25 октября, воскресенье
Москва
Войти

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас) На своем совместном альбоме «Снова возвращаюсь домой»

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)

Москва, прошлый четверг. Я сижу на кухне и пью чайный сбор под названием «Эликсир молодости», привезенный двумя третями группы «Пасош» из Нальчика, где они выступили с акустическим концертом на фестивале «Платформа». Гитарист Кирилл Городний готовит суп, остальные опаздывают. Для меня, как для человека, отъездившего с ними полтора тура, — это дело привычное. Злиться не на что, потому что мы никуда не спешим, но в это время в Санкт-Петербурге нас в Zoom ждет вокалист «Увулы» Леша Августовский. Повод — записанный совместно с ним альбом под названием «Снова возвращаюсь домой». Как говорят сами музыканты, они воспринимают запись в первую очередь как то, что сыграла группа из четырех человек, однако название «Пасош & Увула» заставляет задуматься о том, кого на альбоме больше.

Действительно совместный альбом

Несмотря на то, что лирический герой «Пасош» взрослеет с каждой записью, эликсир молодости — это то, что он явно хотел бы найти: уже на прошлом альбоме среди прочих проблем у него появились больные спина и желудок. На «Снова возвращаюсь домой» нет таких примет возраста, однако вокалист и басист «Пасош» Петар Мартич в какой-то момент нашего разговора говорит о параллели нового альбома с их вторым. На «21» у героя только начиналась серьезная жизнь, и он думал, что что-то должно поменяться, а теперь понимает, что ничего не происходит по щелчку и не становится понятнее. Мартич время от времени словно цитирует сам себя, подтверждая эту статичность, Городний добавляет, что их товарищ Евгений Алёхин из «Макулатуры» как-то раз сказал им, что после тридцати все же становится чуточку проще. Все ненадолго замолкают, потому что никому из присутствующих тридцати еще нет.

Больше всего от «Увулы» в альбоме звука. Это замечаю я и отмечают сами музыканты. Если записи «Пасош» редко уходят от конкретики, как в текстах, так и в звуке, то здесь звук полон воздуха, ревера, он стал более абстрактным, и поначалу слышать знакомые голос и гитару в таком варианте довольно непривычно. Я полюбил «Снова возвращаюсь домой» не с первого раза. Совместные записи современных гитарных групп обычно отдают какой-то необязательностью, как в том, что вместе сделали Cloud Nothings и Wavves, или одна группа просто поглощает другую, как произошло с Naked Giants, на время ставших участниками Car Seat Headrest. Здесь нет ничего подобного — эта запись кажется действительно совместной. 

«Нормально иногда чувствовать себя плохо»

Санкт-Петербург. Этот вторник. Я задаю Августовскому вопрос, который не успел задать во время прошлого интервью: насколько работа с «Пасош» отличалась от того, что он делает каждый год — у группы уже выходили записи с  Saluki, «Источником» и Foresteppe. Выясняется, что они были сделаны из демо-записей и преимущественно с использованием компьютера, в то время как альбом с «Пасош» записывался в студии. Это новый для него опыт, и вырос он из совместных демок, записанных у Городнего дома вместе с Августовским (на тот момент они жили по соседству). Каждая из песен придумана кем-то из них, после чего уже доведена до ума сначала при помощи демо-версии, записанной в Garage Band, а затем вместе с Мартичем и барабанщиком группы, Гришей Драчем в Powerhouse. Эти демо-версии были созданы в Москве, но затем в дело вступил Петербург.

Августовский говорит, что идея поездки на запись в Петербург сработала: это дало альтернативное восприятие музыке, записанной в Москве. Как он формулирует, «смена обстановки дала положительные дополнительные импульсы». К тому же, он и так каждое лето он проводит в городе с целью записи с «Увулой» (Августовский живет и учится в Москве, в то время как большая часть группы продолжает оставаться в Петербурге). Поэтому это время, когда «место встречи изменить нельзя»: время репетиций, придумывания новых песен, их аранжировок, время лучшего понимания нового материала. Немного этого времени пришлось потратить и на запись с «Пасош», однако работали они на легендарной студии «Добролет», где записывается Августовский, и работали со звукорежиссером «Увулы» Матвеем Авериным. Вокал музыканты записали на Финском заливе дома у Аверина, и Мартич говорит о том, что природа дала ему сил для написания текстов. Интересным образом, залив и Москва, упоминаемые на альбоме, словно зеркалят друг друга, показывают, что эта история сделана практически пополам. Для тех нетерпеливых, кто уже ждет новых записей, Августовский отмечает, что новый материал «Увулы» не выйдет в этом году, хотя его планируется записать, примерно то же говорят и его коллеги из «Пасош»: придуманный весной во время джем-сессий в Белграде новый альбом будет записываться осенью и выйдет только в первой половине следующего года.

