«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию «Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»

Фонтан из рассола, манифест моноброви, шашлык из книг и гигантские четки-качели — работы арт-группы Slavs and Tatars выглядят провокационно, но интуитивно знакомо. Художники, чьи работы выставлялись на Венецианской биеннале и в нью-йоркском MoMA, уже 15 лет занимаются изучением территории «к востоку от Берлинской стены и к западу от Великой Китайской». Россию, у которой, как известно, третий путь, столкновение Запада и Востока будоражит особенно сильно. А упомянутые выше рассол и монобровь — неотъемлемая часть культурного кода. Да, мы скифы. Держали щит меж двух враждебных рас — монголов и Европы.

Группа «Славяне и татары» образовались в середине 2000-х на базе любительского книжного клуба. Практика коллективного чтения (выбор книг был необычным — например, «Былое и думы» Герцена) быстро переросла в полноценную исследовательскую деятельность — ее результаты решили презентовать на территории современного искусства. «Славяне и татары» изначально опасались стать «западными интеллектуалами», закостеневшими в своих догмах, поэтому смотрят во все стороны сразу: изучают отношения Китая с исламом, обращают внимание на протесты в Беларуси и сравнивают революцию в Иране с событиями в Польше в 1989 году. «Знания возникают тогда, когда ты сталкиваешься с неизвестным» — примерно такого принципа придерживаются художники.

Бессменный костяк коллектива — филолог Паям Шарифи (американец иранского происхождения) и его жена Кася Корчак, графический дизайнер (полька). Они базируются в Берлине и предпочитает сохранять анонимность. Иногда к группе подключаются другие участники — все зависит от проекта. Или цикла — в основном именно так строится их работа.

Каждый цикл начинается с масштабного исследования с привлечением узких специалистов и экспедициями в интересующий регион. Сегодня на счету группы восемь завершенных циклов с говорящими названиями — «Похищение горы», «Дружба народов», «Ни Москва, ни Мекка». Последний, к примеру, посвящен семиотическим играм, в результате которых фрукты и овощи (такие как арбуз, хурма или гранат) становились носителями национальных ярлыков и стереотипов.

Одна из главных линий их творчества — работа с языками и всевозможными формами переводов. Например, хлебниковскую «заумь» они перевели как «beyonsense», скрестив слова «Beyonce» и «nonsense» («ерунда»). Сам Паям Шарифи отлично владеет русским — он долгое время жил в России, а его детей зовут Урал и Астана. Основатель SNT приехал в Москву по приглашению Гёте-Института на выставку «Многообразие. Единство» в Новой Третьяковке, где представлены две работы группы.

«Я сперва учился в Питере на филфаке в 90-х, а затем работал в Москве с 2006 по 2010 год, — рассказывает Паям. — Неожиданно для себя я понял, что нигде в мире у меня не было такого ощущения дома, как в Москве. В этот приезд я впервые остановился в гостинице: раньше я жил в своей квартире или у друзей — но у друзей теперь семьи, дети… И вот сейчас пришло осознание: я в Москве просто проездом. Если раньше тебя ничего не связывало с городом, то приезжать в него по делам или в качестве туриста — нормально. Но если ты оставил в каком-то месте частичку своего сердца, оказаться в нем обычным гостем тяжело эмоционально».

Kitab Kebab (Merton to Mazda)

Русский язык и идентичность


Во время недавней лекции в Краснодаре ты сказал, что «теряешь свой русский»‎.

— Мой нынешний уровень русского языка несравним с тем, который был в годы моей жизни в России. Самое большое удовольствие, которое мне сейчас дарит Берлин, — общение с русскоязычной публикой, которой там намного больше, чем в других европейских городах, где я жил, например в Париже или Лондоне. При этом русскоговорящее комьюнити Берлина объединяет именно язык, а не национальность — вокруг меня белорусы, украинцы, казахи. Это сообщество намного более пестрое, чем в других европейских столицах.

— Одна из ваших перформативных лекций посвящена понятию транслитерации («Мучительная транслитерация»). Мне в голову сразу пришли советские пластинки The Beatles, на которых название группы и список песен написаны кириллицей.

