Проговаривание проблем, как известно, помогает их преодолению — поэтому первая же песня на «Об изъяне понятно», новом альбоме важнейшей русской хип-хоп-группы «Каста», кажется одной из самых личных в их дискографии. Развод, жизнь без отца, общение с матерью, уход от ребенка — витиевато, но в целом довольно понятно Влади, Шым, Змей и Хамиль говорят о сложных вещах, как никогда до этого. Похожим образом строится и «Новый гимн России» — симпатичное, пусть и кривенькое, заявление обо всех достоинствах и проблемах русского народа. Что же происходит между ними?

Текст

Артем Макарский

Слушать в VK

Участники «Касты» по-прежнему выставляют себя знатоками русской жизни на всех ее уровнях: от лайф-коуча до участника дружеской попойки, от митингующих подростков до беспринципного полицейского — в их объектив попадают все. Все четыре рэпера здесь добиваются довольно убедительного вживания в свои роли: в ход идет авторская орфоэпия вроде «пóминках», в припеве звучит слово «гомосек», в качестве одного из куплетов практически методом вербатима взята презентация типичного представителя креативной индустрии. Лучше всего перевоплощаться удается Влади — в треке «Фотка» узнать его в гнусавом собеседнике из припева поначалу довольно сложно.

Основная проблема в том, что за стилизацией и фельетонизацией происходящего незаметно, собственно, «Касту», группа не делает никаких выводов — вот песня про типичную свадьбу, а дальше-то что? В песне «Крайний сервер» (к теме каламбуров мы еще вернемся) на человечество смотрят из XXII века, не забыв про скорее изящную, чем нет, шутку про пердеж — но к чему весь этот спектакль? Русь, как это часто бывает у классиков, не дает ответа.

Театр начинается с вешалки, а альбом — с названия. В случае «Об изъяне понятно» после легкого замешательства с подсказкой в виде обложки можно понять, что и оно продолжает череду каламбуров, начавшихся с «Были в глаза», охарактеризовавшей начало бытового периода «Касты». На «Были в глаза» находилось место абсурду нашей повседневности, на «Четырехглавый орет» группа, наоборот, слишком увлеклась метафорами, но на «Об изъяне понятно» четкое отражение действительности вокруг нас оказывается обрамлено каламбурами в стиле заголовков газеты «Коммерсантъ» и неумолимо напоминает монологи Аркадия Райкина ироническим настроением. Это пусть и взрослый альбом, но за шутками здесь часто не видно искренности и правды — хотя песня «Прошел через» и правда стоит остального альбома.

Все это не стоило бы разговора, если бы не обновленный звук «Касты», одновременно и современный, и уместный. Над музыкой, как и на «Четырехглавый орет», вместе с «Кастой» работал тезка великого башкирского музыканта Радик Гареев. Впрочем, самые интересные биты сделаны на альбоме не без помощи других людей — Михи Архангела в «Фотке» и Alex Curly в «Колокола над кальянной». Хотя схожесть «Молодой с молодой» и кендриковского «Humble» все-таки не может не настораживать — впрочем, и это, наверное, шутка такая. Ну, что тут скажешь. Ха и еще раз ха.


фотографии: Respect Production