Выставка «Да живет иное во мне» в Новой Третьяковке Смотреть в глаза Марине Абрамович, вдыхать бактерии счастья и превратиться в лошадь

В Новой Третьяковке до 10 октября показывают выставку «Да живет иное во мне» — проект на стыке технологий, науки и искусства, который исследует отношения человека с окружающим миром и машинами. Экспозиция разместилась в западном крыле здания на Крымском Валу. Теперь здесь постоянная резиденция Laboratoria Art& Science, которая в своей практике соединяет арт и хай-тек, она и организовала международный проект. В нем участвуют 11 художников и объединений со всего мира, от российских — Дмитрия Морозова, Елены Никоноле, Дани Васильева и Александры Гавриловой — до сербско-американской дивы совриска Марины Абрамович. Часть объектов интерактивные. Мы протестировали их и рассказываем, как зритель может поговорить с деревом и получить поэтический совет от зеркала, а также зачем художница пыталась породниться с лошадью.
Саша Спачаль, Earthlink

Художница из Словении сконструировала масштабную интерактивную биотехнологическую инсталляцию. Она о том, как наше дыхание влияет на всё вокруг, а всё вокруг — на нас. А еще про смерть, которая дарует жизнь. Выглядит все достаточно сложно, но замысел простой. Объект представляет собой несколько резервуаров и стеклянных колб, соединенных между собой трубками для обмена воздухом. В одной части работы вы можете выдохнуть из себя углекислый газ, в другой — вдохнуть воздух, обогащенный почвенными бактериями Mycobacterium vaccae. По заверениям создательницы, в концентрированном виде они улучшают настроение, уменьшают беспокойство и повышают умственные способности. Этот арт-научный аттракцион работает нестабильно, его контролирует машина, и понять, вдохнули вы заветные бактерии или просто сработал эффект плацебо, невозможно (если вы вообще что-то почувствуете). Где-то под ногами за стеклом продолжается жизнь: с помощью потоков воздуха, циркулирующего по трубкам, своими микробиомами обмениваются гниющие кости с птицефабрик, кошачья шерсть, микропластик и все, что можно найти в почве. В центре высится станция, которая вырабатывает кислород и фиксирует азот с помощью особых видов клевера и бактерии. Одна из самых любопытных частей биотехинсталляции Спачаль — коллективное легкое из растительного аналога желатина. Замкнутое в сосуде, оно уже в первые дни выставки выглядело нездоровым, несмотря на то, что сверху на него капает масло кипариса, — по задумке, состав должен очищать искусственный орган.
Агнес Мейер-Брандис, «One Tree ID — Как предстать перед деревом — другим деревом»

Биохимическая инсталляция немецкой художницы предлагает нам подружиться с сосной с помощью аромата. Звучит как сиквел «Явления» М. Найт Шьямалана, где растения доводили людей до самоубийства, но у Агнес все мирно и больше напоминает выбор аромата в парфюмерном. Вместе с учеными она взяла пробы веществ, которые выделяют деревья, чтобы общаться между собой, после чего их синтезировали в лаборатории и создали парфюм. Наносите на запястье или пульсирующие точки, подходите к сосне — и наблюдаете на специальном устройстве, уловило ли дерево ваше присутствие. Странный, но интересный биохимический диалог.
Нина Райчич и SensiLab, Mirror Ritual

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» — примерно так можно описать принцип действия интерактивной нейроинсталляции. Интерьерный техногаджет считывает вашу мимику, интерпретирует ее благодаря машинному обучению и реагирует на него поэзией на английском. Выражение полного безразличия зеркало разгадало как эмоцию «отдых в саду». На хмурую гримасу отозвалось пространным советом «ключ к счастью — находиться в комфорте и быть расслабленным». Возможно, кому-то машинная эмпатия покажется откровением, но, кажется, ИИ еще не скоро начнет нас по-настоящему понимать.
Даня Васильев, WannaScry!

