Как «Залпом» стали серьезнее на новом альбоме «Лес видит»: Мантры, фит с i61 и фольклор Премьера на The Village
Группа «Залпом» всегда казалось самой шутливой из новой московской сцены. Альбом «Товарищ дура», на обложке которого 45 раз написано «ха». Песня с названием «Тяжело быть пидором на заводе» — концертный хит. Сами концерты, больше напоминающие капустник в студенческом театре (группа действительно вышла из художественной и театральной среды): человек в трениках с аккордеоном, целая струнная секция, человек в ментовской форме с бутылкой водки, человек в костюме за дешевым синтезатором, банкетный стол с шампанским и фруктами перед началом. В качестве мерча — дешевый одеколон с наклейкой «Залпом».
Однако все это время за броским кабарешным фасадом группы скрывалась настоящая чертовщина, которой дали ход только на новом альбоме «Залпом» с подходящим названием «Лес видит». «Перед выходом „Товарища дуры“ мы давали несколько концертов на Алтае, один из них — совершенно безумный, ночью, в лесу, — вспоминает фронтмен группы Миша Шамков. — Это был очень крутой экспириенс, захотелось эти ощущения вложить в музыку — оттуда альбом и начался, то есть у него сразу был такой лесной околоэзотерический заряд».
Эзотерики и правда хватает — «Лес видит» начинается с двухминутной песни «Как у нас», где присутствует только аккордеон и голос, который фольклорно протяжно выводит: «Не пора ли, ой, не пора ли», и пробирающее до дрожи горловое пение. Тут действительно не до шуток. «Когда появились первые наброски, стало понятно, что это слишком круто, чтобы делать несерьезно», — подтверждает Шамков.
Текст
Паша Яблонский, Лев Левченко
Дальше будет много всего — группа будет уходить то в психоделику, то еще глубже в фолк, то в оркестровый инди-рок, с которого она начинала, то во что-то, что проще всего описать как «„Король и шут“, но это ню-метал». Но альбом не рассыпается на части — «Залпом» все время возвращается к одним и тем же строчкам или мелодиям (чаще всего цитируется как раз почти ню-метал-песня «Дьявол вышел» — особенно впечатляет ее полутораминутная версия с рэпером i61), переделывая их на новый лад и закольцовывая таким образом композицию — тоже очень по-фольклорному.
В определенный момент басист группы Степа Привезенцев начинает напевать индийскую махамритьюнджая-мантру, одну из древнейших в индуизме. Считается, что она побеждает смерть. И она объясняет, о чем этот альбом на самом деле.
«Это очень важная идея, в ней суть альбома, суть работы над ним, суть того, что мы делаем: наша старая музыка была об удушающей бытовушной жизни, о мирской смерти, новый альбом — об отсутствии смерти вовсе, — говорит Шамков. — Отчасти с этим и связана его форма — деление на треки тут, скорее, формальность. Наоборот, это путешествие, трип, единая связная история, у которой нет конца — музыка завершается на том, с чего начиналась, закольцовывается и уходит в бесконечность».
К выходу альбома The Village поговорил с Шамковым и другими участниками группы о том, как появился альбом.
О фольклоре
Фольклор и этника и раньше присутствовали у нас в музыке, но в гораздо меньшей степени, так что мы просто дальше развили эту тему — интерес к фолку был у всех и давно. А когда это дело изучаешь, погружаешься в него, рано или поздно возникает потребность в знакомстве с аутентичным народным звучанием — за ним мы поехали в Кировскую область, по деревням. Это вообще другой мир, там мистические представления жизнь насквозь пронизывают, это не что-то нелепое и далекое — это часть быта. И, находясь в таких местах, начинаешь понимать, что все это волшебное и необъяснимое, светлое или пугающее — оно ближе, чем кажется.
Когда появились первые наброски, стало понятно, что это слишком круто, чтобы делать несерьезно. Появилась установка на более осознанную работу над альбомом: начиная от первоначального ресерча и заканчивая технической стороной. У нас много инструментов, много возможностей, хотелось их исследовать и расширять. Мы почти год над этим материалом работали и все очень выросли, во всех смыслах. Тут музыка сама за себя говорит.
О тяжелом звуке, с которым интереснее работать
Говорить об ориентирах и источниках вдохновения бессмысленно: у каждого было что-то свое, и тут такая бешеная эклектика — куча психодела, обрядовой и этнической музыки, само собой, причем далеко не только русской. Звучание, очевидно, стало более тяжелым, и это то, к чему мы изначально стремились: с таким звуком интересно работать, пытаться совместить и примирить с далекими от него формами, содержаниями, настроениями. Наверное, это сочетание несочетаемого — наша главная фишка, она очень точно отражает суть нашего коллектива и процесса работы над музыкой.
О фите с i61
По счастливому стечению обстоятельств мы познакомились и подружились с Федей (Приходовым, i61. — Прим. ред.). Ему понравилась наша музыка, и тут возникла идея сделать что-то вместе — как это обычно и бывает. Круче всего то, что мы вообще ничем не ограничивались: просто скинули ему инструментал и предложили записать что-то, что соответствовало бы его видению. Никаких жанровых привязок не было — тут же дело не том, кто рэпер, кто рокер, а кто сатанист. Федя в своем творчестве никогда не ограничивается только музыкой — это всегда еще большая история вокруг, и в этом наши подходы очень похожи. Поэтому он так круто прочувствовал всю нашу историю и очень органично в нее влился.
О том, сколько человек сейчас в группе
Нас на сцене семь человек: сестры Сяся и Мариночка — скрипки и вокал, Толя Черепнин — гитара, труба и синтезатор, Сережа Аполлонов — синтезатор, аккордеон и вокал, Сергей Мироненко — барабаны, Степа Привезенцев — бас и вокал и Миша Шамков на вокале, наш фронтмен и талисман. Илья Марвел, звукорежиссер, — давно полноценная часть группы; мы без него себя уже не представляем — он невероятно много вносит в нашу музыку и на записи, и во время живых выступлений. А еще есть какое-то безумное количество людей за сценой: художники, музыканты, актеры, режиссеры, просто друзья и неравнодушные — все что-то делают, как-то помогают. В первую очередь это, конечно, Миша Брабус-Окороков — наш менеджер, директор предприятия, который координирует всю нашу работу и просто делает ее возможной. А сейчас нам очень помогают в развитии Даша Прибищук и Настя Тусина.
О планах
Хочется делать новую музыку, но и не ограничиваться только музыкой, как у нас, в принципе, и происходит обычно. Надо много и искренне ****** (работать. — Прим. ред.), а то быстро становится скучно.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.