Существует мнение, что стать капитаном и управлять парусной яхтой — довольно сложно и очень дорого. Ребята из школы «Сила ветра» рассказывают, почему это не так, а молодые капитаны из их сообщества объясняют, почему каждому стоит задуматься о шкиперских правах, получить которые на самом деле ничуть не сложнее, чем обычные водительские.

The Village и «Сила ветра» проведут фестиваль на воде

Читать

Текст: Юлия Грачева

Зачем вообще нужно становиться капитаном, если можно купить место на лодке

Универсального ответа нет. Кому-то нравится не просто гулять и радоваться вкусной еде вместе с друзьями, но и отвечать за все происходящее. «Я, например, испытываю очень много радости, когда нужно разбираться в маршруте, изучать регион, швартоваться и решать сложности и еще кучу задач параллельно с путешествием», — говорит Саша Сколков, креативный директор «Силы ветра» и бывший главный редактор FurFur.

Кто-то хочет разбираться в тонкостях яхтинга.

Света Кравченко

Мне не хочется просто быть на лодке, я хочу понимать, как она работает и уметь этим пользоваться

Для кого-то капитанство почти как психотерапия.

Леша Егоров

Это крутое ощущение, которое в моей жизни не давал никакой другой опыт: чувствуешь доверие людей и ответственность за них. От твоих поступков и умения вовлекать команду в процесс зависят эмоции людей на борту. Мне нравится быть творцом воспоминаний

И для всех капитанство — это свобода. Возможность взять aлодку и уехать куда хочешь, ни от кого не зависеть и не подстраиваться под предложенные маршруты и обстоятельства.

Артем Сизов

Ты знаешь, что, скорее всего, лодка будет битком набита прекрасными чуваками, но всегда есть риск оказаться на лодке, где не все хотят вставать в шесть утра, чтобы до жары посмотреть классные места. Когда ты капитан, ты во многом сам решаешь, каким будет твое путешествие

Выучиться на капитана — это долго и дорого?

Яхтинг пока не очень популярен и не так сильно регулируется государством, как вождение автомобилей. Здесь меньше коррупции, взяток, сложностей и страшных законов, связанных с регулированием движения. Поэтому стать капитаном намного проще, чем водителем. «Я пытался получить водительские права, но результат говорит сам за себя: шкиперские у меня есть, а водительских до сих пор нет», — говорит Леша Егоров.


Капитан парусной лодки с международными правами — это примерно два–три месяца обучения в Москве с занятиями раз в неделю


Капитан круизной парусной лодки с международными правами — это примерно два–три месяца обучения в Москве с занятиями раз в неделю. Можно ускориться: ходить чаще или вообще не ходить и выучить всю теорию самостоятельно. Останется пройти практическую часть — это всего неделя.

Права шкипера обойдутся немного дороже автомобильных. Артем Сизов рассказывает, что за все обучение вместе с теорией, практикой, авиабилетами и едой на месте у него вышло около 100 тысяч рублей. По цене это сопоставимо с отпуском в Европе, только после него у вас будут еще и шкиперские права. Почему бы не совместить?

«Единственное, что легче в правах на машину, — рассказывает Маша Мамаева, — никуда не надо ехать, чтобы их получить. Потренировался рядом с домом, тут же и сдал. С другой стороны, это и гораздо приятнее — тренироваться где-нибудь в Хорватии или Турции, а не на соседней улице».

С чего начать будущему шкиперу

Для начала нужно определиться: вам хочется быть именно капитаном, просто путешествовать на яхте или участвовать в гонках. Для последнего получать права не обязательно. Опытные капитаны советуют до обучения съездить в регату. Там проще понять, в чем состоит задача капитана. А заодно решить для себя, хочется ли брать ответственность и управлять яхтой самостоятельно.

Артем Сизов, например, захотел стать капитаном после регаты в Исландию с «Силой ветра»: «Вокруг волны в два с половиной метра, вместо воздуха — мокрая туманная взвесь, берег не видно, ветер воет так, что не слышно человека в метре от тебя, лодку сильно качает, передо мной странные приборы и светится карта. В этот момент я понял, что ничего не знаю, но очень хочу в этом во всем разобраться». 

Многие, желая стать капитаном, впервые сталкиваются с яхтингом на теоретическом обучении. «Так тоже можно, но абсолютно точно сложнее и менее эффективно, чем уже имея опыт. Просто потому, что когда тебе будут говорить про какую-нибудь дубину, ты будешь визуально представлять, где она находится и что делает», — рассказывает Сколков.

Но вообще, чтобы начать учиться на шкипера, опыт не нужен — многие впервые оказываются на лодке, только когда приезжают на практику. Особенная физическая подготовка тоже не нужна. Не надо бояться качки или неудачи: от укачивания помогают специальные таблетки, а инструктор все расскажет и покажет столько раз, сколько это потребуется.

Из чего состоит обучение

Теория

Это 12 занятий об устройстве парусов, метеорологии, навигации и прочем. Обычно теоретическая часть занимает два–три месяца. Но можно пройти интенсивный курс и уложиться в четыре выходных дня или выучить теорию самостоятельно и сразу поехать на практику. 

Практика

Сертифицированный инструктор научит за неделю швартовке, безопасности, азам настройки парусов и в целом умению разбираться в проблемах и сложных ситуациях. Каждый день один из членов команды назначается капитаном и руководит всеми процессами на лодке. Инструктор смотрит, как у кого получается, задает вопросы по теории, а в конце недели после собеседования выносит вердикт, чаще всего положительный. И примерно через месяц после этого вы получаете международные права.

