Куда податься жителю Москвы, который испытал на собственной шкуре все доступные в столице развлечения? Что делать, если все кинопремьеры отсмотрены, коньки обкатаны, библиотеки посещены и даже «Рюмка водки на столе» спета в караоке? В попытках ответить на этот вопрос редакция The Village опробовала на себе новое развлечение — игру «Клаустрофобия», которая представляет собой квест в реальности: здесь всё как в компьютерных играх, только по-настоящему. Задача игроков — выбраться из комнаты, используя находящиеся в ней предметы, собственную сообразительность и логическое мышление.  

 

 

О создании «Клаустрофобии»

  

Богдан Кравцов

один из создателей квеста

Мы в детстве смотрели «Форт Байяр», в институтском общежитии прятали подарки однокурсникам на территории студгородка, потом играли в городской ночной квест «Схватка», и потом мне пришла в голову идея сделать по мотивам жанра компьютерных игр escape the room квест в реальной жизни. Оказалось, что люди так развлекаются в нескольких городах (например, в Будапеште около 40 разных квестов). Мы обсудили идею с моими друзьями из компании Stupid Casual, которая занимается созданием настольных игр (в частности, они придумали «Имаджинариум»), и за полгода претворили затею в жизнь. В «Клаустрофобии» сейчас можно пройти два квеста — «Больница» и «Квартира». К нам приезжают играть не только москвичи, но и жители других городов и стран. Запуская «Клаустрофобию», мы планировали окупиться через шесть месяцев, но ошиблись: мы окупились за шесть недель и сейчас работаем в прибыль. Нам делают предложения по франшизе из разных городов, и мы их с радостью принимаем.

Днём мы работаем, а ночью ремонтируем всё разрушенное игроками за день. Больше всего во время прохождения квестов страдает сантехника. Вполне интеллигентный человек в попытках выйти из комнаты может превратиться в Халка. Например, один муниципальный депутат выломал нам дверь. 

 

  

 

Процесс игры

 

«Не прикладывайте провода к соскам», — с такой фразы организаторы начали нас инструктировать, имея в виду, что никакие задачи внутри комнаты не решаются силой. Принимать участие в квесте могут от двух до четырёх человек одновременно. Нас было четверо: арт-директор Серёжа, два шеф-редактора, Кристина и Настя, и специальный корреспондент Саша. За прохождением квеста наблюдают операторы: следят за общей адекватностью происходящего и в некоторых случаях — например, когда играющие нащупали правильное решение, но не замечают очевидных вещей — могут подсказать, куда двигаться дальше. 

Телефоны и прочие достижения цивилизации перед игрой нужно оставить в специальных шкафчиках. Нам достался квест «Больница». Попав вчетвером в закрытую комнату, мы поняли, что рассчитывать теперь можно только на собственные умственные способности и друг на друга. Выйти за час из помещения, полного тайн, загадок, внезапных звуков и странных предметов, поначалу кажется делом несложным, особенно когда ты уверен в своих сокамерниках, которые в жизни производят впечатление людей с богатой эрудицией и умением мыслить out of the box. На деле оказывается, что для решения появляющихся во время игры задач нужно думать действительно нестандартно. Тем не менее процесс оказался невероятно захватывающим.

 

 

На тридцатой минуте игры обнаруживаешь в себе избалованного развлечениями москвича, который не привык во время отдыха использовать мозги. Также понимаешь, что многим вещам в школе тебя учили не просто так, а решение даже стандартных задач без смартфона кажется непосильным. Но в те моменты, когда удаётся с боем прорваться на следующий уровень, испытываешь настоящий восторг победителя. 