Подобные параллели и схожести можно находить еще долго — сам Августовский отмечает, что если альбом начинается со слов Мартича, то заканчивается словами Леши. Мартич добавляет, что для него самого закольцовываются первая и последняя песни: если в первой он поет о том, как сложно принимать важные жизненные решения в те моменты, когда все вокруг бегут, то в последней — о том, как важно бывает просто закрыть глаза и подышать. Он также говорит о важности того, что проживаемый и описываемый им опыт не уникален: «Все через это проходят. Все думают, что … [плохое] происходит только с ними и думают, что только они неуверенные, только они грустят, и только они одиноки. Но в том или ином виде это происходит у всех. И это нормально. Нормально иногда чувствовать себя плохо. Главное — не утонуть в этом, понять, что ты не один». Августовский под конец интервью похожим образом отвечает на мой вопрос о вещах, которые он намеренно не пускает в музыку — о том, что он чувствует свою ответственность за сказанное перед слушателями и то, как оно может повлиять на людей.

«Коронавирус напомнил людям о том, что они занимаются музыкой не только чтобы продавать билеты на концерты»

Дух совместной работы, полной импульсов, эйфории и энергии чувствуется на «Снова возвращаюсь домой» с самого начала и благодаря хору, где все четыре музыканта проникновенно поют «все не так», в одноименной песне. Эта общность вообще кажется важной темой если и не для российской музыки в этом году, то как минимум для участников записи, в первую очередь, для Городнего, Мартича и Драча, основавших в начале года лейбл «Домашняя работа», на котором и выпущен альбом. В конце прошлого года Городний, подводя итоги года в местной музыке, написал, что сцена теперь кажется ему окончательно разобщенной, довольно сложно в таком контексте не рассматривать появление «Работы» как реакцию на это. Сейчас Кирилл настроен более оптимистично: «В этом году изменения, как ни странно, происходят в лучшую сторону. История с коронавирусом и с карантином, в частности, напомнила людям о том, что они занимаются музыкой не только ради того, чтобы продавать билеты на свои концерты».

Мартич добавляет, что оператор Никита Зеленый, съездивший на запись альбома в Петербург, уже снимает клипы другим музыкантам лейбла, а художница и арт-директорка лейбла Наташа Гончарова — начала работать с исполнительницей «Ушко». Сообщество и нетворкинг дают свои плоды, и одним из самых главных сейчас кажется «Снова возвращаюсь домой», работа над которым началась после выхода Августовского с самоизоляции. 

Отголоски карантина чувствуются на «Снова возвращаюсь домой», но только в паре строчек: в заглавной песне Августовский поет «Мы пропадаем в лесах, воем от закрытых границ, все, что нам было так важно, сузилось до единиц». Однако главное высказывание на альбоме о духе времени на альбоме — это «Стоп-слово», набросок для которой написал Августовский: «Слово „нельзя“ — мир вокруг тебя». Как и в случае песни «Несчастный случай», он выделяет ее как нетипичную для себя, вдохновленную тем, что он в последнее время слушает: эмо-вайоленс, Swans, Have a Nice Life и Unwound — на медленный пост-хардкор в духе последних песня похоже больше всего. Песня рассказывает о важности объединения против неправды: «Это, отчасти, наша задача — использовать свое мнение и свою готовность высказаться не просто для привлечения внимания к проблемам, а для разумного объединения. Для того, чтобы люди чувствовали, что они не одни. И если они чувствуют несправедливость, то они должны объединяться с теми, кто будет им помогать переживать и преодолевать это».