На этом обучение вроде бы заканчивается, но на самом деле нет. Опыт самостоятельного капитанства — это его важное продолжение. «Я хожу уже пять лет, но была только в 1 % ситуаций, которые могут произойти в море», — говорит Света Кравченко. Умения можно прокачивать на тренировках в Орешке или Строгине — это необязательно, но полезно. Яхты Beneteau Platu 25 маленькие, на них классно работать с парусами, учиться чувствовать малейший ветер и выжимать из лодки максимум. Все это потом пригодится в регате: «Идти на парусах невозможно классно. Из марины ты всегда выходишь на моторе. Двигатель гудит, корма вибрирует, волны качают лодку, но стоит поставить паруса, как наступает тишина. Слышно только плеск воды и хлопки паруса — ощущения просто непередаваемые», — делится впечатлениями Артем Сизов.

Какие бывают права

Права бывают международные и российские. «Сила ветра» и большинство международных школ выдает права ассоциации ISSA (Международная ассоциация спортивных наук — Прим. ред.) — с ними можно брать лодку в любом регионе мира, кроме России. Чтобы гонять, например, по Волге, нужны права ГИМС (Удостоверение на право управления маломерным судном). Правда, кроме нашей страны, их больше нигде не признают. «Я бы советовал начинать с международных прав, чтобы можно было брать лодку в Средиземноморье. Это классный регион для первого опыта. Туда проще собрать друзей — регата станет настоящим туризмом, а не какой-то авантюрой», — говорит Саша Сколков. Со временем, если вам захочется ездить по России, не проблема получить нужные корочки.

Что происходит после обучения

После обучения капитан получает права международного класса, может брать в аренду лодку и для начала ходить на определенные расстояния от берега. Эти ограничения никак не мешают выбрать классный маршрут, но есть одно «но». Чартерная компания вряд ли даст новичку лодку в сложных регионах, например, в Шотландии, Норвегии или на Фарерах. Для этого нужно подкопить опыт и завести специальную книжечку с записью пройденных миль, ночных часов, где это было, что за лодка и так далее. Чартерная компания, у которой вы арендовали яхту, подтверждает истинность написанного и ставит печать. Эту книжечку вас, скорее всего, и попросит показать чартерная компания в сложном регионе. Кстати, лодку можно арендовать самостоятельно или через «Силу ветра» — мы посоветуем компанию, регион и модель.


Чартерная компания вряд ли даст новичку лодку в сложных регионах, например, в Шотландии, Норвегии или на Фарерах.


Уголовная, финансовая и моральная ответственность — на капитане

Капитан несет уголовную ответственность за жизнь каждого на борту. «Люди, которых вы берете на борт в таком приключении, вообще не понимают, что происходит, как бы вы им не объясняли. Они примерно как котики, ходят по лодке, хотят сфоткаться на носу, посмотреть на дельфинов, выпить шампанского или посидеть в красивом месте. А вы полностью отвечаете за их жизнь», — объясняет Саша Сколков. Все участники команды записываются в crew list. Если при пересечении границы бортовые службы кого-то не досчитаются, капитана ждут вопросы: куда делся человек и не утопил ли он его?


Они примерно как котики, ходят по лодке, хотят сфоткаться на носу, посмотреть на дельфинов, выпить шампанского или посидеть в красивом месте. А вы полностью отвечаете за их жизнь


Капитан несет финансовую ответственность за лодку. Можно по-разному договориться с командой, кто вносит возвратный депозит и как его делить, но, по-хорошему, отвечать за это должен капитан. «Если ты врежешься при швартовке в пирс, непонятно, почему команда должна за это платить», — говорит Саша Сколков. Проблемы нельзя спрогнозировать, просто нужно быть готовым. Света Кравченко рассказывает: «Один раз якорь не был привязан и выбросился вместе с цепью, мы его долго доставали. Еще я садилась на мель в темноте. В шторм пересекала Адриатическое море. Были заварушки с местными яхтсменами».

Капитан несет ответственность не только за жизнь, но и настроение своей команды. Нужно быть готовым много общаться и отвечать на бесконечные вопросы. Леша Егоров говорит, что обычно вопросы связаны с тем, что происходит на воде, но в части случаев ты понятия не имеешь, о чем идет речь: «Например, где-то на горизонте идет большой корабль, а тебя спрашивают: а что перевозит этот танкер? Нужно быть очень стрессоустойчивым».

Получится ли сэкономить на отдыхе с правами капитана?

Это зависит от того, на какие условия вы договоритесь с командой. «Можно снять лодку в чартер и сказать друзьям: я буду у вас капитаном, а за лодку заплатите вы. И вот ты уже не платишь за участие в яхтинге. Остается сложиться с друзьями на еду и топливо — это примерно 150–200 евро за неделю», — рассказывает Саша Сколков. Еще одна довольно частая схема: капитан платит только депозит, а за все остальное — аренду, стоянки в маринах, топливо и еду — команда. Со временем капитанство можно сделать профессией и начать зарабатывать: участвовать в перегонах или пару раз в год набирать в путешествие незнакомых людей.

про людей, которые уже стали яхтсменами

Читать


Обложка: Полина Рукавичкина