для бассейна. Например, можно даже не пытаться использовать басовые частоты ниже 150 герц — их все равно не будет слышно под водой.

И не рекомендуется играть танцевальную музыку — она плохо воспринимается под водой и несколько противоречит основной идее релаксации. Именно поэтому в «Чайке» будут выступать артисты, работающие в жанрах эмбиент и саунд-арт: Ларааджи, Ариэль Калма, сам Джоэл Кэен, а также отечественные электронщики Мария Теряева, Влад Добровольский, Atariame, Саша Виноградова и Дима Устинов, который также сыграет в бассейне.

«Есть Drexciya — совершенно культовый чувак в мире электроники. Он разработал целую концепцию подводного мира в своем творчестве, и, казалось бы, все должно было сойтись, но нет — Drexciya совершенно не подошел для подводного прослушивания, так как это танцевальная музыка. Она не воспринимается под водой, и ты не можешь под нее танцевать. Такой вот парадокс», — делится историей Дима Устинов.

У музыкантов будет возможность провести небольшой саундчек — Джоэл приезжает в Москву буквально за день до выступлений, однако проблема в том, что и саундчек не всегда бывает действенным: «Под водой очень сложно провести качественный саундчек — звук очень сильно меняется в зависимости от того, как глубоко и в какой части бассейна ты находишься. Все дело в давлении: как я уже говорил, чем ближе ты ко дну, тем богаче звук. Поэтому работать с эквалайзером под водой очень непросто — нет одного пятачка с идеальным звуком, на который можно было бы ориентироваться», — объясняет лондонец.

Под водой очень сложно провести качественный саундчек

Впрочем, несмотря на все сложности, Джоэл все равно раз за разом проверяет звук перед сетом: «На свой саундчек я выхожу в плавках, надеваю подводную маску и… ныряю в бассейн», — смеясь рассказывает британский музыкант. Дима Устинов же и вовсе не планирует вылезать из воды — разве что сыграть свой сет и быстро вернуться обратно — чтобы продолжить погружение в новые реалии восприятия звука.

К чему готовиться вам?

Концерт в «Чайке» продлится весь день — с часа дня до 11 вечера — и будет разделен на несколько сессий длиной в два часа, на каждую из которых надо купить отдельный билет. Музыканты будут играть парами: Джоэл Кэен и Влад Добровольский, Саша Виноградова x Atariame и Мария Теряева. Впрочем, все иностранные артисты сыграют по два сета — более подробное расписание можно посмотреть на сайте Red Bull.

Во время выступлений все зрители будут находиться в воде — брать с собой ничего не нужно, кроме вещей, которые мы обычно приносим в бассейн: купальника, полотенца и шлепок (купальные шапочки надевать не обязательно). Можно также прихватить плавательные очки, чтобы было удобнее нырять под воду. На входе всем посетителям раздадут специальные аквапалки (или нудлы — кому как угодно), чтобы было легче держаться на поверхности воды и не тратить силы на гребки. Ведь главная фишка подводных концертов — достичь максимального расслабления.

«Находясь под водой, мы все оказываемся немного в космосе — вода оказывает очень интересное воздействие на психику человека. Если в ней не плавать, как в обычном бассейне, а просто погрузиться, надеть очки и расслабиться внутри воды, то человек входит в медитативное состояние. Вода очень сильно действует на подсознание, потому что мы все родились в воде — это физически возвращает тебя в опыт до рождения», — подытоживает Устинов.

RBMA Moscow x Wet Sounds present: Diving into Sounds

Когда: 1 сентября, 13:00–23:00

Где: бассейн «Чайка»

Сколько: 1 500 рублей

facebook


Фотографии: обложка, 1 — Wet Sounds, 2 — Karel Chladek / Red Bull Content Pool