19 мая, четверг
Москва
Войти

Новое «Черное зеркало»: За и против Халтура или будущее телевидения?

Новое «Черное зеркало»: За и против

28 декабря на Netflix вышла новая серия «Черного зеркала» о молодом программисте, который в начале 80-х делает компьютерную игру с многочисленными концовками и начинает осознавать, что им управляют внешние силы. Это первый крупный релиз, в котором задействованы интерактивные возможности платформы: часть решений за героя принимает зритель — и от этого зависит то, как закончится серия, причем концовок может быть несколько. Редактор The Village Лев Левченко и критик Никита Лаврецкий рассказывают о сильных и слабых сторонах «Брандашмыга».

 За

Текст: Лев Левченко

«На самом деле мы соревнуемся со сном, — заявил в 2017 году основатель и глава Netflix Рид Хастингс, отвечая на вопрос о том, кого он мог бы назвать главным конкурентом компании. — И мы побеждаем!» Каждый, кто провел бессонную ночь со среды на четверг, потому что вышел очередной сезон «Карточного домика», подтвердит: эти слова не бравада. Новое «Черное зеркало» заходит еще дальше: номинально серия длится полтора часа, но по факту провести за ней можно и 20 минут, и пять часов (что идет наперекор всей истории кино — обычно мы точно знаем, как долго идет фильм или сериал).

Если последние полторы недели вы провели в алкогольном штопоре, то напоминаем подробности. 19-летний программист Стефан (Финн Уайтхед из «Дюнкерка») в 1984 году (начинаем считывать отсылки: Оруэлл, Льюис Кэрролл и так далее) пытается сделать компьютерную игру по книжке «Брандашмыг», написанную свихнувшимся на почве теорий заговора фантастом. Зритель до поры до времени пассивно за этим наблюдает, потом раз в несколько минут ему начинают предлагать совершить выбор из двух вариантов действия для героя: сначала простые (какие хлопья съесть на завтрак, поставить кассету Thompson Twins или Eurythmics), затем посложнее. В зависимости от этого сюжет меняется или о нем вскрываются новые подробности. Примерно такая же механика была в содерберговской «Мозаике» и в нескольких детских сериалах Netflix. Фрэнсис, который в какой-то момент, конечно же, осознает, что им кто-то управляет, может погибнуть, может обнаружить себя на съемочной площадке «Черного зеркала», может попасть в тюрьму, может захотеть начать все сначала: такой бесконечный день сурка.

Здесь снова поднимаются вопросы о свободе воли, влиянии технологий на психологическое здоровье, неприглядных сторонах прогресса и всем таком, но — чуть ли не впервые в истории шоу — с изрядной долей юмора. Нам предлагают объяснить человеку из 80-х, что такое Netflix, сделать выбор между «дать бате по яйцам» и «дать бате по голове», уйти в чудовищный кислотный трип или, наоборот, сесть на антидепрессанты и стать занудой, подраться с психотерапевтом, потому что «Ах, ты думаешь, что ты в сериале? Чего ж ты тогда сидишь сложа руки — давай повеселимся!». Есть даже головоломка с запоминанием цифр, а самая смешная концовка — с тетенькой, которая садится писать по этой истории интерактивный сериал для Netflix. В какой-то момент от переизбытка информации начинает приятно кружиться голова — редкое по нынешним временам ощущение.

Но в итоге создатель шоу Чарли Брукер уже безо всякой иронии напоминает, что интерактивность (да и сама идея того самого свободного выбора) — это только иллюзия: все исходы в любом случае прописаны заранее — режиссером или Богом. Это невиданный уровень рефлексии для видеоигр со схожей концепцией, с которыми, учитывая сюжет, в первую очередь хочется сравнить серию, но можно понять людей, которые в этом месте начнут закатывать глаза. Главное, чтобы интерактивные сериалы теперь не начали делать массово (Netflix грозится) — телекритики в этом случае, видимо, сами начнут прыгать с балконов бруталистских высоток.