Цифровая инсталляция российского автора исследует любимую тему приватности в Сети, которую особенно обсуждали на взлете популярности Zoom. В центре помещения стоит объект, напоминающий магический шар. На нем выводятся цифровые следы — портреты, расшифровки, биометрические данные и геопозиция, — которые участники видеоконференции оставили во время общения. Подключиться к ней можно прямо здесь: просто сканируйте QR-код, заходите на сайт, ваш сеанс появляется на большом экране за шаром — и вот система уже крадет ваши персональные данные и шифрует их, как когда-то делал вирус-вымогатель WannaCry (именно к нему отсылает название работы Васильева).
Марина Абрамович, «Измеряя магию взгляда»

В 2010 году Абрамович организовала перформанс «В присутствии художника» в ходе своей ретроспективы в МоМА. Тогда за 736 часов 30 минут она посмотрела в глаза 1 500 посетителей, включая Улая, которого не видела много лет. В 2012-м она решила проверить гипотезу — правда ли мозг двух визави синхронизируется при взгляде глаза в глаза? Российские нейрофизиологи подключили к участникам эксперимента электроэнцефалографы — всего провели три сессии по полчаса. На выставке в Новой Третьяковке можно узнать, чем все закончилось — холодная, но эмоциональная видеодокументация длится девять минут.
Art Oriente Objet, «Да живет лошадь во мне»

Заглавие работы французских художников Марион Лаваль-Жанте и Бенуа Манжин 2011 года дало в измененном виде название всему московскому проекту. Марион, как и зритель экспозиции, провела над собой эксперимент, только более радикальный. Автор породнилась с лошадью, введя себе внутривенно сыворотку лошадиного иммуноглобулина. К эксперименту она готовилась несколько месяцев — пошла по стопам царя Митридата VI, который сформировал у себя иммунитет к ядам, принимая постепенно и понемногу (на случай, если его вздумают отравить). Финалом опасного опыта стал перформанс, в котором с помощью бионических копыт Лаваль-Жанте максимально вжилась в образ животного. По собственному признанию, все это — напоминание, что виды живых организмов не обособлены друг от друга и могут вступить в родство, а наши тела не так герметичны, как мы привыкли думать, — просто оглянитесь на 2020-й.
Йенна Сутела, nimiia cetii

Художница из Финляндии создала новый письменный и устный язык. За основу она взяла компьютерную интерпретацию «марсианского языка», который привиделся швейцарскому медиуму XIX века Элен Смит. В качестве инструмента письма Сутела использовала особые бактерии-экстремофилы, которые (по некоторой информации) могли бы выжить на Марсе. Первый слой аудиодорожки воспроизводит с помощью нейросети появляющиеся на экране изображения, второй производит другая нейросеть — она генерирует звук на основании уже полученных данных.
Елена Никоноле, «Язык птиц»

Российская художница дала послушать машине пение соловья, чтобы та выявила закономерности и повторяющиеся языковые элементы, а после создала на основе машинного обучения переводчика с птичьего на человечий. Чирик-чирик записывали в районах Москвы с разным шумовым загрязнением — это отразилось на итог и добавило силы воздействия работе Елены.
0(rphan)d (rift), «Если бы ИИ был осьминогом»

Британки больше десяти лет изучали принцип работы мозга осьминогов и попытались научить искусственный интеллект не на человеческой речи, а с помощью сознания головоногих. В итоге получился медитативный абстрактный глитч, в центре которого угадываются очертания морского гада.
Ральф Беккер, «Мираж»

Художник из Германии попытался установить контакт с магнитным полем Земли и сделать его видимым. Специально разработанная машина собирает информацию поля, а когда она засыпает, показывает, как мог бы выглядеть его ландшафт. Это изображение Беккер называет снами машины.
: vtol: (Дмитрий Морозов), Александра Гаврилова, «Необязательные притяжения»

Дуэт создал роботизированную сущность, в центре которой находится сердце в виде магнетита — полупроводника со слабой проводимостью. Так авторы показывают связь недр Земли и технологий, который нас окружают, — их компоненты сделаны из минералов, которые и в готовом, и в сыром виде имеют схожие свойства. Машина, созданная художниками, постоянно прикасается к своему сердцу электродами, которые измеряют проводимость тока. Эти показания выводятся на экран и напоминают не то ландшафт самого кристалла, не то кардиограмму. По задумке Морозова и Гавриловой, у этого устройства есть сознание — оно как бы ощущает само себя через прикосновения к минералу.
Фотографии: Новая Третьяковка