Сигрид Солбакк Раабе носит простые джинсы с белыми футболками и кедами. Практически не красится, выглядит как обычный скандинавский подросток, а не как принято представлять себе поп-принцесс. Она излучает энергию беззаботности и уверенности в себе. Ее музыка — рефлексия здорового человека, испытывающего весь доступный спектр чувств, но проживающего их осознанно и без деструктивного поведения.

Текст

Гая Марина Гарбарук

Здоровая рефлексия

В дебютном альбоме Сигрид 12 песен, и каждая песня обладает потенциалом радийного хита — не в плохом «пластмассовом» смысле, но с точки зрения оригинальности истории и цельности высказывания. Понятно, что это всегда поп-музыка, но в рамках альбома нет ощущения скуки и однообразия. Там и электропоп, и синти-поп, и струнные, и гимны, и меланхолия.

«Мне нравятся контрасты, — рассказывает Сигрид. — Я люблю писать большие веселые песни с грустным подтоном, потому что тогда это имеет смысл для меня. Ведь оценить счастье можно, только если знаешь грусть, и все чувства взаимосвязаны. И мне нравится показывать диапазон в эмоциях, весь спектр, потому что не бывает в чувствах только черного или белого».

Все песни Сигрид пишет сама или в крайнем случае в соавторстве. Для нее (как и для Мэгги Роджерс, о которой The Village уже писал) вообще важен творческий контроль, возможность не совершать поступков откровенно неорганичных и неприятных. Что характерно — об этом первый сингл, который принес ей международный успех.

Сингл против менсплейнинга

Ее первый сингл «Don’t Kill My Vibe» вышел два года назад. Тогда она превратилась из норвежской поп-звезды в мировую. В разгар того, как набирало силу движение #meeto, песня срезонировала с большой аудиторией: хит «да пошел ты» на самом деле не о романтических отношениях. «Ты разговариваешь со мной как с ребенком… Я не могу не обращать на это внимание, и ты чувствуешь с моей стороны угрозу…»

Как оказалось, песня автобиографическая: у Сигрид на раннем этапе карьеры была студийная сессия с авторами-мужчинами сильно более старшего возраста, которые отнеслись к ней как в девчонке, не уважали ее мнение и отпускали обидные комментарии. «Я тогда никак за себя не постояла, и от этого было еще паршивее. Мне казалось, я такой человек, который всегда скажет, когда ему не нравится что-то, что происходит. И я не собиралась ни на кого показывать пальцем, просто, когда меня спросили, посвящена ли эта песня бывшему бойфренду, я поняла, что эту историю нужно рассказать».

Первый сингл Сигрид на Island Records принес 43 миллиона прослушиваний на Spotify

Версия этой песни на симлише (языке обитателей компьютерной игры) вошла в саундтрек «The Sims 4: Родители». Для Сигрид, которая играет в Sims с детства, это отдельная радость. Так же как и то, что ее кавер на «Everybody Knows» Леонарда Коэна прозвучал в OST «Лиги справедливости».

Агрессивная поп-музыка

Значительную часть альбома Сигрид записала на студии Ocean Sound Recording на острове Йиске (где записывался, например, Sampha). Эту мечту она озвучивала в интервью в начале своей карьеры: сочинять музыку с друзьями, а потом на велике катиться в эту студию и записывать. Так и вышло. На велосипеде до студии ехать 15 минут, а во время работы над альбомом она спала в комнате, где провела детство.

Ее родина — это 40-тысячный городок Олесунн на западном побережье Норвегии. Выстроенный в стиле ар-нуво, он занимает семь островов и расположен между двумя фьордами, внесенными в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Неудивительно, что природа для Сигрид так важна.


Я не пишу о природе, но она меня вдохновляет. Потому что на природе ты начинаешь думать по-другому. В детстве в Норвегии меня приучили ходить в походы и кататься на лыжах, в нашей семье это было настолько же важно, как музыка.


Семье, в которой ее воспитали на музыке Нила Янга, Джони Митчелл и Чета Бейкера, она всегда показывает свои демо — и прислушивается к их комментариям.

