Каждый месяц корреспондент The Village Паша Яблонский и редактор Лев Левченко составляют список из любимых альбомов, вышедших за последний месяц.

Текст

Паша Яблонский

Том Йорк

«Anima»

Apple Music

Временами тревожный, однако все же не такой зловещий, как, например, последний альбом Xiu Xiu, новый альбом Тома Йорка — это его наиболее законченная и целостная сольная работа. Впрочем, нельзя недооценивать вклад постоянного продюсера Radiohead и самого Йорка Найджела Годрича, который также поработал над «Anima». Абстрактные, но очень пронзительные образы Том обрисовывает под минималистичные биты и синтезаторы, вдохновленные то ли гэриджем, то ли Flying Lotus. Если антиутопическая, витиеватая, полная мистики и тревоги лирика Йорка была и на предыдущих сольниках, то вот музыкальная часть там временами проседала. «Anima» же звучит достаточно разнообразно и глубоко (хотя там и нет перегруза инструментальных дорожек) — альбом не надоедает до самого конца.

Kira Lao

«Тревожный опыт»

kiralao.bandcamp

Kira Lao была одной из тех русскоязычных инди-групп, о которых много писали в блогах и медиа в начале 2010-х, но которые так и не успели завоевать народную любовь в новых обстоятельствах, — см. фестиваль «Боль» и все, что было потом. Группа тихо распалась несколько лет назад, но в этом году ее вокалистка Кира Вайнштейн, за это время сделавшая небольшую карьеру в театре (попала в шорт-лист номинантов на «Золотую маску» как композитор за музыку к спектаклю современного танца «40») решила вернуться к проекту. «Тревожный опыт» отражает театральный опыт Вайнштейн — это действительно местами напоминает музыку к непоставленной пьесе, — но в целом это альбом про то, как депрессия переживается в различных декорациях: в Москве и на сайте «Авито», во внутреннем Омске и настоящем Петербурге.

Своей предметностью эти песни похожи на то, о чем поют «Хадн Дадн» или «Комсомольск» — но здесь нет никакой иронии или игры. «Я люблю отправлять аудиосообщения в мессенджере. И мне хотелось, чтобы альбом в итоге звучал как такое сообщение», — пишет Вайнштейн, и с ней невозможно не согласиться: «Тревожный опыт» — это как будто бы ты действительно подслушал чью-то жизнь. И от этого немного тревожно.

Black Midi

«Schlagenheim»

Apple Music

Фестивалю «Боль» в этом году повезло. Несколько месяцев назад он объявил в лайн-апе малоизвестные на тот момент британскую и ирландскую группы Black Midi и Fontaines DC. С тех пор каждая из групп выдала по альбому, мгновенно выведшему их в статус потенциально больших звезд. Обе группы можно причислить к постпанку, но различия все же есть. Дублинцы Fontaines DC, выпустившие свой первый альбом в прошлом месяце, делают упор на песни, лондонцы Black Midi в вышедшей на этой неделе дебютной записи «Schlagenheim» (выдуманное вокалистом группы слово) больше увлечены импровизацией. Сложные размеры, шумные гитары и выдающиеся, в отличие от многих нынешних инди-групп, барабанные партии Моргана Симпсона. Панк, краут-рок, мат-рок, даже джаз: «Schlagenheim» — максимально разнообразный альбом, который не надоедает, который к тому же сыгран людьми, которым на вид дашь не больше восьми лет.

«Комсомольск»

«День психа»

Apple Music

Первая после прошлогоднего ЕР «Дорогие москвичи», который неожиданно стал хитом, работа московской группы. Даша Дерюгина и Арина Андреева по-прежнему прячут под густым слоем поп-культурных референсов и броской, на грани диско, музыке свои грустные песни о неуверенности в себе, уязвимости и все той же городской нервозности.

Hot Chip

«A Bath Full of Ecstasy»

Apple Music

В следующем году Hot Chip стукнет аж 20 лет, но это не тот случай, когда новые альбомы группы приходится включать со смешанным чувством неловкости и ностальгии. Седьмой альбом британцев со все тем же синти-попом (пусть и немного подрастерявшим в бодрости — подробности ниже) близок по уровню к их лучшим вещам «The Warning» или «One Life Stand». Последние несколько лет оказались очень непростыми для группы — в 2015 году повесился их давний друг и коллега Винс Сипрелл; осенью того же года Hot Chip пришлось играть концерт спустя четыре дня после теракта в «Батаклане». Потом случились Брекзит и избрание Трампа. Все это отразилось на «A Bath Full of Ecstasy» — Алексис Тэйлор и Джо Годар записали нежный и жизнеутверждающий альбом терапевтического характера. Под эти песни особо не потанцуешь, а вот для возвращения домой на рассвете — самое оно.

