92-я церемония награждения премии «Оскар», прошедшая в ночь с 9 на 10 февраля, закончилась сенсацией: главные статуэтки в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший режиссер» получил корейский фильм «Паразиты». Голливудские картины «1917», «Однажды в… Голливуде», «Ирландец» и долгое время ходивший в фаворитах «Джокер» оказались в пролете. Никита Лаврецкий, предсказавший такой исход заранее, рассказывает о том, почему это произошло.

Текст

Никита Лаврецкий

Такая ли это сенсация?

На самом деле победа «Паразитов» была предсказуема. Да, после драки махать кулаками легко, но некоторым из нас это удается делать с абсолютно чистой совестью: на страницах «Искусства кино» победу «Паразитов» я предсказывал уже давно. В слишком многих отношениях комедийный триллер «Паразиты» был гораздо более подходящим кандидатом на главный «Оскар», чем ближайший конкурент — военная драма Сэма Мендеса «1917».

Во-первых, это фактор тематической актуальности: сатира на современные парадоксы и пороки капиталистического общества, конечно же, выигрывает против деидеологизированного кино о Первой мировой.

Во-вторых, в ход идут и чисто художественные и жанровые особенности картины: на «Оскарах» традиционное сценарно-актерское кино (среди его примеров не только «Паразиты», которые смотрятся как сценический фарс, но и не менее театральный «Бёрдмэн», и основанный на пьесе «Лунный свет», и антисинефильские фавориты «В центре внимания» и «Зеленая книга») почти всегда имеет преимущество перед визуально изысканным режиссерским (снятой долгими черно-белыми планами «Ромой»; банальными, но искусно поставленными «Ла-Ла Лендом» и «Выжившим»; технологическими шедеврами «Гравитацией» и «Жизнью Пи»). Истинный феномен «Паразитов» состоит не в том, что они выиграли в категории «Лучший фильм», а в том, что эта картина оказалась в достаточной степени режиссерской, чтобы Пон Джун-хо смог отобрать статуэтку еще и у Сэма Мендеса, снявшего «1917» во впечатляющей технике длинного кадра.

«1917»: Эпик Сэма Мендеса о Первой мировой, снятый одним кадром
Читать

Главным препятствием на победном пути «Паразитов» до сегодняшнего дня выглядело то обстоятельство, что эта картина снята на корейском языке. Действительно, неанглоязычные фильмы, несмотря на дюжину прошлых номинаций в разные годы, главный «Оскар» еще не забирали; отдельная иностранная номинация при этом выглядит как гетто, из которого выбраться нелегко.

В то же время в недавнем прошлом два неамериканских фильма все-таки этот приз выигрывали (британский «Король говорит!» и немой французский «Артист»), да и в целом после турбулентных 2010-х в тотальной ксенофобии Американскую киноакадемию сложно обвинить. Все-таки из десяти последних лауреатов в номинации «Лучший режиссер» находится лишь один американец (Дэмьен Шазелл, ненадолго разбавивший мексиканскую гегемонию). Кажется, что национальность и язык аудиодорожки фильма уже давно не играют такой же большой роли, как принадлежность кино к голливудской традиции именно с точки зрения киноискусства. А в XXI веке в мире не было более яркого продолжателя и реконструктора именно голливудских традиций, чем южнокорейский кинематограф.

Что нужно знать о Пон Джун-хо — режиссере «Паразитов»

Пон Джун-хо, как и его другие знаменитые корейские коллеги (в первую очередь, режиссер «Олдбоя» и «Служанки» Пак Чхан-ук), посвятил свою карьеру созданию эффектных жанровых ремиксов по голливудским лекалам, разве что куда более увлекательных и концентрированных, чем предлагает сам современный Голливуд. Таким был и психологический триллер о поисках серийного убийцы «Воспоминания об убийстве», легко конкурирующий с лучшими фильмами Дэвида Финчера, и фильм-катастрофа «Вторжение динозавра», затыкающий за пояс любой из опусов Роланда Эммериха не бюджетом и спецэффектами, но живостью эмоций и остротой переживаний.

«Человек-паук: Вдали от дома», «Паразиты» и «Двойная жизнь»
Читать

«Паразиты» — это тоже совсем не артхаус, в отличие от, например, упустившей год назад главный «Оскар» автобиографической элегии «Рома» мексиканца Куарона или завоевавших, как и «Паразиты», «Золотую пальмовую ветвь», но не претендовавших на основные «Оскары» «Магазинных воришек», поставленных медлительным меланхоликом Корээдой. «Паразиты» — вполне традиционное голливудское кино, сочетающее в себе хичкоковский саспенс с остросоциальной сатирой, просто делающее это несколько удачнее, чем ближайшие американские конкуренты (за аналогичную жанровую смесь «Прочь» Джордан Пил два года назад выиграл приз за лучший сценарий, но не более того).

Хорош ли сам фильм?

В этом следовании традиционным жанровым установкам лежит, увы, не только секрет феноменального зрительского успеха «Паразитов» — кроме «Оскаров», они завоевали еще и отличную по меркам кино с субтитрами кассу в американском прокате, — но и причина заметных художественных изъянов этой картины. Несмотря на обилие самых неожиданных сатирических панчлайнов и шокирующих твистов, эта история противостояния бедной семьи проходимцев и доверчивых богачей чем дальше, тем сильнее выглядит как искусственно сконструированное и лишенное подлинной интриги жизни зрелище.

Для действительно глубокого социального высказывания здесь слишком много условностей, гротеска и карикатур, а в качестве смелого жанрового гибрида сильно картина явно уступает предыдущим шедеврам Пон Джун-хо. В «Воспоминаниях об убийстве», «Вторжении динозавра», да и англоязычном дебюте «Сквозь снег» он поражал воображение масштабами происходящего и захватывал дух экспериментами с камерой.

В «Паразитах» он лишь затевает скромный фарс в четырех стенах — развлекает зрителя, но сам ничем не рискует. Постоянный актера Джун-хо, великий артист Сон Кан-хо снова вытворяет чудеса, делая своего героя — неудачливого отца семейства — эмоциональным центром истории, но и его третий акт оказывается совершенно неубедительным по сравнению с экзистенциальными путешествиями в прошлых работах.

Изменится ли что-то теперь?

Хочется верить, что такое смелое решение, принятое 8 тысячами голосующих киноакадемиков, ознаменует поистине новую эру в мировой киноиндустрии, когда «фильмы с субтитрами» наконец по справедливости начнут получать равное с англоязычными картинами признание (по крайней мере, на новый всплеск интереса к иностранному кино понадеялся сам Пон Джун-хо, получая месяц назад «Золотой глобус»). Однако не стоит переоценивать консервативность и инертность киноакадемии. Да, «Паразиты» — это шаг в правильном и интригующем направлении, но по существу шаг все еще на домашней голливудской территории.


Фотографии: «ПРОвзгляд»