— Для нас транслитерация — это эпифеномен, через который можно раскрывать более серьезные темы. В своих лекциях мы часто приводим в пример выражение на английском «To beer or not to beer» («Пить пиво или не пить пиво»‎) — такая вульгаризация шекспировской цитаты. Мы пытаемся философски переосмыслить ее при помощи арабского письма, потому что для мусульманина вопрос пить или не пить алкоголь не бытовой — он находится в поле веры и традиции. В своей работе мы используем «глупые медиа»‎ (stupid media): зачастую в таких простых, даже немного дурацких вещах можно обнаружить настоящие бриллианты скрытых смыслов.

— Давай поговорим об идентичности. Раньше в России татарами‎ называли всех иноземцев, пришедших с Востока. В одном интервью ты говорил, что в любом городе выглядишь чужаком‎ — тебя принимают за араба в Париже, за кавказца в Москве, за пакистанца в Лондоне. Получается, в каком-то смысле ты татарин.

— Точно! В своих лекциях я разбираю этимологию понятия «инородец»‎. Изначально у этого слова была положительная коннотация: его придумали в XIX веке, когда переселенцам пытались помочь адаптироваться, например, предоставив им в пользование какой-то участок земли. Но позже слово приобрело негативную окраску и превратилось в расистский термин.

Мы придумали Slavs and Tatars, чтобы посвятить себя тому, чем мы не являемся

Быть чужим, безусловно, грустно, но, с другой стороны, именно это положение часто помогает иммигрантам быть успешнее местных. Когда ты чужой, чтобы выжить, тебе приходится быть сильнее, умнее, иногда хитрее окружающих. В последнее время я часто думаю об этом в контексте Польши, где выросла моя жена (Кася Корчак, соосновательница арт-группы Slavs and Tatars. — Прим. ред.). На протяжении последних 25 лет я ежегодно там бываю и вижу, что «свежая кровь»‎ поступает в страну благодаря приезжим из Украины и Беларуси. Не было бы их — Польша оставалась бы монокультурной страной.

Какую страну указывают в экспликациях к вашим работам на выставках?

— (Смеется.) Иногда мы просим указать Евразию, но не все соглашаются. Часто пишут место, где мы базируемся в данный момент. Трудный вопрос. Кто я — иранец или американец (Шарифи вырос в США. — Прим. ред.)? Я учился в России и никогда не учился в Иране, на русском говорю лучше, чем на персидском, а в нашей берлинской студии ежедневного говорят на четырех-пяти языках. В интеллектуальном плане я больше русский, чем иранец, но идеологически ближе к европейцам, нежели к американцам.

— С сфере искусства редко поднимается вопрос смешанных идентичностей. И это грустно.

— Это действительно грустно. Конфуций считал, что существует множество «я»‎. И я склоняюсь к тому, что действенной формой борьбы с «редуктивной идентичностью»‎, когда мы вынуждены четко себя определить, может стать аккумуляция всех идентичностей.

Культурная апроприация и визуальное восприятие


— Разные языки, этнические традиции и религии в ваших проектах причудливо сплетаются с поп-культурой и щедро делятся друг с другом своими атрибутами и символикой. В реальной жизни такое взаимопроникновение порой трудно представить. В России, например, не прекращаются споры по поводу феминитивов и существует закон о защите чувств верующих. Вас никогда не обвиняли в культурной апроприации?

— Это вопрос, как говорится, на миллион долларов‎. Пока что нас никто не обвинял в культурной апроприации, но я знаю, что это дело времени. Мы сталкивались с обвинениями в ориентализме, а 15 лет назад, когда только начинали, нам говорили, что серьезные вещи вроде идентичности и языка нельзя помещать в игровой контекст. Удивительно, что до сегодняшнего дня нам удавалось избегать серьезных конфликтов, учитывая, что мы одни из немногих художников, кто открыто поднимает религиозные вопросы и работает с символикой ислама и христианства. Я этим искренне горжусь.

