«Новый герой поколения»: Эксперты выбирают российских музыкантов, достойных «Грэмми» Александр Горбачёв, Юрий Сапрыкин и Артём Макарский рассуждают, кто стал бы лауреатом важнейшей музыкальной премии, если бы у неё был аналог в России

Сегодня, 15 февраля, в Лос-Анджелесе пройдёт церемония вручения премии «Грэмми» — самой главной награды в области музыки, которую принято сравнивать с «Оскаром» в мире кино. Но если с кинопремиями в России всё более-менее понятно, то существующие у нас музыкальные премии едва ли отражают актуальную ситуацию и вкусы слушателей. The Village решил представить, как мог бы выглядеть список победителей, если бы у «Грэмми» был аналог в России. Мы выбрали основные номинации — «Альбом года», «Запись года», «Лучший новый артист или музыкальный коллектив» и «Видео года» — и попросили экспертов музыкальной индустрии рассказать, чьи успехи они бы отметили в этом году. Каждый при этом мог предложить победителя в любой другой номинации, если считал того или иного музыканта достойным обязательного упоминания.
Александр Горбачёв
журналист, бывший главный редактор изданий «Афиша»
и «Афиша-Волна»
Играть — так по правилам, и выбор лауреатов исходит из поставленной задачи. У условной группы «Отстой» или Moa Pillar шансов получить «Грэмми» не больше, чем у Тая Сигалла или Джеффа Миллза — не потому, что они чем-то плохи, а потому,что премия про другое.
Альбом года
Скриптонит. «Дом с нормальными явлениями»
Тут без конкурентов — и не только потому, что год был относительно бедный на хорошие русские пластинки, но и потому, что это абсолютно жанроопределяющая пластинка, которая и правда переворачивает игру. Во-первых, как и в последние годы в Америке, здесь рэп понимается как универсальная рамка, вмещающая в себя примерно всю остальную поп-музыку. В одной песне «Вечеринка» больше настоящего рок-н-ролла, чем во всём текущем ассортименте «Нашего радио». Во-вторых, у Скриптонита происходит полноценное становление своего музыкального языка, у которого есть корни, но есть и собственные отдельные грамматика, синтаксис и лексикон. И, конечно, это очень по-русски — высказываются на этом языке в основном про алкогольно-наркотический делириум. Хотя и по-казахски, наверное, тоже.
запись года
«Время и cтекло». «Имя 505»
Своего рода знамя возрождения русской поп-музыки украинскими руками: оптимальное сочетание злободневного звука, безотказно работающей мелодии и способности вписаться в существующие форматы без потери лица и модных одёжек. Продюсер Потап ещё в 2011 году, закрывая собой эпический номер «Афиши» про историю русской попсы, заявил, что собирается всех порвать и сделать новый шоу-бизнес — ну и вот вам.
Видео года
Ёлка. «Грею счастье»
Я вообще не очень люблю клипы как жанр и редко досматриваю их до конца. Этот досмотрел, и не раз. Ну и песня абсолютно **** (прекрасная. — Прим. ред.) — мне лично она даже больше нравится, чем «Имя 505». Но называть «Грею счастье» песней года было бы всё-таки не очень реалистично, а сюда она встаёт в самый раз.
Новый артист
Егор Крид
Я не знаю, проходил бы он по техническим критериям, но по факту, конечно, подходит. Совсем не являюсь поклонником этих песен, тем не менее странно было бы проигнорировать тот факт, что человек за год порвал все радиочастоты и, судя по всему, сильно изменил расклады в довольно замшелом мире эфирной попсы. Отдельно хочется отметить дико впечатляющий в этом смысле прогресс лейбла Black Star в последние годы — учитывая ещё и мощного персонажа по имени МС Дони, получается звёздный инкубатор не хуже какого-нибудь «Продюсерского центра Игоря Матвиенко» (и при этом гораздо остроумнее в смысле материала).
Артём Макарский
музыкальный журналист
Альбом года
Скриптонит. «Дом с нормальными явлениями»
С альбомом года я определился только под его конец, но с того времени слушаю практически каждый день. Казахский рэпер поёт о своём родном Павлодаре, в красках описывая происходящее в нём — но не про то, что там жизни нет и не будет, а что жизнь там есть, только она отличается от той, к которой привыкли слушатели. Скриптонит выбирает максимально простые слова, сам делает музыку и не боится использовать гитару — ощущение, будто смотришь кино, а не слушаешь альбом.