Творческие начинания в семье горячо поддерживались. Она занималась и танцами (джазом, балетом, контемпом), и играла в театре с шести лет (царя в «Тысяче и одной ночи»). На сцене она впервые пела в семь лет — в начальной школе выбрала для выступления «Smells Like Teen Spirit» «Нирваны». Ей было 14, когда вышла «Rolling In The Deep» Адель — именно эта песня заставила ее осознать силу поп-песен. Вполне логично, что и ее собственная музыка — такой открытый поп-в-лоб: запоминающиеся мелодии, сильная энергетика, плотный вокал, куда она может добавить и нежности, и хрипа. Сама Сигрид называет свой саунд agressive pop.

На пианино она играет с десяти лет, а первую песню «Sun» написала в 16. Ее брат Теллеф, тоже музыкант, сказал, что она сможет выступить на его концерте через две недели, но только если напишет оригинальную песню, а не как раньше с кавером. Вскоре после этого «Sun» поставили на местном радио NRK, и все закрутилось — через несколько месяцев у нее был контракт с норвежским лейблом Petroleum Records, на который уже была подписана ее подруга, певица Aurora. По ее признанию, песня о том, что ее не взяли в школу-пансион, в которой учились ее брат с сестрой.

Вторую («Two Fish») — когда учитель по английскому предложил ей написать стихотворение в качестве финального задания в семестре, чтобы определить, достойна ли она высшего балла. Никто не помнит, какую оценку ей поставили в итоге, но именно тогда Сигрид стало понятно, что писать песни у нее получается.

Когда ей было 17, она со старшей сестрой Джоанной сколотила группу «Sala Says Mhyp» — они посмертно назвали ее в честь своей кошки. Именно сестра обратила ее внимание на поп-музыку (брат больше тяготел к инди).


Я считаю, что поп-музыка — самый классный жанр. Предельно честный. Она может быть немного слащавой. Но и это круто.


Довольно рано было понятно, что девушка не стесняется озвучивать свое мнение и защищать свою позицию. Изначально Сигрид хотела стать учителем (преподавать предмет «политика и права человека» или социологию) или юристом, в частности, заниматься международным правом или работать в норвежском министерстве культуры. Но родители сказали, мол, будешь жалеть, если не попробуешь себя в музыке.

Музыка для брейкапов

«Don’t Kill My Vibe» (как и в целом половина полноформатного альбома) написана и спродюсирована совместно с Мартином Шоли, норвежцем, работающим теперь преимущественно в Англии. Также из частых коллабораторов — Эмили Уоррен, американская певица и сонграйтер, известная по работе с группой The Chainsmokers. Эмили работала с Сигрид над четырьмя песнями.

«Sucker Punch», давшая название альбому, — «удар под дых», «удар, заставший врасплох», «запрещенный прием». Это песня о любви и страсти, которая захватывает неожиданно, как ни осторожничай. Это веселый громкий гимн влюбленности с «жирными» синтезаторами.

«Mine Right Now» — еще одна совместная работа Сигрид, Мартина и Эмили. Напоминание о том, что не нужно накручивать себя по поводу того, что ваши отношения могут не дотянуть до вечности, и представлять, как больно будет, когда вы расстанетесь, нужно праздновать то, что вы вместе прямо сейчас. И что если у вас не выйдет «долго и счастливо», то это абсолютно нормально. Можно включать в момент, когда в вашей голове начинают развиваться ужасные сценарии краха отношений, а позвонить некому, чтобы вас успокоили: песня выступит в качестве друга, который скажет нужные слова в нужный момент.

«Don’t Feel Like Crying» — самый свежий сингл с альбома. Гимн брейкапов и хартбейков, песня о том, что в такой ситуации люди обычно сидят дома, заказывают доставку еды и плачут. Но ей прямо сейчас не хочется, хоть она знает, что, когда придет домой, тогда все эмоции ее «догонят». Это дело рук все той же Эмили Уоррен и Оскара Холтера, шведского продюсера, ныне работающего в США. Он ответственен среди прочего за «Just Like Fire» певицы Pink.

