19 мая, четверг
Москва
Войти

«Черная Вдова»: Феминизм, идентичность и Россия в новом фильме Marvel Каким получился первый и последний сольный выход героини Скарлетт Йоханссон

«Черная Вдова»: Феминизм, идентичность и Россия в новом фильме Marvel

Штат Огайо, 80-е годы: обычная американская семья готовится к ужину, когда домой возвращается отец и говорит, что у них есть около часа, чтобы уехать. Обычная американская семья оказывается ячейкой русских шпионов, которые достают оружие, выкатывают самолет и улетают на Кубу после перестрелки со спецслужбами. Маленьких девочек (дочери и сестры они только по легенде) забирают в секретную программу, где из них будут делать «черных вдов» — супероружие для Советского Союза.

Как это происходило, мы не увидим. Следующая сцена переносит нас в настоящее время (по хронологии вселенной — после событий «Первый мститель: Противостояние»). Старшая Наташа (Скарлетт Йоханссон) теперь в «Мстителях», и за ней опять охотятся в Америке. Младшая Елена (Флоренс Пью) работает элитным киллером на русских, но волей случая обретает независимость. Далее предстоит непростое воссоединение «сестер» с «родителями» (Рэйчел Вайс, Дэвид Харбор) и финальная битва с русским злодеем, который продолжает превращать девочек в марионеток и киллеров, подавляя их сознание.

«Черная Вдова»


Режиссер

Кейт Шортланд

В кинотеатрах

С 8 июля


В ролях

Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью, Дэвид Харбор, Рэйчел Вайс

Сценарий

Эрик Пирсон, Жаклин Шеффер, Нед Бенсон

Наташа Романофф ждала своего собственного фильма очень долго: разработка «Черной Вдовы» началась в 2004 году, еще до первого «Железного человека», а премьеру переносили несколько раз из-за пандемии. К моменту выхода картины на экраны героиня уже успела умереть в предыдущем фильме Marvel. Возрождать ее, к счастью, не стали: «Вдова» стала большим флешбэком. Вряд ли это последнее появление Йоханссон в роли: впереди по крайней мере новый «Доктор Стрэндж» с параллельными вселенными, в которых, к счастью для продюсеров, живым может оказаться любой нужный персонаж.

Но основная история Наташи закончена, и куда это все пойдет дальше — видно по самому фильму. Для тех, кто не понял, есть сцена после титров: в них Marvel традиционно анонсирует продолжение историй. Здесь в такой сцене Елена, героиня Флоренс Пью, приходит на могилу сестры и получает новое задание. Если Наташа мертва, а франшизу продолжать надо, приходится срочно вводить нового героя — и, к сожалению для Наташи, это уже получается не ее персональный фильм.

И это обидно: во-первых, героиня Йоханссон — самая человечная из супергероев (как замечает Елена, богу из космоса после драки не нужен ибупрофен — в отличие от Наташи). Во-вторых — самая трагическая: всю жизнь две супердержавы используют ее как оружие для достижения своих целей.

«Черная Вдова» расстраивает не карикатурным злодеем, который буквально управляет миром из летающей крепости, и не предсказуемой драматургией — в конце концов, есть законы жанра, странно было бы требовать от супергеройского кино чего-то другого. Расстраивает то, что в этом фильме в отличие от многих проектов Marvel многое могло бы быть лучше. Все проблемы идентичности, семьи и феминизма, обозначенные в начале, либо забываются, либо решаются как-то сами собой.

Феминистская оптика и в производстве, и в сюжете здесь заявлена максимально: режиссер — женщина, первые четыре имени в начальных титрах — женщины, главные героини — женщины, дерутся они в основном тоже с женщинами, но главный злодей, конечно, мужчина. И цель героинь — освободить таких же «черных вдов», как они. Впрочем, это и открывает пространство для критики: по сюжету все, что нужно для эмансипации женщины, — снять чары злого русского с помощью волшебной пыли из пробирки. Отчасти вместо феминизма здесь появляется клишированная эксплуатация повестки.

Первая сцена фильма крайне похожа на сериал «Американцы» про семью русских шпионов в США. Но там шпионаж служил внешним фоном для глубинного исследования семьи, здесь же любой разговор на тему обречен быть прерванным очередной шуткой. Семья тут, кстати, на удивление русская, и в этом больше феминизма, чем в сюжете: отец — обрюзгший, тоскующий по временам былой славы зэк, мать — гениальная ученая.

Россия в целом показана максимально нейтрально, хоть и карикатурно: важно, что секретная программа СССР и главный злодей теперь никак не связаны с государством. Мирового господства желает русский, но не русские. Использование героями языка происходит по-голливудски неловко. В первый день проката зрители в зале больше всего смеялись в двух моментах: при появлении потрепанного временем Ми-8 с надписью «Соловьев Эйр», и на реплике Йоханссон «извини, моя маленькая сестра» на русском. Из-за акцента трагическая речь героини превратилась в предельно комическую.

Все самое интересное в Marvel сейчас происходит на телевидении — к примеру, сериал «Ванда/Вижн» неожиданно стал одной из самых новаторских и оригинальных премьер года. На большом экране возможностей для риска у студии значительно меньше — и феминизм, идентичность и принятие прошлого тут представлены скорее как приметы времени, а не темы для исследования персонажа. «Черная вдова» получилась далеко не самым плохим фильмом Marvel, и должна понравиться всем фанатам кинематографической вселенной. Но зачем это смотреть всем остальным — совершенно неясно.

Смотреть?

Возможно

Обложка: «Дисней Студиос»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Круэлла»: Очаровательная комедия о диснеевской злодейке с Эммой Стоун в роли Вивьен Вествуд
«Круэлла»: Очаровательная комедия о диснеевской злодейке с Эммой Стоун в роли Вивьен Вествуд Фильм об уникальности, которая приносит и победу, и страдания
«Круэлла»: Очаровательная комедия о диснеевской злодейке с Эммой Стоун в роли Вивьен Вествуд

«Круэлла»: Очаровательная комедия о диснеевской злодейке с Эммой Стоун в роли Вивьен Вествуд
Фильм об уникальности, которая приносит и победу, и страдания

«Амели»: Безумие, разочарование и горькая ностальгия в самой легкой парижской мелодраме
«Амели»: Безумие, разочарование и горькая ностальгия в самой легкой парижской мелодраме Алиса Таёжная — о главном фильме Жан-Пьера Жёне 20 лет спустя
«Амели»: Безумие, разочарование и горькая ностальгия в самой легкой парижской мелодраме

«Амели»: Безумие, разочарование и горькая ностальгия в самой легкой парижской мелодраме
Алиса Таёжная — о главном фильме Жан-Пьера Жёне 20 лет спустя

Тэги

Сюжет

Люди

Бренды

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»

Первая полоса

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

Подпишитесь на рассылку