1 августа, воскресенье
Москва
Войти

Как группа «Дэка» перепридумывает рейв 90-х Андрей Ли и Филипп Горбачев — о деревенской эстетике, мазуте на асфальте и о том, чем работа на звоннице схожа с афтепати

Как группа «Дэка» перепридумывает рейв 90-х

«Нам не нравится жизнь в ресторанах», — говорит московско-берлинский электронщик Филипп Горбачев, стоя на заснеженной улице поселка Николина Гора в Подмосковье, в котором он провел свое детство и работает звонарем, когда приезжает в Россию. Не самые очевидные слова (да и локация) для завсегдатая всех московских вечеринок и фестивалей от «Армы» до «Боли», но вполне соответствующие духу его нового проекта «Дэка», которым он занимается вместе с Андреем Ли (Obgon).

В конце 2018 года Ли и Горбачев, заручившись поддержкой Евгения Горбунова («Интурист», NRKTK, «ГШ»), Кати Шилоносовой («ГШ», Kate NV) и Котзи Брауна («Всигме»), выпустили первый альбом «Дэки» — десять песен про дальнобойщиков на трассе Киев — Москва, мазут на асфальте, кроссовки и таблетки. «Деревенская эстетика. Это то, что нас окружало, когда Фил приезжал в Россию. Он жил на Николиной Горе, а я жил в Болшеве — это все деревенские локации», — добавляет Ли. Действительно, какие уж тут рестораны. Из этого и вырастает звук «Дэки», доступный (самый, наверное, доступный из всех проектов Горбачева и Ли), но «максимально деревянный, чтобы снейр звучал как удар топором по бревну».

Накануне выхода первого клипа «Дэки» редактор The Village Сергей Голиков прогулялся с Ли и Горбачевым по Николиной Горе — от Дома культуры, где стоит рояль, на котором играл Святослав Рихтер, до Дипломатического пляжа и обратно.

Текст

Сергей Голиков

— Давайте начнем с простого: «Дека» или ДК? Что из этого вы имели в виду?

Андрей Ли: Правильно произносить «Дэка Москва». А в виду имели и то и другое: и ДК, и деку.

Филипп Горбачев: Это просто набор звуков. Если относиться к русскому языку в музыкальном контексте, как к чему-то, что развивается из поэзии, то есть некая линия, например от Хлебникова, когда смысл уходит от прикладного. Вот было слово «совхоз» в СССР, а у нас — «дэка», как результат нашего подхода к музыке, основанного на импровизации.

— Ты имеешь в виду какой-то психоакустический новояз?

Ф. Г.: Думаю, что мы как раз и являемся специалистами такого музыкального новояза.

А. Л.: Это как бросить ключи и послушать, какой они издадут звук. У нас этот звук получился такой.

— Как появилась идея совместного проекта? Вроде бы вы никогда до этого не играли вместе.

Ф. Г.: Мы собрались, только чтобы с Котзи (Котзи Браун — участник хип-хоперы «Копы в огне» и группы «Всигме». — Прим. ред.) зафитовать и выступить с ним.

А. Л.: Рано или поздно это должно было произойти, наше сотрудничество началось на самом деле гораздо раньше — с релизов на PG Tune совместных треков, но в этом случае хотелось полностью отойти от других своих проектов и угореть.

 Вы заперлись в студии и начали угорать?

Ф. Г.: Я позвонил Никите и Андрею из Берлина и сказал: «Давайте встретимся, я организую тут студию моднейшую, запишем новую группу, создадим проект под ключ». Потому что мне очень близка модель коллаборации, потому что лейбл Cómeme, на котором я впервые проявился как продюсер и выпустил свою первую пластинку, основан на бесконечных коллаборациях, совместном творчестве и переживании музыки, которая выходит на лейбле. Это не то же самое, что сидеть в своей студии в избе в лесу и что-то там сочинять, а потом отсылать демки. Это свидетельство совместной радости, разделенной между людьми. Ну, это ведь обычный подход — вся самая великая музыка XX века (по крайней мере, та, что мне нравится) была создана в контексте коллектива.

А. Л.: Весь процесс был чистейшей импровизацией, что важно для меня лично — понимать, например, где какие инструменты использовать, или где-то, может быть, вообще ничего не делать, и это тоже процесс твоей игры — не мешать. Найти верный баланс между музыкантами, которые впервые играют вместе.

