Стопудовый оптимист: Как Four Tet прощается с 2010-ми Новый альбом музыканта «Sixteen Oceans» как терапевтическая попытка взглянуть назад
«Мой новый альбом выйдет сегодня в полночь. Довольно странно говорить об этом сейчас, когда во всем мире настали дикие времена. Но, когда вещи вокруг становятся напряженными, я всегда ухожу в музыку. Так что я надеюсь, что этот релиз кому-то поможет» — так Киран Хебден, он же Four Tet, прокомментировал в твиттере выход своего нового альбома «Sixteen Oceans». Как и в случае с тремя предыдущими альбомами музыканта, он лишил журналистов возможности послушать альбом заранее, предпочтя ощущение совместного опыта для любителей музыки по всему миру. Всю свою карьеру он был одним из главных оптимистов в электронной музыке — начиная с ориентированных на джазовые семплы первых альбомов и продолжая слегка игрушечной, фальшиво-наивной электроникой, которой он и привлек внимание критиков в нулевых, он всегда делал музыку, в которой есть место какой-то необходимой легкости, не натужной, но насущной вере в лучшее.
Текст
Артем Макарский
«Sixteen Oceans» легко назвать добрым альбомом для сложных времен, и действительно, сейчас, кажется, даже самые близкие по духу Хебдену музыканты ушли либо в серьезность (Floating Points), либо в светлую грусть (Caribou). Four Tet же все еще предпочитает балансировать между техничной электроникой и задающими настроение колокольчиками и дудочками, предпочитает находить красоту в мире вокруг — как и на прошлом альбоме «New Energy», многое здесь построено на звуках, записанных на диктофон айфона: в основном это пение птиц, голоса родных, звуки природы, все, что заставляет чувствовать тебя лучше, что поможет напомнить тебе о том, что мир все еще не так плох, несмотря на то что пишут в новостях.
Как и на «New Energy», многое здесь построено на интерлюдиях, но они не плавно позволяют перетекать трекам из одного в другой, а, наоборот, создают ощущение фрагментарности, отсутствия цельности. Это явно нарочное решение перейти к рваному повествованию — в одной из коротких зарисовок, «ISTM», звуки неопределенного парка быстро обрываются, оставляя звуки пианино в полной тишине. Некоторые из них работают как воспоминания, как изящные виньетки: будь то пролетающие мимо пузыри или одна из репетиций группы Хебдена Fridge; они не работают на развитие нарратива «Sixteen Oceans», а лишь показывают чуть больше внутреннего мира музыканта. Несмотря на то что уже «New Energy» некоторые критики называли своеобразной квинтэссенцией дискографии музыканта, именно «Sixteen Oceans» кажется взглядом Хебдена назад, проведением некой черты — указывает на это и название трека «4T Recordings», первого сольного псевдонима музыканта.
Хебден вспоминает далеко не все. Здесь можно найти и гэридж («Baby» с нарезанным на семплы вокалом певицы Элли Гулдинг), и эмбиент (в основном в конце альбома), и техно («School»), и хип-хоп («Teenage Birdsong»), и хаус («Insects Near Piha Beach»), и даже немного влияния транса («Love Salad») — но у всего этого есть узнаваемый, иногда до боли, почерк Хебдена; скорее, можно говорить о том, что Four Tet прощается с 2010-ми, чрезвычайно успешным для него десятилетием. После переходного мини-альбома «Ringer» музыкант открыл себя хаусу и техно, которых долгое время считал простыми жанрами — и, начиная с альбома «There Is Love In You», успешно совместил свой инструментарий с прямой бочкой. На «Beautiful Rewind» он обратился к индийской музыке на пластинках, которые ему завещал его дед, — поиск корней продолжился на медитативном монументальном альбоме «Morning/Evening». «New Energy» был еще более доступным для слушателя — и «Sixteen Oceans» продолжает, конечно, в первую очередь именно его наработки, но как будто бы сильнее разворачивается в сторону танцпола.
При этом кажется, что музыка, выпущенная им за последние пару лет под непроизносимым псевдонимом ⣎⡇ꉺლ༽இ•̛)ྀ◞ ༎ຶ ༽ৣৢ؞ৢ؞ؖ ꉺლ, была чуть более экспериментальной, однако стоит все-таки обратить внимание на слова Four Tet о терапевтической силе музыки. Нельзя не отметить, что на «Beautiful Rewind» был трек, посвященный скончавшейся бабушке музыканта, «Ba Teaches Yoga» — в то время как «Sixteen Oceans» завершается треком «Mama Teaches Sanskrit». Критика не место для спекуляций, но, какие бы события в жизни Хебдена ни предварял выход «Sixteen Oceans», по самому альбому заметно, что музыка здесь призвана помочь, утешить и попытаться что-то о мире объяснить. Как минимум самому музыканту. Но, конечно, он прав: эта музыка явно поможет кому-то еще.
Обложка: Text Records