Один из слоганов нашей группы — «Мы сделаем то, что другие не сделают»‎

Думаю, люди понимают, что мы не пытаемся говорить с ними свысока и не считаем себя носителями истины. Мы придумали Slavs and Tatars, чтобы посвятить себя тому, чем мы не являемся. В мистическом исламе существует поверье: человек способен понять самого себя лишь через изгнание‎. Западная психология учит смотреть глубоко в себя, а ислам, наоборот, отдалиться от себя насколько это возможно. В этом плане я считаю самой успешной нашей работой наше название.

— При этом уже 15 лет вы остаетесь верны предмету своего исследования — Евразии. Эта преданность напоминает мне Даниеля Бюрена, который всю жизнь работает с полосками. Есть шанс, что вы когда-нибудь переключитесь на что-то другое?

— Мы с Касей часто обсуждаем этот вопрос. Она хочет, чтобы мы отказались от географических ограничений. Считает, что так мы закрываем больше дверей, чем открываем. И в каком-то смысле она права. Прием был полезен в начале карьеры, но сегодня наши работы далеко не только о Евразии. Отталкиваясь от этого региона, мы говорим о вещах, касающихся всего мира.

— Вы создаете очень яркие и визуально богатые образы, которые могут привлечь даже тех зрителей, кто не владеет языками и с первого взгляда не может уловить смысл работ.

— Мы все понимаем, что регион, которым мы занимаемся, безразличен большинству людей в мире. Многие даже не догадываются о существовании этих стран и народов. Раньше институции часто спрашивали: «Как зритель поймет, что написано транслитерацией на ваших панелях?»‎ Но почему-то никто не задается подобными вопросами на выставках минимализма или ленд-арта. Конечно, чем больше человек знает и понимает, тем больше он возьмет от работы. Но я надеюсь, что даже те зрители, которые ничего не знают о нашем регионе и не говорят ни на одном из его языков, смогут насладиться работой в визуальном, формальном или феноменологическом смысле. Просто это разные уровни восприятия.

— Я думаю, что слова на вашей работе Mystical Protest в Третьяковской галерее зацепят многих москвичей. Вы специально привезли ее в Москву?

— Она была придумана в момент, когда я только уехал из России. Меня всегда удивляло отношение россиян к прошлому. В шапке нашего профиля в инстаграме стоит поговорка: «Будущее понятно, это прошлое непредсказуемо»‎. У вас меняется отношение к собственному прошлому в зависимости от того, кто стоит у власти. Но сегодня эта болезнь не только России — ей болеет и Польша, и Германия, и Франция.

Mystical Protest

Работа с историей и политикой


— Еще немного о политике. Вы работаете с современностью завуалированно, через прошлое и никогда не обращаетесь к актуальной повестке напрямую. При этом во время протестов в Минске в вашем инстаграме был опубикован пост в поддержку белорусского художника, которого приговорили к 15 суткам ареста.

— Чем острее твой язык, тем меньше твоя аудитория. «You are speaking to the converted». И наша задача — заострить язык так, чтобы аудитория, наоборот, расширилась. Именно поэтому мы редко комментируем актуальные вещи. Один из слоганов нашей группы — «Мы сделаем то, что другие не сделают»‎. Зачем комментировать то, о чем люди уже высказались? Мы даже Black Lives Matter не комментировали. И так понятно, что мы это поддерживаем. По этой же причине мы никогда не цитируем Делёза и Бодрийяра. Все их уже читали, давайте поговорим о чем-то другом, упомянем имена, которые никто еще не слышал. Но Беларусь — это исключение. Многие на Западе считают ее частью России и даже не подозревают, что там творится. Нам хотелось как-то осветить эту ситуацию, поддержать. В то же время разгорелся конфликт между Израилем и Ливаном, и, конечно же, большинство наших друзей были сфокусированы на нем.

Molla Nasreddin the Antimodern

— Вы часто используете образ фольклорного персонажа Насреддина, который едет на осле задом наперед — движется в будущее с оглядкой на прошлое. Насреддин не только мудрец и философ, он еще и трикстер — плут, хитрец, обманщик, а этот образ на осле будто пародирует въезжающего в Иерусалим Христа.

— Был такой философ Гаман из Кенигсберга, который считал христианство религией иронии и утверждал, что Христос был самым первым шутником в истории. Потому что он всегда говорил через парадоксы и иронию: «Богатые будут бедными, а бедные богатыми»‎. Их, конечно, нельзя сравнивать с Насреддином, но в этой двойственности есть доля сходства.

