19 января, среда
Москва
Войти

«Лоно»: Откровенный фем-панк из Петербурга Вокалистка группы Катя Валера — о сингле «Я обязательно выживу», искренности и разговорах с родителями

«Лоно»: Откровенный фем-панк из Петербурга

Катя Валера считала, что ей слишком много лет для панк-рока. Хотя на тот момент ей, студентке экономфака, переехавшей из Читы в Питер и попавшей в местную эмо-сцену, только-только исполнилось 20. «После фестиваля „Тройка“, который был на „Электрозаводе“, я поняла, что теперь это мое, это мой дом и я этому всему принадлежу, — вспоминает в разговоре со мной теперь уже 25-летняя Катя. — Потом, году в 2016-м, у меня начали появляться первые мысли, что было бы прикольно тоже начать что-то делать [в плане музыки]. Но мне казалось, что все мои друзья с десяти лет на гитаре играют, а я вообще ничего не умею».

Не помогала и отнимавшая много сил учеба. Только после окончания университета (он, к слову, особо не пригодился: до недавнего времени Катя работала в рекламном агентстве, сейчас отдыхает) в 2019 году, когда у Кати появились силы и она влилась в петербургскую команду организаторов благотворительного фестиваля «Не виновата», мысли о музыке вернулись к ней снова. Осталось как-то избавиться от проблемы отсутствия навыков. С этим помогла разобраться Лена Кузнецова из группы «Позоры», которая в тот момент как раз начала делать женский панк в России угрозой. «Мы с ней что-то обсуждали, я говорю: „Блин, было бы так прикольно петь в группе, но я ничего не умею, я никогда не пела“, — рассказывает Катя. — И она такая: „Так не надо ничего уметь“. — Я такая: „О-о-о“». (Что может быть большим панком, чем это? Ничего.)

«Лоно» — «Я обязательно выживу»

Потом Катя увидела в сториз, что Лиза Мария Заславская («Сердоболь») решила собрать девичью группу и что ей нужна вокалистка. Девушки списались, к группе присоединились барабанщица Мария Трофимчук и басистка Полина Кошечкина, и все сложилось. Получившийся в результате макси-сингл «Я люблю себя» мог вполне потянуть на манифест нового российского фем-панка.

Три нарочито абразивных и злых песни о панках-сексистах («Я-я в панке десять лет, я знаю лучше, я сделал больше, — считалкой пропевает Катя, прежде чем группа обрушится на слушателя стеной звука, — ЧЕМ ТЫ!»), психологических фрустрациях («Закрываю дверь на четыре замка — возвращаюсь, ЗАКРЫТО НА ДВА!») и, собственно, любви к себе («Я не люблю тебя, гондон, я люблю себя») подкупали непривычной для русской музыки прямолинейной откровенностью — там, где другой автор обернул бы все в три слоя метафор, Катя обходится повествованием от первого лица и историями из своего опыта.

Изначально это было от неопытности («Я даже начала переживать, что все пишут метафорами, а я не умею, и это минус».), но потом стало осознанной установкой. «Я поняла, что для меня самой как будто интереснее слушать песни, в которых понятно, что происходит, есть сюжет. Я реально пишу про себя, про свой опыт, то, что я чувствую, и это проще сказать прямо. Ну и я просто такой человек, как открытая книга, и в других людях это тоже ценю. Мне очень нравится все понимать, чтобы не было загадочности. Круто, когда все всё про друг друга понимают».

Пик этого подхода — песня «Ты это знаешь» с EP «Дискинезия» (название тоже неслучайное: в тот год Кате диагностировали это неприятное расстройство, приходилось сидеть на дурацкой диете, ну, все знают, «какой-то там стол», табличка в кабинете гастроэнтеролога, но выбрали его «по приколу», у «Лоно» вообще много юмора), вышедшего через некоторое время после «Я люблю себя». Длинная по меркам «Лоно» — почти трехминутный шумовой эмо-боевик «Ты это знаешь» — многословная песня-веритé, составленная из цитат родителей Кати, которые она записала после большой ссоры с ними. Жесткая, тяжелая штука: «Откажусь от тебя, ведь ты отдалилась. Ты помнишь, в 12 лет ты отдалилась? Зачем, зачем ты забилась?», «Мы не будем тобой гордиться, без детей твоя жизнь не имеет смысла. Нам стыдно, нам очень-очень стыдно».

«Был просто гигантский разговор, который длился, наверное, часа три, который я еще несколько дней просто не могла выкинуть из головы своей. Я записала это в заметку, потому что подумала: мне надо это не забыть, чтобы я смогла это потом обсудить с психотерапевтом. У меня эта заметка осталась, и как-то, когда мы писали какой-то музон на репе, я говорю: „Блин, слушайте, у меня есть такая заметка, может быть, мы положим это на музыку?“ И все такие: „Да, давай!“»

«Лоно»: вверху — Лиза Мария Заславская, Полина Кошечкина; в центре — Катя Валера; внизу — Мария Трофимчук

Опытный музыкант бы сказал — не лучшая идея. Превращать свои личные проблемы в песни — тяжело, и иногда от этого становится хуже, ведь ты раз за разом должен выходить на сцену и ворошить старое. Не говоря уже о том, что не каждому человеку будет интересно такое слушать. (Я, например, не девушка, мои родители никогда меня особенно не отчитывали и в принципе рады тому, что у меня просто есть работа — и даже неплохая! — и жилье. Никаких завышенных ожиданий.) Но в случае с «Ты это знаешь» все сработало — и для Кати, и для слушателей.