«Strangers» Сигрид и Мартин писали вместе, чувствуя себя уже очень комфортно в совместной работе. В его небольшой студии, где у каждого из них есть излюбленное место, каждый сидит за своим пианино, они вместе поют, и в процессе что-то вырисовывается. В тот день они, как всегда, много говорили — обсуждали кино. Сигрид обожает «Трудности перевода» Копполы и картину «Она» Спайка Джонса. Обсуждали, что в туре в самолетах всегда смотришь много фильмов, — и там любовь такая романтичная, но абсолютно нереальная. И что люди часто пытаются строить отношения не с реальным человеком, а с идеализированным образом, чтобы у них все было как в кино. Собственно, песня, покорившая Spotify, именно об осознании того, что ты в отношениях с кем-то, с кем чувствуешь себя одиноко.

EDM-поп

Еще одна необычная песня, «Business Dinners», вдохновлена переживаниями о том, как в начале карьеры в переговорах с лейблами Сигрид чувствовала, что теряет контроль над ситуацией, что они хотят представлять ее миру не такой, какой она чувствует себя внутри. «Вы хотите, чтобы я была милее, краше, ангелочком. Я для вас картинки, цифры, графики. А я лишь пытаюсь быть собой». И это можно читать еще шире — как вообще высказывание девушки о том, как она себя чувствует, осознавая, что внешний мир хочет сделать ее «удобнее».

«Когда я стала артистом, то поняла, что писать и исполнять песни — это лишь часть того, что входит в твою работу. Я, например, глава собственной компании, это отдельная работа, потому что в разных странах у нас есть разные контрагенты: лейблы, букинг-агентства, издательства, менеджмент. Я очень вовлечена во все аспекты своей карьеры. А это значит куча имейлов, конференц-звонков, встреч с юристами, бюджетирование. Нужно принимать решение, в какие города мы хотим поехать с концертами и что там с бюджетом. Довольно много административной работы».

«Sight Of You» она написала совместно с продюсером Askjell Акселлом Солстрандом, другом и ровесником из норвежского Бергена, который также много работал с Авророй. Песня выросла из разговора, который состоялся, пока они катались на катере в Лондоне. Признание в любви своей группе, с которой они ездят в тур и по-настоящему дружны: обязательно вместе едят, отдельно любят суши, и это такая возможность устроить «семейный» ужин вдали от дома.

В частности, это воспоминание о конкретном выступлении на фестивале Electric Picnic в Ирландии, где было очень много людей и безумная энергетика. «Иногда ты дико уставший, угрюмый от недосыпа, перелетов, скучаешь по дому, но потом выходишь на сцену со своими лучшими друзьями, выступаешь перед аудиторией, которая принимает тебя с такой любовью, и думаешь: „Боже, это все стоит того“».

«RAW» вживую на улицах

Пока работали над «In Vain», Акселл перебрал массу вариантов продакшена, но ничто не подходило. Тогда позвали группу в студию и решили сыграть так, как играли эту вещь на концертах вживую — ровно так и взяли песню в альбом.

Закрывает пластинку акустическая баллада «Dynamite», первый результат соавторства с Акселлом. Песня полна печали о том, что вам не по пути: вы по-разному видите мир («мой красный для тебя — синий», «я останусь в поезде, когда ты сойдешь на своей станции», «ты придешь домой — а я выхожу»). О том, как уделяя время своей музыкальной карьере, упускаешь возможность строить личную жизнь. «С тобой безопасно как за горой. Но знай: я — динамит».

Эту песню Сигрид исполняла вживую с оркестром на «концерте мира», посвященном вручению Нобелевской премии в 2017 году (ей тогда было 20 лет). По иронии, именно Альфред Нобель изобрел динамит.

И напоследок видео на песню, не вошедшую в альбом. «Raw» — это название предыдущей ЕP — в смысле «сырой, голый, настоящий». Вокал записан в реальном времени вместе с шумами Лондона.


Фотографии: обложка, 1 — Sarah Louise Bennett / Island Records, 2 — Sebastien Dehesdin / Island Records