Мартич говорит о «Стоп-слове» как о социальном комментарии со стороны Августовского (практически у каждой песни на альбоме был ответственный автор, либо Мартич, либо Августовский, он и предлагал основную идею, после чего оба брались за нее с разных сторон). Постоянно отказывавшийся от политических трактовок одной из самых популярных песен «Пасош», «Россия», Петар говорит о том, что песня далась ему достаточно трудно, поскольку опыта в высказываниях подобного рода у него практически не было. Переписанный несколько раз текст никак не получался, пока не произошли события в Сербии, где карантин сняли только ради выборов, а люди вышли на демонстрации против правящей Прогрессивной партии. На этой эмоциональной волне и были написаны его строчки для песни («Я хочу, чтобы не было чувства, что плюют на то, что мне важно», — отрывисто поет он ближе к концу). Изначально была идея выпустить песню синглом и гораздо раньше, но общим решением было принято, что было бы лучше вплести ее в контекст альбома.

«Для вас нет других людей, нужен пустой город»

«Снова возвращаюсь домой» — это эксперимент, авантюра как для «Пасош», так и для «Увулы», одних из самых популярных гитарных групп в России (обе питают силы в родном для них городе и поют о простых сложностях). У них разный подход как к созданию демо-записей и текстов, так и к записи, и удивительно, что альбом действительно выходит, а группа сыграет в таком составе пять концертов, добавив к восьми вышедшим песням еще пару каверов на, соответственно, «Пасош» и «Увулу» (в какой-то момент музыканты оговариваются о паре не доведенных до ума набросков, которые не стали песнями, однако их слушатели если и услышат, то явно нескоро).

Что будет после них, как примут слушатели то, что вышло сегодня, наконец, сподвигнет ли отклик слушателей музыкантов на что-то еще — непонятно. Пока же можно сказать, что у четверых музыкантов получилось сделать настоящий памятник лету 2020: начатый в июне, записанный в июле и сведенный в августе альбом словно вбирает в себя все грани этого полного событий и поворотов времени. «Когда ты в кругу друзей, вам не нужно много, — поет Августовский в „Ночной смене“, одной из лучших песен с альбома. — Для вас нет других людей, нужен пустой город». 

Дом, как известно, это место, где тебя любят и ждут, но иногда, чтобы выйти из зоны комфорта, нужно выйти оттуда, дойти до твоего соседа, достать две гитары и начать играть.


Фотографии: Домашняя работа

Share
1
скопировать ссылку

Читайте также:

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции
Любимое место

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полицииОдна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции
Любимое место

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции Одна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе

«Увула»: «Хочется иметь шанс удалить „ВКонтакте“ и нигде не появляться»
Интервью
«Увула»: «Хочется иметь шанс удалить „ВКонтакте“ и нигде не появляться»Алексей Августовский — о новом ЕР «Увулы», политике и одиночестве
«Увула»: «Хочется иметь шанс удалить „ВКонтакте“ и нигде не появляться»
Интервью

«Увула»: «Хочется иметь шанс удалить „ВКонтакте“ и нигде не появляться» Алексей Августовский — о новом ЕР «Увулы», политике и одиночестве

Расел из «Спасибо» и Кирилл из «Пасош» объясняют, зачем они сделали новую группу «Семинар»
Новая музыка
Расел из «Спасибо» и Кирилл из «Пасош» объясняют, зачем они сделали новую группу «Семинар»«Я тысячу лет не испытывал ощущения, что делать музыку — это легко и весело»
Расел из «Спасибо» и Кирилл из «Пасош» объясняют, зачем они сделали новую группу «Семинар»
Новая музыка

Расел из «Спасибо» и Кирилл из «Пасош» объясняют, зачем они сделали новую группу «Семинар» «Я тысячу лет не испытывал ощущения, что делать музыку — это легко и весело»

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции
Любимое место

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полицииОдна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции
Любимое место

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции Одна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе

«Увула»: «Хочется иметь шанс удалить „ВКонтакте“ и нигде не появляться»
Интервью
«Увула»: «Хочется иметь шанс удалить „ВКонтакте“ и нигде не появляться»Алексей Августовский — о новом ЕР «Увулы», политике и одиночестве
«Увула»: «Хочется иметь шанс удалить „ВКонтакте“ и нигде не появляться»
Интервью