— Вы необычным образом работаете с историей. И в этом плане у вашей практики большой педагогический потенциал.

— Обычно художники в нашем возрасте начинают преподавать. Когда-нибудь и нас, особенно в Германии, будут пытаться притянуть к себе университеты. Но нам хочется работать вне системы в образовательном смысле. Хотя мы сами продукты этой системы и очень ценим свое образование. Мы часто сотрудничаем с известными международными институтами — Университетом Чикаго или Стэнфордом — и видим, насколько эти структуры тяжеловесные и негибкие. Некоторые профессора и ученые даже говорили, что завидуют нам и нашему трансдисциплинарному подходу.

Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения

Три года назад мы начали строить собственную институцию — у нас есть программа резиденций и публичное пространство в Берлине Pickle Bar («бар маринованного огурца»). Все эти инициативы были придуманы, чтобы утвердить статус SNT в качестве платформы для других людей и исследователей. Институции теперь не смотрят на нас сверху вниз, а общаются на равных. Они поняли, наконец, что искусство — это одна пятая того, чем мы занимаемся.

Гастрономия и бытовой расизм


— Возвращаясь к искусству — с какой темой или феноменом вы сейчас работаете?

— Последнее время мы увлечены исследованием взаимоотношений ислама и Китая. Как ни странно, Китай — одна из немногих стран, где смотрят на ислам в правильном смысле, как на западную религию. Для китайцев ислам — одна из трех западных религий. Нет иудеохристианской парадигмы, она тоже существует вкупе с исламом — в виде эдакой триады. И китайцы это понимают.

— Вы часто повторяете, что желудок не менее важен, чем мозг. И у вас есть целая серия проектов про еду — фрукты и соленья. Расскажите о своей философии в сфере гастрономии.

— Мы много работаем с феноменом гостеприимства, а гастрономия — его неотъемлемая часть. Но я очень боюсь уйти в сторону скрещивания искусства и еды. Дело в том, что искусство сегодня играет ту роль, которую раньше играла мода. Когда я жил в Москве, все были увлечены модой. Самыми крутыми событиями в 90-х и начале 2000-х не был Art Basel или Венеция — это были показы Маккуина или Гальяно в Париже. До этого, в 70-х, было кино — премьеры Скорсезе и Копполы. А сегодня это искусство. Но и оно уже теряет свои позиции, уступая место еде. Раньше только пожилые путешествовали ради еды, а сейчас 25-летние покупают дегустационные туры. Я с подозрением отношусь к тенденции пересечения искусства и гастрономии. Для нас еда — это инструмент, еще один эпифеномен, «тупое медиа». Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения или обсудить мышление меньшинств.

— В России можно встретить объявление «Сдам жилье только славянам»‎. А что делать татарам?

— Это такой невероятный бред! Я могу понять бытовой расизм в других странах, но здесь вы все настолько смешаны. Ваша бытовая культура совершенно восточная: отношение к семье, к дому, ваши традиция чаепития. В XVII веке 15 % дворян считали себя монголами и татарами. Они даже меняли свои фамилии из-за этого фетиша на Востоке. При этом я считаю, что лучше открыто выражать свой расизм, нежели замалчивать его, как это делают в Германии. Если ты черный или араб, у тебя очень мало шансов заполучить квартиру в аренду в Берлине. Об этом открыто не заявляют, но результат один.

— Ты лично сталкивался с бытовым расизмом в Москве?

— Мы часто фокусируемся на расе и забываем, насколько тесно такие вещи связаны с классовым вопросом. Когда я жил в Москве, я водил машину, и по моему внешнему виду и поведению люди считывали, что я не таджик и не кавказец. Но если бы я после пробежки в спортивной форме спустился в метро, то у меня точно спросили бы документы.

За помощь в организации интервью благодарим Гёте-Институт в Москве.