Роли между нами распределились стремительно и чётко: арт-директор Серёжа на правах самого высокого всё время пытался что-то разобрать и отвинтить, а в какой-то момент меланхолично устроился в кресле и стал изредка приговаривать «девочки, спокойно». Саша напряжённо думала, расстраивалась из-за любых неудач и промедлений и со второй минуты пыталась взять подсказку. Я бегала, паниковала и пыталась найти спрятанные предметы, а Кристина то и дело залезала в труднодоступные места и предлагала оригинальные решения. Периодически по громкой связи нас предупреждали о том, сколько времени осталось. За три минуты до конца игры мы обнаружили себя застрявшими на этапе, когда нужно было сделать сравнительно простые вычисления на бумаге без использования калькулятора.

Из больницы мы так и не выбрались, но прошли примерно две трети квеста. Сашу проигрыш расстроил, но остальные были в восторге.

 

 

Впечатления

  

Сергей Родионов

Мне очень понравилось. Когда прошёл час и организаторы пришли за нами, я не хотел выходить. Мне не терпелось пройти квест до конца и разгадать все загадки. Как мы полчаса безуспешно перемножали и делили простые трёхзначные числа в столбик, я запомню надолго, и то, как потом мой друг за минуту посчитал всё в уме, тоже. Теперь я научился умножать и делить в уме и хвастаюсь этим навыком направо и налево.

 

  

Кристина Фарберова

Я надеялась на вечер в стиле «снимаем „Пилу“ в форте Байяр», поэтому приготовилась совать руки в чан с жуками, бесноваться в тёмной комнате под тревожную музыку и превращать свою юбку в пояс: на случай, если придётся катиться кубарем по вентиляционной шахте. Катались мы в итоге со смеху, а также нервно мяли гениталии манекена, рылись в мусорке со шприцами и умножали в столбик.

 

  

Саша
Шевелева

Я не играю в компьютерные игры, квесты, схватки, а «Форт Байяр» смотрела последний раз в 14 лет. Но я привыкла жить с мыслью, что я — умная. Эта мысль мне нравится. Если хотите, она — неотъемлемая часть моей самоидентификации. Но, как известно, несчастью предшествует гордыня, а падению — высокомерие. «Клаустрофобия» была для меня сплошным унижением: я рвала волосы, выпучивала глаза, стучалась головой о стену, но ощущала себя тупым плюшевым медведем, набитым опилками. Всё было настолько очевидно, и вместе с тем — мы так и не смогли разгадать этот квест. (Меня оправдывает только то, что я была единственным человеком в нашей команде, который помнил, как делить в столбик.) Когда я вышла оттуда, мне хотелось залить отчаяние водкой и выйти замуж за выпускника Бауманки. Я поняла, что в случае чрезвычайной ситуации, зомби-апокалипсиса или атомного взрыва мне ничего не поможет, я совершенно точно умру только потому, что не помню таблицу умножения и уроков ОБЖ.

 

  

 

Оказалось, что, помимо очевидного преимущества «Клаустрофобии» как тренажёра для мозгов, это ещё и отличный способ поставить под сомнение всемогущество, ощущение которого рано или поздно обволакивает каждого москвича. Если вы хотите немного стряхнуть с себя спесь и проверить, насколько вы хороши в условиях, приближенных к экстремальным, вам прямиком сюда. «Клаустрофобия» обнажает пробелы в образовании, которые вам по итогам обязательно захочется заполнить полезными знаниями, так что для мечтающих слегка разочароваться в своих способностях лучшего тренажёра ещё не изобрели.

Сейчас в «Клаустрофобии» можно пройти два квеста — «Больница», с которым не справилась наша редакция, и «Квартира», который мы планируем всё же одолеть. Стоит это 2 тысячи рублей с команды в рабочее время по будним дням и 3 тысячи — по вечерам и выходным. Записываться нужно заранее, потому что уже сейчас все выходные расписаны чуть ли не до весны. «Клаустрофобия» расположена на территории центра дизайна Artplay. К концу года она появится в разных районах Москвы — организаторы планируют запустить ещё около 15 квестов, в том числе «Подводную лодку» и «Гробницу фараона». 

 

 

Фотографии: Иван Гущин