«Увула»: «Хочется иметь шанс удалить „ВКонтакте“ и нигде не появляться» Алексей Августовский — о новом ЕР «Увулы», политике и одиночестве

Расел из «Спасибо» и Кирилл из «Пасош» объясняют, зачем они сделали новую группу «Семинар»
Новая музыка
Расел из «Спасибо» и Кирилл из «Пасош» объясняют, зачем они сделали новую группу «Семинар»«Я тысячу лет не испытывал ощущения, что делать музыку — это легко и весело»
Расел из «Спасибо» и Кирилл из «Пасош» объясняют, зачем они сделали новую группу «Семинар»
Новая музыка

Расел из «Спасибо» и Кирилл из «Пасош» объясняют, зачем они сделали новую группу «Семинар» «Я тысячу лет не испытывал ощущения, что делать музыку — это легко и весело»

Комментарии

1 комментарий
Показать

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходной

Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком

Было — стало: Как изменилась Москва при Собянине

Как петербурженка запустила услугу по экологичному разбору квартир от хлама

«Последняя капля»: Не лучший фильм Софии Копполы о дружбе взрослой дочери и пожилого отца

Первая полоса

Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходной
Фоторепортаж
Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходнойИ не стала
Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходной
Фоторепортаж

Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходной И не стала

Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком
Гид The Village
Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим каткомВ чем собянинская Москва обогнала мир (по мнению мэра)
Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком
Гид The Village

Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком В чем собянинская Москва обогнала мир (по мнению мэра)

Было — стало: Как изменилась Москва при Собянине
Город
Было — стало: Как изменилась Москва при Собянине Средняя зарплата, количество митингующих и число храмов
Было — стало: Как изменилась Москва при Собянине
Город

Было — стало: Как изменилась Москва при Собянине Средняя зарплата, количество митингующих и число храмов

Как петербурженка запустила услугу по экологичному разбору квартир от хлама
Личный опыт
Как петербурженка запустила услугу по экологичному разбору квартир от хлама
Как петербурженка запустила услугу по экологичному разбору квартир от хлама
Личный опыт

Как петербурженка запустила услугу по экологичному разбору квартир от хлама

«Последняя капля»: Не лучший фильм Софии Копполы о дружбе взрослой дочери и пожилого отца
Фильмы недели
«Последняя капля»: Не лучший фильм Софии Копполы о дружбе взрослой дочери и пожилого отцаС 23 октября на Apple TV+
«Последняя капля»: Не лучший фильм Софии Копполы о дружбе взрослой дочери и пожилого отца
Фильмы недели

«Последняя капля»: Не лучший фильм Софии Копполы о дружбе взрослой дочери и пожилого отца С 23 октября на Apple TV+

Что скрывает «Внутри Лапенко»? Ищем в сериале отсылки к киноклассике
Сериалы
Что скрывает «Внутри Лапенко»? Ищем в сериале отсылки к киноклассике Тарантино, Дэвид Линч и «Бандитский Петербург»
Что скрывает «Внутри Лапенко»? Ищем в сериале отсылки к киноклассике
Сериалы

Что скрывает «Внутри Лапенко»? Ищем в сериале отсылки к киноклассике Тарантино, Дэвид Линч и «Бандитский Петербург»

Все по 300 рублей в «Зарядье», новый гастромаркет на Тишинке и бар-теплица на Кузнецком Мосту
Открытия недели
Все по 300 рублей в «Зарядье», новый гастромаркет на Тишинке и бар-теплица на Кузнецком Мосту
Все по 300 рублей в «Зарядье», новый гастромаркет на Тишинке и бар-теплица на Кузнецком Мосту
Открытия недели

Все по 300 рублей в «Зарядье», новый гастромаркет на Тишинке и бар-теплица на Кузнецком Мосту

«Третье место»: Как будет устроено общественное пространство в особняке Лопухиных-Нарышкиных в Петербурге
Общественные пространства
«Третье место»: Как будет устроено общественное пространство в особняке Лопухиных-Нарышкиных в Петербурге
«Третье место»: Как будет устроено общественное пространство в особняке Лопухиных-Нарышкиных в Петербурге
Общественные пространства