Фотографии: Raster Gallery, Warsaw and Kraupa-Tuskany Zeidler, Berlin

Share
скопировать ссылку

Тэги

Новое и лучшее

Эксклюзив The Village: Запрет на выезд из России можно проверить на черном рынке

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Кафе Birds в Белграде

Криптовалюта — все еще удобный способ вывода денег. Варианты для уехавших

Проблемы диаспоры. Лев Левченко — о том, почему русские в эмиграции не здороваются друг с другом

Первая полоса

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком

(признан иноагентом)

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ

Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат

Где он сейчас?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%

Почему подорожали цитрусовые?

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе

Доброго понедельника!

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат

Где они находятся сейчас?

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»

В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет

Сколько это может стоить?

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники

И предложили альтернативу

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечноПолная история

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно Полная история

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»

А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»

Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году

Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»

Что говорят об этом сами активисты?

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов

Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

В России появятся казачьи факультеты

Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ

Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Официанты и бармены остались без работы

Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24? «Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
«Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь Смотреть аналоговое кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Смотреть аналоговое кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?
Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Можно ли отказаться идти на войну через суд?

Собрали все известные случаи

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве?Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве? Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь Изучать коррупцию и ездить на велосипеде
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Изучать коррупцию и ездить на велосипеде

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила»Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила» Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Совфед одобрил закон о запрете митингов у зданий органов власти и церквей

Сотрудники склада Ozon в Подмосковье заболели менингитом. Госпитализировано более 10 человек

Совфед одобрил пакет законов о запрете «пропаганды» ЛГБТ, педофилии и смены пола в кино, книгах, рекламе и СМИ

Сырки «Б. Ю. Александров» вернутся на прилавки

Popcorn Books больше не издают и не продают квир-книги. Завтра последний день, когда их можно купить

«За него все подписали и теперь везут в военную часть в Твери». Данила Шершева из «Кружка» забрали в армию

В «Черную пятницу» россияне потратили более 13 миллиардов рублей

На обвиняемую в распространении «фейков» про армию России Викторию Петрову давят в СИЗО через ее сокамерниц

«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой
«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой Психолог лаборатории опознания трупов из Чечни теперь работает с жертвами войны в Украине
«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой

«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой
Психолог лаборатории опознания трупов из Чечни теперь работает с жертвами войны в Украине

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химииЧто ей делать?

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии Что ей делать?

«Почта России» запустила доставку одежды из Европы. Также стало известно, кто займет место H&M в торговых центрах

МИД закупил подарки для оставшихся в России иностранных дипломатов — Baza

«Яндекс» запустил тариф «Вместе» для поездок с незнакомцами в такси

Сколько пожертвовали москвичи на строительство православных храмов за 12 лет

Спрос на iPhone 14 в России упал в 2,5 раза по сравнению с продажами гаджетов предыдущей модели

В Minecraft появился постсоветский зимний двор — с пятиэтажками, гаражами и турниками

Какая погода ожидается в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде в начале декабря

В 1976 году Путин провел обыск за надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» на Петропавловке

Студентку, рассказавшую о принудительных гуманитарных сборах, исключили из техникума

«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта
«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта Ужасно, когда на войне погибают, но порой еще хуже, когда с нее возвращаются
«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта

«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта
Ужасно, когда на войне погибают, но порой еще хуже, когда с нее возвращаются

Гид по рынкам Тбилиси
Гид по рынкам Тбилиси Продукты на Дезертирке и в Глдани, антиквариат на «Навтлуги», фуд-корт на Bazari Orbeliani, а еще цветочный рынок и «Золотая биржа»
Гид по рынкам Тбилиси

Гид по рынкам Тбилиси
Продукты на Дезертирке и в Глдани, антиквариат на «Навтлуги», фуд-корт на Bazari Orbeliani, а еще цветочный рынок и «Золотая биржа»

В парках Москвы открылся 21 каток с искусственным льдом

«ВКонтакте» заблокировала группу «Совета матерей и жен военнослужащих»

Ведущая «Спокойной ночи, малыши» предложила привезти на фронт Хрюшу со Степашкой и попросить украинцев «остановиться»

РПЦ безвозмездно получила здание петербургской РАНХиГС. Студентов чуть не выселили

В ноябре число объявлений о срочной продаже квартир в России достигло рекорда

Little Big покинули двое музыкантов. Похоже, что группа распалась