В пятницу, 22 марта, на Netflix состоялась премьера второго сезона гуманитарной научной фантастики «ОА», создателями которой выступили инди-режиссер Зал Батманглидж («Звук моего голоса») и актриса Брит Марлинг («Другая Земля»). Сценарий Марлинг и Батманглидж пишут вместе, и в плане творческой свободы и незамутненного полета фантазии у них, кажется, вообще нет конкурентов. Обозреватель The Village Никита Лаврецкий считает, что ко второму сезону сериал превратился в полноценного соперника последнего «Твин Пикса», а значит, в один из лучших сериалов за последние несколько лет.

«ОА»

The OA


Создатели

Брит Марлинг, Зал Батманглидж

Год выхода

2016–2019

Эпизоды

16 по 31–71 минуте

Продолжения первого сезона «ОА» поклонники сериала ждали преступно долго. Первая часть вышла еще в конце 2016-го, так что, когда месяц назад Netflix наконец-то озвучил дату премьеры новых серий, по интернету беззвучно пронесся всеобщий вздох облегчения.

Три года назад сериальная экосистема сильно отличалась от нынешней: авторские сериалы все еще были редким исключением из правил (о том, чтобы они составляли большую часть сезонного обзора, не шло и речи). Прорывы вроде экспериментального интернет-драмеди «Хорас и Пит» Луи Си Кея или телевизионного артхауса «Молодой Папа» Паоло Соррентино (в обоих случаях авторы лично написали и поставили десятичасовые сезоны) только готовили почву для magnum opus Дэвида Линча — 18-часового третьего «Твин Пикса», выпущенного годом позже. И даже на таком фоне первый сезон «ОА» выделялся своей загадочностью, безапелляционной искренностью и бескомпромиссным давлением на зрителя, чтобы тот поверил в фантастические до неприличия вещи — в наше ироничное время на такой риск обычно мало кто идет.

Напомним: обладающая харизмой лидера религиозного культа актриса Марлинг тогда играла слепую девушку по имени Прейри, которая возвращалась в родной дом после семилетнего безвестного отсутствия — возвращалась прозревшей, но отказывалась предоставлять любые объяснения не только родителям, но и психологу из ФБР. Вместо этого Прейри собирала местных школьников на заброшенном чердаке и начинала свой основательный рассказ о собственных приключениях — от детства в семье российского олигарха до юности в компании сумасшедшего ученого и путешествий по параллельным мирам с помощью разученных движений современного танца. Не будет преувеличением сказать, что появляющийся лишь на 45-й минуте пилотного эпизода титр «Netflix представляет» на фоне заснеженной России однозначно входит в число самых незабываемых телевизионных моментов десятилетия.

В то время как вторые и последующие сезоны слишком многих сериалов банально воспроизводят драматургические арки удачного первого сезона и обнуляют развитие персонажей, «ОА» радикально следует идее о том, что в авторских сериалах все сезоны должны быть непохожими друг на друга (ранее крайне красноречиво этого урок преподал Деймон Линделоф в своих «Оставленных»). Вторая часть приключений Прейри меняет скромный рассказ на чердаке (который при этом легко удовлетворял основному правилу сторителлинга, то есть ощущался во время просмотра как единственно важный во всей вселенной) на амбициозную жанровую смесь.

Для Марлинг и Батманглиджа это, по всей видимости, что-то вроде главной истории жизни: по сравнению с «ОА» сюжеты о скромной путешественнице во времени из «Звука моего голоса» и всего лишь двух альтернативных мирах из «Другой Земли» выглядят не более чем этюдами. Среди новых серий находится место не только вышеупомянутой саге о параллельных вселенных, но и нуарному детективу, подростковому киберхоррору, приключению с головоломками и даже лавкрафтовскому столкновению со сверхразумом из неизведанных природных глубин.

При этом авторы сериала балансируют на самом краю и удивительным образом успешно соединяют все линии воедино, не упуская из вида множество разрозненных персонажных арок, и в конце концов приводят все к такому захватывающему дух радикальному финальному повороту, какие и вовсе раньше удавалось провернуть только в длинных фэнтези-сериях или комиксах. Сериал явно приглашает зрителей по возможности отказаться от критического мышления при встрече с самыми невозможными из своих фантастических поворотов. Но разве можно назвать слишком наглой такую просьбу взамен на столь богатое на чистую выдумку зрелище?

Стоит заметить, что многое из вышеперечисленного мы уже видели в том самом третьем «Твин Пиксе», хотя «ОА» и является одним из немногих сериалов, вышедших после 2017 года и способных на равных конкурировать с шедевром Линча. В некоторые моменты невольно возникает мысль о том, что Линч, конечно, поставил бы ключевые фантастические сцены «ОА» как-нибудь посамобытнее да пожестче. С другой стороны, здесь есть, например, снятые на любительскую камеру кадры флешфорвардов, которые вызывают чисто линчевское ощущение экзистенциальной тревоги, да и в плане сценария авторам есть что противопоставить Линчу.

Одной из самых популярных фанатских претензий к «Твин Пиксу» остается безжалостно похороненная режиссером романтическая арка между агентом Купером и старшеклассницей Одри Хорн. Поэтому особенно радостным остается тот факт, что для Брит Марлинг ее отчаянная любовная линия с пухлым бывшим капитаном школьной команды в исполнении Эмори Коэна остается основным сюжетным стержнем даже в новых малоузнаваемых мирах. Если до сих пор не было понятно, то «ОА» — это сериал совсем не для циников.


Фотографии: Netflix