запись года
«Время и стекло». «Имя 505»
С песней немного сложнее — если посмотреть на номинантов «Грэмми», то как-то неловко выбирать малоизвестных музыкантов. Для кого-то это песня про «имя любимое моё», набившая оскомину, но действительно работающая как поп-хит. В ней есть несколько мелких деталей, которые не позволяют сказать, что это какая-то конвейерная, штампованная вещь — в первую очередь, думаю, это заслуга продюсера Потапа.
Видео года
Pompeya. «Liar»
Тут я даже соглашусь с премией JagerIndieAwards. Не буду говорить о том, насколько там всё аутентично, так как о 90-х мои воспоминания крайне расплывчаты, но видно, что люди делали этот клип с любовью к деталям. Как обычно говорят по таким поводам, «во-первых, это красиво».
Новый артист
InLensk
С лучшим новым исполнителем определиться очень сложно, но пусть это будет молодой парень из Екатеринбурга, у которого вышел EP на лейбле Николаса Джаара Other People. На первый взгляд, он играет классический IDM, как из 90-х, на второй — то есть после живых выступлений — оказывается, что не очень-то и классический, да ещё и очень танцевальный.
Юрий Сапрыкин
журналист, редакционный директор издательства
Moscow Times
Альбом года
Скриптонит. «Дом с нормальными явлениями»
Альбом молодого рэпера из Павлодара выходит за рамки хип-хопа, поп-культуры и вообще всех условностей здешней сцены: это странный и убедительный художественный мир, созданный средствами популярной музыки, ничего более впечатляющего на этом поле давно не появлялось.
запись года
«Время и стекло». «Имя 505»
Абсолютный поп-хит, глупый, наглый, привязчивый и блистательный трек, песня, которой будут маркированы воспоминания о 2015-м, нравится нам это или нет.
Новый артист
Oxxxymiron
И без того сильный артист выпрыгнул за год в совершенно другую лигу: Оксимирон выступает в шоу Ивана Урганта и собирает стадионы (причём все билеты проданы за неделю до), альбом «Горгород» разбирают на составляющие и впечатлительные школьницы, и серьёзные филологи, старшеклассники декламируют его тексты на уроках литературы — притом что сами тексты становятся всё резче и изощрённее. Если это не новый герой поколения, то кто тогда?
Лучший классический альбом
Антон Батагов. «Alle Menschen müssen sterben»
Вокруг Антона Батагова за последний год сложился некоторый культ: билеты на его концерты нужно покупать за несколько месяцев до события, в зале рядом сидят консерваторские бабушки и вчерашние посетители «Солянки», всё проходит в полной темноте и выглядит почти религиозным действом. При этом Батагов (спасибо лейблу Fancy Music) ещё и выпускает по нескольку альбомов в год. Самый сильный из последних — запись музыки немецкого композитора XVII века Иоганна Пахельбеля, в которой каждая нота имеет особый вес, смысл и оказывается законченным высказыванием о том, что каждый из нас смертен и находит в этой мысли утешение и свет.
Специального упоминания заслуживает вышедшая в минувшем году книга Феликса Сандалова «Формейшен». История локальной субкультуры, сложившейся в 90-е вокруг группы «Соломенные еноты», лучшая книга о музыке за долгое время, гимн тотальному нонконформизму — в логике которого лучшим ответом на все вопросы, которые ставит эпоха, оказывается твёрдое «нет».
Глеб Лисичкин
музыкальный менеджер, сооснователь компании
Kometa Music
Альбом года
Oxxxymiron. «Горгород»
По поводу Оксимирона высказался уже каждый. Выбираю его потому, что это глубокий, мужской и долгожданный альбом.
запись года
«Время и стекло». «Имя 505»
Вообще в этом году украинская сцена поднялась на какую-то небывалую высоту, в том числе и в плане не политангажированной, а легковесной музыки. Сюда же можно добавить певицу Onuka, которая ярчайшим образом показала, как можно эстетично сплести гуцульские трембиты с красивой поп-музыкой.
Видео года
«СБПЧ». «Стамбул»
Чрезвычайно приятно смотреть, как работают вместе два гения, а Кирилла Иванова и Павла Самохвалова я считаю как раз такими. В принципе, можно взять любой клип «СБПЧ»: в этом году они постарались.
Новый артист
Сергей Сироткин
Здесь я соглашусь с выбором моих коллег и тысяч пользователей, которые дали Серёже Гран-при на Jagermeister Indie Awards.
Обложка: Скриптонит