— Вы сейчас описываете работу большого коллектива, но вас ведь всего трое было.

Ф. Г.: Участвовал Котзи Браун, Катя Шилоносова подпевала на одном из треков — в «Rush», там ее почти не слышно, но она там есть все равно. Еще Женя Горбунов на гитаре играл, и мой друг по проекту Исаак Йохан подыгрывал на гитаре в «Rush». В общем, песня полилась сразу. И правильный ритм подобрался, и правильное настроение, и все это продолжалось шесть дней. Огромный массив записей потом редактировался. Начались доработки, работа с моим товарищем Deadbeat из Канады — он в дабе и басе очень силен. И так постепенно, сохраняя дух оригинальной сессии, мы выпустили альбом. Песня лилась, и вот эти все слова, которые есть на записи, полились сами.

— И слова про «две таблетки, три таблетки» тоже?

Ф. Г.: Да, это прям запись с сессии. Впервые прозвучала и сразу записалась.

— Звучит она так, как будто в 1993-м под нее в белых перчатках рейверы танцевали.

Ф. Г.: Мы тогда смотреть много видео на ютьюбе — «Осторожно, модерн!», концерт группы «Акрополис» в Екатеринбурге, «Чугунный скороход». Как-то так сидели и балдели, пили чаек, вспоминали добрым словом музыку 90-х, где было много юмора и несерьезности.

А. Л.: Мы не на серьезных щах.

— А чем для вас были 90-е в музыке?

А. Л.: В 90-е я был одурманен поп-культурой, которая медленными порциями проникала тогда на телевидение Узбекистана — я ведь родился в Ташкенте. Видеокассеты какие-то были, альтернативная музыка, Майк Паттон, Nine Inch Nails...

— В Узбекистане показывали по телику Майка Паттона и Nine Inch Nails?

А. Л.: Было несколько передач, которые могли показать того же Майка Паттона, но потом им звонили из министерства культуры и говорили: «Э-э-э, ты че, кто это?»

— Было такое? На местном телевидении?

А. Л.: Да, это было местное телевидение и передачи, в которых могли показать один клип Faith No More между Backstreet Boys и ’N Sync, потому что все редакции были завалены письмами с просьбами «покажите нам Backstreet Boys».

Ф. Г.: У меня 90-е прошли на Николиной Горе, здесь тусовались Mad Dog, еще в первом составе, мама водила меня за ручку на старую «Горбушку» на концерт Einstürzende Neubauten или на The Smashing Pumpkins. Помню, я был совсем маленький, а вокруг все в цепях, на ирокезах, на платформах, в кожанах, и я думал: «Вот это круто!» Позже мои друзья начинали покупать первые техно-пластинки, делать вечеринки, играть винил, к нам заезжал в гости Мамонов с последним релизом Ninja Tune… Это настолько другие времена, что я даже не знаю, как о них вспоминать. Люди совершенно по-другому реагировали на информацию. Если ты видел чуваков на улице, которые выглядели клево, то можно было подойти к ним и обнаружить, что они действительно клевые. А сейчас можно и ошибиться. Подходишь, и оказывается, что разговор о музыке невозможен. Чтобы сейчас быть модным и иметь хороший вкус, большого ума не нужно. Полистал ленту, и все — ты уже диджей со вкусом.

А. Л.: Это как зайти в какой-то онлайн-магазин и купить там целиком модный лук. То же самое и с музыкой теперь можно сделать.

Ф. Г.: Это не плохо и не хорошо, просто это то, от чего я в своей жизни стараюсь избавляться. Мне кажется, самое печальное, что может произойти с творческой тусовкой моего поколения, — она окажется порабощена работой на интернет. Я хотел бы этому противостоять. Я хочу оттуда сбежать, полностью прекратить свое там появление. Моя сцена — это, например, девять утра в «Арме», а производить что-то для интернета — неблагодарное занятие. По крайней мере, я не умею это делать на таком уровне, чтобы это доставляло мне удовольствие. И как раз группа «Дэка» и являла собой образ свободы, вздоха воздуха, пропитанного ароматом полян, запахами совместной работы в студии. Из-за того, что мы так много проводили времени, мы скосили кучу часов сидения в инстаграме просто потому, что провели его друг с другом в студии. Это уже неплохо.

— Филипп, а что, кстати, с Рони Дугласом и Машей Майер

(вымышленных персонажах, двух альтер эго Филиппа Горбачева. — Прим. ред.)?