«Ада»

«Доброе слово»

gruppaada.bandcamp

Тот случай, когда название действительно говорящее: альбом и правда очень добрый (в отличие от предыдущего, который был посвящен смерти). Меланхоличностью и печалью «Доброе слово» напоминает прошлогодний «Увы» другой московской инди-группы «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» — возьмите хотя бы первую песню. А периодические переплетения вокалов Паши Жданова и Насти Лясниковой схожи с дуэтом Кирилла Иванова и Жени Борзых из «СБПЧ» — лучше всего это слышно на «В нашей комнате». Но музыка «Ады» все еще самобытна, не говоря уже о текстах, а также о мягком, обволакивающем вокале Паши.

Антоха МС

«Про меня»

Apple Music

Очередной (на самом деле, первый за два года) сборник песен Антона Кузнецова. Все тот же фанк, все та же труба, все те же подробности о чьей-то жизни — но, как никогда до этого, коротко и внятно.

Билл Каллахан

«Shepherd in a Sheepskin Vest»

billcallahan.bandcamp

Американец Билл Каллахан (которого, кстати, любят Hot Chip) выпустил первый за шесть лет альбом, состоящий в основном из двух-трехминутных баллад. Подобно Марку Козелеку, Билл поет про все что угодно — про то, как он женился, про полеты на «Боинге», про то, в конце концов, как ему нравится писать песни. Кому-то альбом может показаться расслабленным и затянутым — им Билл напрямую советует, соответственно, не торопиться и расслабиться (песня Tugboats and Tumbleweeds): «Хорошо провести немного времени наедине, когда ты молод, немножко покурить, или по-старому выпить, или же не пить вообще. Советую совместить все три способа, если вашему мозгу уже исполнилось 23».

Фредди Гиббс и Madlib

«Bandana»

Apple Music

Перевалив за 40, битмейкер Мэдлиб наконец-то нашел идеального напарника — рэпера Фредди Гиббса, который готов в 2019 году зачитывать под его слегка олдскульные, но все еще неповторимые биты. «Pinata», выпущенная в 2014 году, с каждым годом хорошеет, как нормальное вино, — и нет никаких оснований сомневаться в том, что «Bandana» ждет та же участь. Вторая их совместная работа звучит чуть добродушнее — гангста-рэпер Фредди и умудренный опытом Мэдлиб будто бы лучше узнали друг друга по-настоящему. Если в 2014 году Мэдлиб просто присылал Фредди биты, на которые тот набрасывал свои куплеты, то сейчас музыканты больше времени проводили совместно в студии. Ну а Пуша Ти, Киллер Майк, Андерсон Паак и Мос Деф безупречно справляются с тем, чтобы разбавить грув альбома.

Джай Пол

«Leak 04-13 (Bait Ones)»

Apple Music

В начале 2010-х годов молодой талантливый британский музыкант Джай Пол готовился записывать новый альбом. Вместе с Bon Iver, Джеймсом Блейком, Ростамом из Vampire Weekend юный Джай Пол считался одним из самых перспективных представителей своего поколения. В 21 год он уже подписал контракт с XL Records, в 25 готовился выпустить первый большой альбом. Все шло отлично, пока неизвестные не выкрали демозаписи Пола и не выложили их в открытый доступ на Bandcamp. Сам музыкант и лейбл попытались защитить свой материал, однако было уже поздно. Более того, в интернете набирали популярность теории о том, что слив альбома был якобы намеренной маркетинговой компанией лейбла.

Вся эта неразбериха совсем сбила с панталыку Джая Пола — много лет музыкант копался в себе, занимался самоедством, думая, что могло бы быть, если бы альбом не попал в Сеть. Спустя шесть лет, британец все-таки смог одолеть свои страхи и комплексы, пересведя альбом и выложив его в Сеть: «Не было способа исправить то, что случилось, и продолжать наш изначальный путь. Оглядываясь назад, печально думать о том, что могло бы быть, но все есть так, как есть, и я вынужден был отпустить это».


Обложка: Alex Lake / Unsustainabubble Ltd. / XL Recordings