Когда-то давно в мире эльфов с поэтичным названием Неверленд (не путать с печально известным поместьем Майкла Джексона) произошло Сопряжение сфер — магический катаклизм, который смешал реальности. Так в Неверленде оказались различные существа из других вселенных: вампиры, драконы, гули-трупоеды и прочая нечисть. Впрочем, самыми страшными чудовищами оказались люди. Они приплыли неизвестно откуда на четырех кораблях, быстро расплодились и стали притеснять местное население. В итоге большинство эльфов истребили. Часть выживших отправилась партизанить в леса, а остальных загнали в резервации вместе с другими разумными нелюдями, например гномами.

Фактически ведьмаки тоже не относятся к человеческому роду. Это искусственно созданные мутанты, которых нанимают для убийства чудовищ. Ведьмаков боятся и не принимают в общество. Однако некоторые из них становятся легендами. Геральт из Ривии — именно такой. О похождениях седовласого охотника на монстров писатель Анджей Сапковский написал два сборника рассказов и шесть полноценных романов. В Польше эти книги считаются национальным достоянием. А в 2007 году по их мотивам небольшая компания-разработчик CD Projekt RED выпустила игру The Witcher, которая к третьей части стала международным феноменом. Так вселенная «Ведьмака» обрела миллионы новых фанатов, и экранизация стала вопросом времени. Перенести ее в киноформат решился Netflix. Первый сезон уже полностью доступен всем подписчикам сервиса. А что из него вышло — давайте разберемся вместе.

«Ведьмак»

The Witcher


Создатель

Лорен Шмидт Хиссрич

Год

2019

Серии

8 по 47–67 минут

Смотреть
Netflix

Сюжет стартует резво. Геральт приезжает в маленький городок Блавикен с тушей кикиморы, которую убил накануне. Но вскоре ведьмак оказывается втянут в противостояние чародея и предводительницы разбойников. Закончится все кровавой бойней, после которой Геральт получит свое легендарное прозвище «Мясник из Блавикена». Параллельно этим событиям на северное королевство Цинтра нападает злая империя Нильфгаард — явный прообраз фашистской Германии. Из августейшей семьи выживает лишь девочка Цири, которая обладает магическими способностями. Она скрывается от нильфгаардцев и ищет Геральта, потому что тот является «ее предназначением». Есть еще одна сюжетная линия, в которой могущественная волшебница Тиссая де Врие, в исполнении прекрасной шведской артистки МайАнны Бёринг, превращает горбатую деревенскую уродину в статную обольстительницу королей. Конечно, речь идет о Йеннифер — будущей возлюбленной Геральта и одной из самых могущественных чародеек в истории Неверленда.

Многое из показанного было в книгах Сапковского. Что-то создатели переняли из знаменитой трилогии игр. Например, постановка битвы с проклятой принцессой, которая заперта в образе чудовища, — явный привет легендарной кат-сцене. Да и весь саундтрек с нордическими завываниями и агрессивными барабанами знаком каждому, кто провел в «Дикой охоте» хотя бы пару часов.

Остальное шоураннер Лорен Шмидт Хиссрич («Западное крыло», «Сорвиголова») придумала сама. Так в «Ведьмаке», который принято считать «брутальным славянским фэнтези» появились афроамериканцы и азиаты, из пейзажей исчезли родные сердцу березки, а сценарная структура приобрела черты набоковского романа. Действо происходит сразу в трех временных линиях, а сюжет постоянно мечется между тремя основными персонажами и жонглирует разными точками зрения.

Неоднозначную трансформацию также претерпела и политическая философия оригинала. В книгах Сапковский рисовал Геральта аполитичным маргиналом. Хиссрич изменила канон, и теперь ведьмак — явный либерал. В четвертой серии он вступается за проклятого рыцаря, который явно олицетворяет угнетенное меньшинство. Кстати, с миноритетом сериал также обошелся весьма своеобразно. Никакого бытового расизма по цвету кожи в адаптации нет. Однако и черные, и белые одинаково щемят нелюдей. С геями вышло то же самое. Люди с нетрадиционной ориентацией были и в романах, и в играх, но там они сами считали себя «выродками». Netflix поступил куда более политкорректно и просто показывает однополую любовь без рефлексии на тему.

До релиза сериала Хиссрич говорила, что ее главная задача состоит в том, чтобы плавно ввести новую аудиторию в лор вселенной. Это у нее не получилось. Такой путаный подход может смело заинтриговать фанатов и позволяет раскрыть уже знакомую им историю с иных перспектив. Однако неподготовленного зрителя это может лишь отпугнуть. Да и заскучать неангажированная аудитория может легко. Дело в том, что первый сезон — лишь восьмичасовая экспозиция к большой истории, которая случится когда-то потом. Поэтому эпического размаха «Игры престолов» нет и в помине. Всего Netflix запланировал аж семь сезонов шоу. В Twitter, где «Ведьмак» уже разошелся на мемы (самый популярный вот), верно отметили, что больше всего сериал похож на 18+ версию «Удивительных странствий Геракла» или «Зены — королевы воинов».

Антураж магического Средневековья здесь используют как надо. Города утопают в грязи. Впрочем, жители также не подозревают о существовании гигиены. Люди регулярно режут друг друга с какой-то звериной жестокостью. Монстры не гнушаются расчленять своих жертв. Все вокруг постоянно матерятся, занимаются сексом и почему-то блюют. За режиссуру трех первых эпизодов отвечает наш бывший соотечественник Алик Сахаров («Игра престолов», «Клан Сопрано», «Карточный домик»). Остальные постановщики также являются мастерами своего дела. Марк Йобст раньше снимал «Ганнибала», Алекс Гарсиа Лопес — «Сорвиголову». Слабее всех выступила француженка Шарлотта Брандстром. Пятая и шестая серии за ее авторством — самые невнятные и просто скучные в сезоне.

К актерам тоже есть вопросы. Почему-то на главные женские роли Netflix решил пригласить дебютанток. Йеннифер исполнила 23-летняя Аня Чалотра, а Цири — 17-летняя Фрейя Аллан. Скорее всего, их взяли на вырост. Но в первом сезоне они обе не вызывают вообще никаких эмоций. А вот Анна Шаффер (Ромильда Вейн из «Гарри Поттера»), которая играет чародейку Трисс Меригольд — лишь раздражает. И дело тут не в разительном несоответствии канону: вместо белокожей и каштаново-рыжей девушки зрителям показывают смуглую женщину с кудрявым афро. Шаффер безжалостно переигрывает. Если так пойдет и дальше — а в продолжении между Йеннифер, Трисс и Геральтом возникнет сложносочиненный любовный треугольник, — то одна из самых острых сюжетных линий может захлебнуться в неубедительном исполнении.

А вот Генри Кавилл молодец. Бывший Супермен никогда не претендовал на великого артиста, но ведьмак из него получился превосходный. Актер — заядлый геймер и давний поклонник игр о «Белом Волке», поэтому прямо видно, как Кавилла откровенно прет от того, что на ближайшие лет десять Геральта будут сравнивать именно с ним. Поэтому он старается и выглядит в образе максимально убедительно.

В итоге «Ведьмак» получился просто хорошим сериалом, который буквально создан для неспешного просмотра на предстоящих новогодних каникулах. В меру зрелищный, порой смешной и без апломба на вечность — то, что надо для разгона очевидно исполинской махины. И если учитывать, что заканчивается шоу на самом интересном, а съемки второго сезона начнутся уже совсем скоро, то в этот поезд надо сесть уже сейчас, а не ждать, пока он разгонится окончательно.


Фотографии: Netflix