А. Л.: Да, они поженились в итоге?

Ф. Г.: Скажу, что оба они выполнили свои цели на 150 %. Они сейчас отдыхают.

— Андрей, а ты испытывал когда-нибудь похожую страсть к альтер эго?

А. Л.: В проекте «Дэка» я использую образ — его зовут Директор Всего, он классный, он тоже может дать интервью как-нибудь. Директор — это такой продюсер, который за бешеные бабки делает продакшен. Продакшен всего: мероприятия, мировоззрения. Но с ним нужно быть четким. Если уж подписался, то будь добр, выполняй все его указания.

 Ты подписался, Фил?

Ф. Г.: Я подписан. Моя воля в руках Директора.

 А какая у тебя роль в «ДЭКЕ»?

Ф. Г.: Выйти и сказать: «ДЭКА МОСКВА-А-А-А-А!!», нажать на кнопочку и пойти в зал с радиомикрофоном.

 То есть максимальная свобода?

А. Л.: Конечно, чтобы можно было, если что, убежать от Директора.

— Комбез, кроссовки и радиомикрофон — очень практичный образ! А что насчет эстетики «Дэки», она немного такая заброшенная: задворки дач, дрова какие-то — вообще дровяная эстетика.

А. Л.: Это то, что нас окружало, если не считать момента студийной работы, а именно когда Фил приезжал в Россию и жил на Николиной Горе, а я жил в Болшеве — это все деревенские локации. Музыка электронная, но мы старались сделать ее максимально деревянной, чтобы снейр звучал как удар топором по бревну. Это очень недооцененная эстетика.

Ф. Г.: Нам не нравится жизнь в ресторанах. Вот, например, песня «Мазут на асфальте» про дальнобойщиков, они едут по трассе Москва — Киев, и им сообщают, что трасса больше не работает, потому что разлился мазут на асфальте. Будь осторожен! Приходится искать другие пути и перенастраивать свою работу, свою ежедневность, свой хлеб.

— Вы устраиваете какое-то шоу в рамках «ДЭКИ»?

А. Л.: Мы стараемся освободить сцену, чтобы создать максимально концертное настроение.

Ф. Г.: Я очень много перемещаюсь по сцене, мне нужно движение.

А. Л.: В середине лайва появляется Котзи Браун или еще что-то происходит. Люди ожидают от нас другого, и когда начинается песня, то все удивляются. Филипп Горбачев и Obgon… и тут появляется песня!

— Ну, у тебя, Филипп, были песни и до этого.

Ф. Г.: Они все равно были про танцы.

— А «Дэка» не про танцы?

Ф. Г.: Любая хорошая музыка про танцы. Мне не нравится думать о музыке как о какой-то серьезной инсталляции. Музыка — это веселье прежде всего. В музыке не может быть никаких целей, кроме этого, потому что искусство в конечном счете не может изменить мир.

 Вам, должно быть, не очень по душе уход электронной музыки в Москве в сторону галерейности?

А. Л.: Для галерей у меня есть «Объект и среда», который там будет более уместен, чем в клубе.

Ф. Г.: Для меня любой клуб, в котором я выступаю, в каком-то смысле становится галереей, потому что начинал я как раз с этого — мне был очень важен момент звуковой и смысловой инсталляции. Рейв для меня — это масштабная инсталляция. Космические времена суток — это же не просто ты музыку играешь, это масштабное действие. «Дэка» никогда не выступит на «Урганте», а я бы хотел. Представьте, мы выходим и поем «Мазут на асфальте». Потому что у нас болит. Нам больно за то, что происходит вокруг. Стремно.

А. Л.: Если встать в День города в центре Москвы — они все кайфанут 100 %, они точно выложат это в инсту. Их жизнь поменяется!

Ф. Г.: Мы топорно-древесный постреггей на тачке!

 А тебе нравится быть афтепатийным артистом?

Ф. Г.: Я вообще счастлив, что меня воспринимают как артиста. Но я люблю, когда теряется ощущение времени. А это обычно происходит утром. У нас в «Дэке» есть семплы колокольного звона, я два года занимаюсь тем, что звоню в колокола в разных церквях. В шесть утра встал, в половину седьмого уже на колокольне. Звонить полчаса до службы — вполне сопоставимые ощущения с «Армой» в семь утра.

— Как ты попадаешь в колокольни?