«Все, конечно, всё время говорили, что они плачут под эту песню, и мне самой сперва было очень тяжело ее петь, — вспоминает Катя. — Там и у меня, и у девчонок были мурашки просто от осознания того, что это реальные слова. Но потом у этой песни появился терапевтический эффект, потому что я так часто повторяла эти слова, что для меня они уже ничего не значат».

Что-то терапевтическое есть и в последнем сингле «Лоно» «Я обязательно выживу» (да, это отсылка к мему с котенком). Изначально она задумывалась как смешная: «Моя подруга то ли запостила в сториз, то ли написала мне лично: „Я обязательно выживу в этой жаре внутри и снаружи“. И мне именно понравилась фраза про: „в жаре внутри и снаружи“. Я подумала, ладно, „я обязательно выживу“ — тоже смешно, хочу написать про это песню». Вышло в итоге совсем не смешно: песня писалась в разгар летних протестов в Беларуси, а вышла в момент даже не разочарования, а ощущения бессилия после протестов в России. «Активизм больше не кажется выходом — у меня на него просто нет сил. Горячий воздух под маску выдохну — не смотря на массивы парных могил».

Катя просит не связывать эти строчки с последними митингами, ее они скорее воодушевляют, а в песне речь идет про фем-активизм: «У меня был период, когда я очень четко ощущала, что у меня нет сил никому ничего доказывать, нет сил вообще что-либо делать, но это касалось именно фем-активизма». Но контекст штука такая. С другой стороны, можно вспомнить, что тот мем с котенком, который неожиданно вновь всплыл в Twitter (где Катя тоже сидит уже десять лет) во время первого прошлогоднего локдауна, в инвертированной логике этой соцсети вообще-то приобрел ободряющий мотив, стал таким криком отчаяния: «Уж я-то, *****, точно выживу!»

«Я обязательно выживу», — душераздирающе протягивает вся группа в припеве. И ты в этом почему-то совсем не сомневаешься.

Фотографии: ЛОНО / Дарья Пискарева

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»
«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной» Как Лена Кузнецова из групп «Позоры» и «Вхоре» делает (женский) панк угрозой
«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»

«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»
Как Лена Кузнецова из групп «Позоры» и «Вхоре» делает (женский) панк угрозой

Как устроен фестиваль «Не виновата», который одновременно пройдет в 40 городах
Как устроен фестиваль «Не виновата», который одновременно пройдет в 40 городах Вся прибыль с него пойдет фондам помощи жертвам домашнего насилия
Как устроен фестиваль «Не виновата», который одновременно пройдет в 40 городах

Как устроен фестиваль «Не виновата», который одновременно пройдет в 40 городах
Вся прибыль с него пойдет фондам помощи жертвам домашнего насилия

«******* [задолбали] маски, ****** [задолбал] Илон Маск»: Как нойз-рокеры Jars озвучили 2020-й
«******* [задолбали] маски, ****** [задолбал] Илон Маск»: Как нойз-рокеры Jars озвучили 2020-й
«******* [задолбали] маски, ****** [задолбал] Илон Маск»: Как нойз-рокеры Jars озвучили 2020-й

«******* [задолбали] маски, ****** [задолбал] Илон Маск»: Как нойз-рокеры Jars озвучили 2020-й

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду

Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»

Первая полоса

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина

Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом
Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом
Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом

Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду
Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду
Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду

Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду

Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»
Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце» Алиса Таёжная — о главном фильме этой зимы
Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»

Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»
Алиса Таёжная — о главном фильме этой зимы

«Спасите мою душу»:
С чем боролись художники, создавая свои работы
Спецпроект
«Спасите мою душу»: С чем боролись художники, создавая свои работы
«Спасите мою душу»:
С чем боролись художники, создавая свои работы
Спецпроект

«Спасите мою душу»: С чем боролись художники, создавая свои работы

Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом
Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом
Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом

Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом

Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса
Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса Выяснили, стоит ли судиться в такой ситуации
Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса

Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса
Выяснили, стоит ли судиться в такой ситуации

«Пять гребаных лет за говно»
«Пять гребаных лет за говно» Что пишут в соцсетях про уголовное дело против автора инсталляции в виде какашки
«Пять гребаных лет за говно»

«Пять гребаных лет за говно»
Что пишут в соцсетях про уголовное дело против автора инсталляции в виде какашки

Как обсуждать повышение зарплаты
Как обсуждать повышение зарплаты Чтобы не поссориться с начальником и добиться своего
Как обсуждать повышение зарплаты

Как обсуждать повышение зарплаты
Чтобы не поссориться с начальником и добиться своего

Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар
Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар
Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар

Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар

В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок
Спецпроект
В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок
В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок
Спецпроект

В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок

Ограничивать время в соцсетях
Ограничивать время в соцсетях Чтобы больше успевать и сохранять душевное равновесие
Ограничивать время в соцсетях

Ограничивать время в соцсетях
Чтобы больше успевать и сохранять душевное равновесие

Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты
Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты
Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты

Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты

Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»
Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»
Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

Загадки Центрального телеграфа
Спецпроект
Загадки Центрального телеграфа От главного пункта связи страны до праздничной иллюминации
Загадки Центрального телеграфа
Спецпроект

Загадки Центрального телеграфа
От главного пункта связи страны до праздничной иллюминации

«Орнитология», Макбет и книга про лес
«Орнитология», Макбет и книга про лес Что слушать, смотреть и читать на выходных
«Орнитология», Макбет и книга про лес

«Орнитология», Макбет и книга про лес
Что слушать, смотреть и читать на выходных

Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs
Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs
Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs

Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs

Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности
Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности
Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности

Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности

Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»
Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»
Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»

Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»

Подпишитесь на рассылку