«Третье место»: Как будет устроено общественное пространство в особняке Лопухиных-Нарышкиных в Петербурге

Первый магазин & Other Stories в «Метрополисе»
Новое место
Первый магазин & Other Stories в «Метрополисе»
Первый магазин & Other Stories в «Метрополисе»
Новое место

Первый магазин & Other Stories в «Метрополисе»

Не переедать
Хорошая привычка
Не переедатьЧтобы сохранить здоровье
Не переедать
Хорошая привычка

Не переедать Чтобы сохранить здоровье

Сергей Собянин: «Мы в Москве делаем всё что хотим»
Интервью
Сергей Собянин: «Мы в Москве делаем всё что хотим» Интервью 2013 года о платных парковках, давках в метро, спальных районах и митингах
Сергей Собянин: «Мы в Москве делаем всё что хотим»
Интервью

Сергей Собянин: «Мы в Москве делаем всё что хотим» Интервью 2013 года о платных парковках, давках в метро, спальных районах и митингах

«Медиазона»-69: Как на самом деле проходил суд над «чикагской семеркой»
Кино
«Медиазона»-69: Как на самом деле проходил суд над «чикагской семеркой»
«Медиазона»-69: Как на самом деле проходил суд над «чикагской семеркой»
Кино

«Медиазона»-69: Как на самом деле проходил суд над «чикагской семеркой»

Что гостиницы предлагают горожанам во время пандемии
Менеджмент
Что гостиницы предлагают горожанам во время пандемииНомера для работы на удаленке и усиленная дезинфекция
Что гостиницы предлагают горожанам во время пандемии
Менеджмент

Что гостиницы предлагают горожанам во время пандемии Номера для работы на удаленке и усиленная дезинфекция

Пруд-челлендж: «Как я объехала все пруды Москвы на велосипеде»
Личный опыт
Пруд-челлендж: «Как я объехала все пруды Москвы на велосипеде»Запятая, Шоколадка и Жужа
Пруд-челлендж: «Как я объехала все пруды Москвы на велосипеде»
Личный опыт

Пруд-челлендж: «Как я объехала все пруды Москвы на велосипеде» Запятая, Шоколадка и Жужа

«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц
Книга недели
«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц
«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц
Книга недели

«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц

Новый клип «Ады»: Старый капитан запускает радиоуправляемый кораблик, а хор девушек гоняется за собакой
Премьера
Новый клип «Ады»: Старый капитан запускает радиоуправляемый кораблик, а хор девушек гоняется за собакойПремьера на The Village
Новый клип «Ады»: Старый капитан запускает радиоуправляемый кораблик, а хор девушек гоняется за собакой
Премьера

Новый клип «Ады»: Старый капитан запускает радиоуправляемый кораблик, а хор девушек гоняется за собакой Премьера на The Village

7 спектаклей детского онлайн-фестиваля «Маршак»
Гид The Village
7 спектаклей детского онлайн-фестиваля «Маршак»Выбор куратора фестиваля
7 спектаклей детского онлайн-фестиваля «Маршак»
Гид The Village

7 спектаклей детского онлайн-фестиваля «Маршак» Выбор куратора фестиваля

Не дороже 500 рублей: Где есть бюджетные блюда с крабом в Москве
Гид The Village
Не дороже 500 рублей: Где есть бюджетные блюда с крабом в Москве
Не дороже 500 рублей: Где есть бюджетные блюда с крабом в Москве
Гид The Village

Не дороже 500 рублей: Где есть бюджетные блюда с крабом в Москве

Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»
Ситуация
Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»Лучшие места у начальников и борьба за диваны
Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»
Ситуация

Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити» Лучшие места у начальников и борьба за диваны

Как делают шоколад Mojo Cacao
Сделано в Москве
Как делают шоколад Mojo CacaoБез молока, сахара и даже заявленного в названии печенья
Как делают шоколад Mojo Cacao
Сделано в Москве

Как делают шоколад Mojo Cacao Без молока, сахара и даже заявленного в названии печенья

Подпишитесь на рассылку