Ф. Г.: Я звонарь, звоню тут в Никольском храме и в разных церквях. Я учился этому, и мне это нравится. Я ездил к особым мастерам колокольного звона в русскую глубинку, Александр Чайка был моим учителем, он мне показал приемы. В общем, «Дэка» — это группа Андрея Ли периода проекта «Объект и среда» и православного звонаря, а не электронный дуэт диджеев.

А. Л.: Ага, топориком все нарубили!

— Вы хотя бы пару концертов еще успеете дать?

А. Л.: Хотелось бы в «Зарядье» отыграть.

— В какой из климатических зон?

А. Л.: Во всех! Я по радио «Орфей» слышал, что там самые крутые в мире рояли стоят. Вот это Россия, вот это директорский подход!

Ф. Г.: На концертах мы показываем, мы не стоим. «Дэка» — это объединение двух самых концертирующих и гастролирующих проектов — Филипп Горбачев и Obgon, у нас все железо соединено на сцене в один мощнейший юнит! Пожалуйста — и октатреки, и современные приборы, мы сами кайфуем, что можем играть безо всяких компьютеров. Бочка «Дэки» — это не просто бочка, это бочка Obgon и PG, сведенная в одно так, что у народа просто коробки взрываются.

Один из моих любимых гигов был на «Системе». Там был такой саунд, что побольше бы фриков и… В идеале для меня «Дэка» на корабле каком-нибудь, который по Волге идет, и в Самаре в парке, и в боксе с колонками Funktion-One с четырех сторон, с цепями с потолка. На цепях — березовые колья, а них фрики качаются, и мы такие: «Мазут на асфальте!» Вот так мы хотим. Чтобы жир лился.

А. Л.: И чтобы Директор был доволен.

Ф. Л.: Чтобы даже не на платформах — на саблях танцевали!

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне
Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне «Я всегда готова уступить место внезапности»
Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне

Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне
«Я всегда готова уступить место внезапности»

«Интурист»: «Я рожден быть дедом»
«Интурист»: «Я рожден быть дедом» Женя Горбунов рассказывает про «Командировку», ругает молодежь и предсказывает будущее
«Интурист»: «Я рожден быть дедом»

«Интурист»: «Я рожден быть дедом»
Женя Горбунов рассказывает про «Командировку», ругает молодежь и предсказывает будущее

Биг Бейби Тейп: «Поэтов всегда щемили»
Биг Бейби Тейп: «Поэтов всегда щемили» Автор самого популярного российского рэп-альбома года — о «Gimme the Loot», перфекционизме и внимании со стороны органов
Биг Бейби Тейп: «Поэтов всегда щемили»

Биг Бейби Тейп: «Поэтов всегда щемили»
Автор самого популярного российского рэп-альбома года — о «Gimme the Loot», перфекционизме и внимании со стороны органов

Ssshhhiiittt!: «Я сдохну, а песни останутся»
Ssshhhiiittt!: «Я сдохну, а песни останутся» Вокалист ростовско-московской группы — о запретах концертов и сотне демозаписей
Ssshhhiiittt!: «Я сдохну, а песни останутся»

Ssshhhiiittt!: «Я сдохну, а песни останутся»
Вокалист ростовско-московской группы — о запретах концертов и сотне демозаписей

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Как провести последнюю неделю июля в Москве

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

«Основной инстинкт»

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Первая полоса

Как провести последнюю неделю июля в Москве
Как провести последнюю неделю июля в Москве 30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы
Как провести последнюю неделю июля в Москве

Как провести последнюю неделю июля в Москве
30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно Артем Макарский — о главном альбоме этого года
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Артем Макарский — о главном альбоме этого года

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт»Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт» Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной И другие гастрономические новости этой недели
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
И другие гастрономические новости этой недели

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед» Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе И ничего не забыть
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
И ничего не забыть

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно Рассказываем, как это было и что делать со штрафами
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Рассказываем, как это было и что делать со штрафами

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова Самую покупаемую книгу этого лета
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
Самую покупаемую книгу этого лета

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Как солить грибы
Как солить грибы Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно
Как солить грибы

Как солить грибы
Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Детские страхи: Как помочь ребенку
Детские страхи: Как помочь ребенку Отрывок из книги Натальи Ремиш
Детские страхи: Как помочь ребенку

Детские страхи: Как помочь ребенку
Отрывок из книги Натальи Ремиш

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року
В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року
В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року

В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року

Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Подпишитесь на рассылку