12 декабря в концертном зале «Зарядье» пройдет очередной концерт фестиваля Sound Uр. В этот раз мероприятие посвящено творчеству Йохана Йоханнссона, исландского композитора, написавшего саундтреки к нескольким фильмам режиссера Дени Вильнёва: «Пленницы», «Убийца» и «Прибытие». Журналист и диджей Денис Бояринов рассказал о ключевых работах Йоханнссона и составил короткий плейлист для The Village, который представляет разные грани творчества знаменитого исландца.

Текст

Денис Бояринов

Внезапная смерть Йохана Йоханнссона в феврале этого года сделала исландского композитора членом клуба трагически умерших в расцвете сил музыкантов, куда раньше попадали только рокеры и рэперы. Тихому, скромному и интеллигентному исландцу, непохожему на звезду, было всего 48. Он многое успел: в его дискографии насчитывается больше 20 альбомов с разноплановой музыкой — от электронных экспериментов и камерных экзерсисов до масштабных киносимфоний, — а должен был сделать еще больше.

Скончавшийся во время работы над очередным саундтреком к мировому блокбастеру, Йохан Йоханнссон сделал успешную карьеру в Голливуде, заработав репутацию композитора с оригинальным почерком и независимым нравом (что, вообще-то, карьере в студийной системе только мешает). Но он мог бы пойти и дальше, превратившись в крупнейшего реформатора голливудской традиции: размаха дарования, профессиональных навыков и кругозора интересов у него на это хватало.

Большинство представляет себе авторский стиль Йохана Йоханнссона по эпическим саундтрекам к фильмам Дени Вильнёва («Убийца» и «Прибытие») и выигравшей «Золотой глобус» лирической музыке к байопику «Вселенная Стивена Хокинга». Но это лишь всего несколько векторов, по которым двигалась беспокойная мысль композитора. В его портфолио, которое будет пополняться прежде неизданными работами, чего только нет. Начинал Йохан Йоханнссон с шугейза, который был оценен Джоном Пилом, играл посткраутрок с Apparat Organ Quartet, сотрудничал с Марком Алмондом, барабанщиком Can Яки Либецайтом и финскими электроавангардистами Pan Sonic, в сольных альбомах жонглировал идеями и неожиданными ходами как заправский концептуалист и вообще многое перепробовал: от мягкого нойза и комфортной электроакустики до величественных сладкозвучных хоралов.

 «Jói & Karen»

Самая хитовая композиция с дебютного альбома Йохана Йоханнссона «Englabörn», вышедшего в 2002-м на лейбле его друга Ларуса Йоханнесона (он курирует программу российского концерта и приедет в Москву). «Jói & Karen» — изящная постминималистская миниатюра, построенная даже не на коротких фортепианных паттернах, а на неравномерных отрезках тишины между ними. Простая мелодия проблескивает в туманном облаке струнных — как свет далекого маяка, вселяющий в сердце моряка надежду.

 Part 4 / «IBM 729 II Magnetic Tape Unit»

Излюбленный прием исландского композитора — инкрустировать в масштабные полотна симфонического звука изящно выписанные электронные текстуры, и на четвертом студийном альбоме «IBM 1401, A User's Manual» он продемонстрировал это мастерство в полную силу. За этой пластинкой стоит еще и трогательная семейная история. Отец Йоханнссона, компьютерный инженер и музыкант-любитель, делал свою музыку на первых IBM — вычислительных машинах, столь же далеких от нынешних ноутбуков, как птеродактили от голубей. Исландский композитор использовал в композициях папины записи, сделанные больше 40 лет назад, и посвятил ему альбом.

 «The Candlelight Vigil»

С триллера «Пленницы» началась голливудская карьера канадского режиссера Дени Вильнёва и исландского композитора Йохана Йоханнссона, и у них сложился замечательный тандем, почти как у Федерико Феллини с Нино Рота. Торжественно-трагическая партитура Йоханнссона, в которой тянет долгие ноты душераздирающая виолончель, обработанная компьютерными эффектами, мгновенно проецирует на слушателя чувство невысказанной тревоги, доходящей до ужаса. Ей не нужны ни сценарий, ни кадр, ни актеры.

 «End of Summer». Part 2

Став востребованным в Голливуде и загруженным кинокомпозитором, Йохан Йоханнссон не потерял своего интереса к эксперименту, а может быть, ему попросту нужна была эта отдушина. Альбом «End Of Summer», записанный вместе с виолончелисткой и композиторшей Хильдур Гуднадоттир и кудесником модульных синтезаторов Робертом Айки Обри Лоу — абсолютный антипод эффектных саундтреков, которые требовали от композитора американские продюсеры. «End of Summer» — собрание эмбиентных пьес, посвященных путешествию композитора в Антарктику и виртуозно сымпровизированных для необычного состава инструментов. Стакан холодной ключевой воды в разгар августовского зноя.

 «Heptapod B»

Звуковая дорожка к «Прибытию» стала самым большим триумфом Йохана Йоханнссона как композитора, принеся ему букет из номинаций и премий, притом что эта работа — по сути революционная. Исландский композитор отдаляется от голливудской традиции научно-фантастических саундтреков — всех этих героических фанфар, идущих еще от Вагнера с Холстом, — так же как режиссер Дени Вильнёв в фильме расправляется со штампами sci-fi. Сотканная из необычных тембров и созвучий, странных репетативных структур, пугающих дронов и потусторонних шумов, музыка «Прибытия» подобна загадочному НЛО, с неясной целью объявившемуся в земной атмосфере.

 «Orphic Hymn»

Альбому «Orphee» суждено было стать opus magnum Йохана Йоханнссона и его лебединой песней. Хотя, по замыслу композитора и по иронии судьбы, эта музыка совсем про другое: про путешествие из тьмы к свету и обретение новой жизни. «Orphee», писавшийся шесть лет, — блестящая работа зрелого мастера, который демонстрирует все, на что способен, квинтэссенция композиторского стиля Йоханнссона. Здесь есть его фирменные элегические оркестровые мелодии, намертво врезающиеся в память, и призрачная, тающая в воздухе электроакустика. Альбом венчает красивейший хорал, написанный на греческий текст Овидия. Недостаток у «Orphee» только один — пластинка не должна была стать последней. Чувствуется, что ее автор обрел полную силу и мог бы сделать еще многое.

 Sound Up: Jóhann Jóhannsson / Ultra /

Когда: 12 декабря, 20:00

Где: концертный зал «Зарядье», ул. Варварка, 6, стр. 4

Билеты: от 1 500 рублей

facebook


Обложка: Deutsche Grammophon