7 июня в прокат вышел фильм Кирилла Серебренникова «Лето», сюжет которого завязан на становлении рок-культуры в СССР, Ленинграде 80-х годов и малоизвестной истории знакомства культовых музыкантов советского андеграунда Виктора Цоя и Майка Науменко. Картина стала одной из самых ожидаемых премьер года, «Лето» взяли в основной конкурс Каннского кинофестиваля, где оно получило приз за лучший саундтрек, показом «Лета» открылся главный российский кинофестиваль «Кинотавр». Интерес к фильму подогрел арест Кирилла Серебренникова прямо на съемочной площадке, а впоследствии уголовное дело, суд и домашнее заключение. Из-за этого работа режиссера стала сложной для суждения: журналистам непросто отделить критику от поддержки Серебренникова. The Village собрал мнения некоторых из них.


Антон Долин

кинокритик

Первое и самое важное — этот фильм нужно вырвать из трагического контекста процесса Кирилла Серебренникова, потому что процесс — это один сюжет, а фильм — это другой сюжет. Фильм был придуман и практически полностью снят до ареста Кирилла, это не политическая и не протестная работа. Это просто классное кино, и поэтому его благосклонно принимают и зарубежные, и русские зрители. Дело не в каких-то спекуляциях на каких-то публичных фигурах, персонажах этого фильма, и вовсе не в спекуляциях на нелегкой на сегодняшний день судьбе Кирилла Серебренникова. Мне вообще кажется, что в театре он давно нашел свой стиль, а в кино все еще искал. И вот мы видим, что нашел — это самая совершенная и органичная картина из всех, которые сделал Серебренников до этих пор. Есть какие-то драматургические несовершенства: например, несколько финалов, две или три сцены, которые не несут, кажется, никакой сюжетной нагрузки и длятся чуть дольше, чем могли бы. Но, честно говоря, это претензии, которые можно назвать придирками. В этом фильме есть цельность замысла и исполнения, есть атмосфера, есть герои, есть любовь, есть свобода. Все эти качества на вес золота в сегодняшнем русском кино. Поэтому, конечно, «Лето» — большое событие, и я уверен, что это потенциальный хит. Понятное дело, не в рамках блокбастерного кино, а в рамках почти несуществующего в России арт-мейнстрима, ярким представителем которого фильм «Лето» и является.


Алиса Таёжная

кинокритик, автор The Village

Первое, что стоит сказать совершенно по-зрительски: «Лето» — это фильм, на котором можно, по выражению многих обычных зрителей, отдохнуть душой. Время летит незаметно, на экране много танцев и песен и ни одного подонка, все горят общим делом и шутят, как друзья мечты. Такое кино в принципе существует в очень малом количестве, да еще и в кинотеатре, да еще и нашего производства. Серебренникову, которого арестовали в момент съемок фильма, удалось невероятное — сделать не только живой, умный, увлекающий, но и совершенно свободный фильм, где нежно танцуют и обнимаются Майк и Марк Болан, Наташа и Дебби Харри, Виктор и Дэвид Боуи. Музыка по разные стороны занавеса взаимно впитывается, не понимает границ жанров и государств и перетекает с квартирников на пластинки, из ДК в импровизированные клипы — и эти музыкальные номера сделаны не просто органично: они объясняют вообще суть музыки как процесса — инфекционного в первую очередь, нутряного, не поддающегося контролю.

Что же до любовного треугольника, то главное в «Лете» — проглоченные слезы Наташи и все, что не сказали и не показали. Как вообще во всех лучших фильмах о любви. Как говорит герой Майк: «Самое страшное — это когда школьная любовь и хочется держаться за ручки». Освобождающее, чистое, теплое и совершенно родное кино без спекуляций. И кажется, самое личное именно для Кирилла кино о том, как нельзя потерять внутреннего романтика или ребенка. Можно просто преждевременно уйти. Серебренников все еще находится под арестом. Свободу Кириллу Серебренникову.


Маргарита Вирова

кинокритик, редактор Wonderzine

В целом кинематографический опыт Кирилла Серебренникова мне кажется очень удачным — в его фильмах мало следов театрального подхода, всегда однозначно крутые, если не лучшие в России актеры и как минимум интересный материал. Могу сразу сказать, что от «Лета» я получила гораздо меньше, чем ожидала. Такое ощущение, что в очень вроде бы легкой и хулиганской картине за два часа постарались рассказать и попробовать все — и оно просто туда не уместилось. Ритм невыносимо замедляется, что особенно заметно после музыкальных вставок, диалоги не настолько выдающиеся, чтобы от них опять же не заскучать. Самая большая, на мой взгляд, неудача случилась с актерами — на первом плане все три главных героя в основном играют тоску и уход в себя, поэтому то, насколько выразительны на втором плане Горчилин и Авдеев, создает очень заметный дисбаланс. Все-таки прелесть фильма в его свободе: свободе обращения с материалом, желании создателей рассказывать историю так, как они ее видят, и это очаровывает. Наверное, надо смотреть «Лето» как развлекательное кино с ноткой кризиса, очень по-русски. А больше всего я бы рекомендовала не читать мнения кинокритиков и купить билет на «Лето», потому что очень хотелось бы, чтобы это был не последний фильм Кирилла Серебренникова.



Обложка: Sony Pictures