 Против

Текст: Никита Лаврецкий

Для смелого и прорывного эксперимента «Брандашмыг», кажется, слишком сильно напоминает коллаж из нескольких предыдущих серий альманаха. Как и персонаж из открывающей серии прошлого сезона «USS Каллистер», главный герой «Брандашмыга» — программист-одиночка, работающий над крайне сложным проектом, который он еще и пытается продать, не потеряв при этом душу (подобно автору медведя Валдо из второго сезона). Действие происходит в 80-х (эту эстетику шоураннер Чарли Брукер уже использовал в памятной серии 2016 года «Сан-Джуниперо»), а сюжетный поворот, в котором выясняется, что герой заблудился в лабиринте виртуальной реальности (будь то случайность или изощренная кара), в прошлых сценариях Брукера встречался так часто, что даже преданные фанаты должны были давно потерять ему счет. Ощущение новизны в свежий спешл призван привнести интерактивный элемент, но и он оказывается не более чем шелухой, под которой скрывается весьма банальная история.

К чести Чарли Брукера стоит отметить, что он действительно яркая личность, даже в некотором роде шоумен от мира сценаристов, из раза в раз находящий новые способы приковать внимание аудитории. К 2019 году он добился, кажется, самого большого зрительского успеха среди своих современников по британской комедийной сцене рубежа веков (включавшей в себя, среди прочих, Армандо Ианнуччи и Криса Морриса). С этой точки зрения «Брандашмыг» — действительно гениальный ход, заставивший всех вокруг не просто снова много говорить о выходящем восьмой год сериале, но и лихорадочно оформлять подписку на Netflix (скопировать элементы управления сюжетом пиратам пока что не удалось). И все же если трезво взглянуть на творчество автора и абстрагироваться от технической новизны и стильной картинки, то что именно за историю он рассказывает на этот раз? При ближайшем рассмотрении весь сюжет «Брандашмыга» — это просто портрет одного скучного программиста, который стремительно сходит с ума от паранойи.

В последней паре сезонов «Черного зеркала» и без того вечный циник Брукер часто обращался к особенно жестоким сценарным ходам и делал из своих героев полноценных психопатов, совершающих кровавые убийства. «Брандашмыг» уверенно продолжает эту тенденцию: выбор, совершить ли жестокое убийство, перед зрителем встанет несколько раз. В какой-то момент Брукер заигрывает с идеей метакомментария о зрительской жестокости, но она, увы, оказывается не более чем обманкой: автор этих строк искренне пытался пройти серию, избегая жестокости, и в конце концов психопатический выбор был просто-напросто совершен сценаристом без зрительского участия. В этом и заключается худший провал Брукера: даже с учетом нескольких тупиковых линий и филлера (среди прочего в серии можно наткнуться на несколько версий одного и того же флешбэка из детства) интерактивное кино исчерпывает себя примерно через полтора часа прохождения. По факту это ощущается примерно как короткометражка на 15 минут, посвященная фатализму и правдивости самых странных теорий заговора. Учитывая, что примерно об этом же была половина предыдущих серий «Черного зеркала», иначе как халтурой новый выпуск назвать нельзя.


фотографии: Netflix

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Что нужно знать перед четвертым сезоном «Черного зеркала»
Что нужно знать перед четвертым сезоном «Черного зеркала» Лучшие серии, сюжеты новых эпизодов и сбывшиеся предсказания антиутопии
Что нужно знать перед четвертым сезоном «Черного зеркала»

Что нужно знать перед четвертым сезоном «Черного зеркала»
Лучшие серии, сюжеты новых эпизодов и сбывшиеся предсказания антиутопии

20 сериалов зимы
20 сериалов зимы Новый сезон «Настоящего детектива», Сет МакФарлейн в космосе, экранизация Агаты Кристи — что мы будем смотреть этой зимой
20 сериалов зимы

20 сериалов зимы
Новый сезон «Настоящего детектива», Сет МакФарлейн в космосе, экранизация Агаты Кристи — что мы будем смотреть этой зимой

6 новых русских сериалов, которые точно стоит посмотреть
6 новых русских сериалов, которые точно стоит посмотреть «Домашний арест», «Звоните ДиКаприо!», «Обычная женщина» и другие хорошие отечественные сериалы
6 новых русских сериалов, которые точно стоит посмотреть

6 новых русских сериалов, которые точно стоит посмотреть
«Домашний арест», «Звоните ДиКаприо!», «Обычная женщина» и другие хорошие отечественные сериалы

25 сериалов, которые вы могли пропустить в 2018-м
25 сериалов, которые вы могли пропустить в 2018-м Без «Романовых», «Маньяка» и «Коня БоДжека»
25 сериалов, которые вы могли пропустить в 2018-м

25 сериалов, которые вы могли пропустить в 2018-м
Без «Романовых», «Маньяка» и «Коня БоДжека»

Тэги

Сюжет

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Первая полоса

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Подпишитесь на рассылку