18 октября, понедельник
Нижний Новгород
Нижний Новгород
Войти

Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне «Я всегда готова уступить место внезапности»

Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне

22 июня у Катя Шилоносовой (NV) вышел второй сольный альбом «Для FOR» — сборник эмбиентных песен, частично придуманный во время концертов-импровизаций. Шилоносова прямо сейчас одна из самых востребованных на Западе российских музыкантов: в разработке у нее еще два сольных альбома, а летом она выступит на фестивале Sónar с новым проектом «Decisive Pink», которым она занимается вместе с Эйнджел Дерадуриан из группы Dirty Projectors. The Village попросил журналиста Артема Макарского связаться с Катей и узнать, что повлияло на ее новый альбом, чем заняться в летней Москве и как же ей все-таки удается все это успевать.

Текст

Артем Макарский

Кап, кап. «Скайп» в ожидании звонка звучит как китайская пытка водой — и ожидаемо не приносит ответа. Технологии в этот вечер против всего, поэтому я не удивляюсь, когда звонок по FaceTime обрывается, но при этом собеседник успевает сказать: «Алло?» — и складывается ощущение, что с тобой говорит твой компьютер. Разговор с Катей Шилоносовой происходит вопреки всему. То же самое произошло и с ее новым альбомом «Для FOR», который она сама называет своей самой нежной работой.

«Он, правда, случился вопреки всему, сам по себе», — говорит Шилоносова. «Если бы я планировала, то сделала бы все совершенно по-другому. Я бы выпустила сначала альбом вроде «Binasu», только с бóльшим количеством поп-песен. Потом бы выпустила какой-нибудь неадекватный альбом, с веселым, дерганым эмбиентом. Потом бы только села за такой. Но в итоге получилось все иначе. Просто естественным образом эти треки у меня получались быстрее, и я решила, что препятствовать этому нет никакого смысла. Как бы ты что ни планировал, я всегда готова уступить место внезапности».


Я даже не помню, как я пришла к идее трех букв — по-моему, случайно заметила, что одно слово на английский язык переводилось и состояло тоже из такого же количества букв


«Binasu», первый полноформатный сольный альбом Шилоносовой, привлек к ней много внимания: вышедший через три года после первого ЕР «Pink Jungle», он показывал, что с Шилоносовой за это время произошло очень многое. Если мини-альбом был ближе к буйной электронике тех лет, то альбом не походил ни на что современное. Наоборот, он прямо цитировал японскую поп-электронику 80-х, напоминал о том, что в то же время делали в Нью-Йорке, и при этом был глотком свежего воздуха. Конечно, NV говорила о том, что альбом был вдохновлен московским летом и снимала клип в электричке, но в ней изначально было что-то, что выбивало из контекста, не помещало его толком никуда, было нездешним и в то же время родным.

Тот самый клип в электричке на одну из песен с «Binasu»

«Для FOR» поначалу сбивает с толку — это десять минималистичных зарисовок, у каждой из которых название из трех букв, на русском и английском. «На мысль сделать названия песен на двух языках меня подтолкнуло то, что я одно время много слушала альбом Хироши Ишимуры „Green“, и там в каждом треке в названии были буквы „ee“. Это классная концепция, ассоциация художника, но при этом он еще тщательно подбирал слова. Я даже не помню, как я пришла к идее трех букв — по-моему, случайно заметила, что одно слово на английский язык переводилось и состояло тоже из такого же количества букв. Подумала: „Интересно, много ли таких слов“ — и выписала список. Маленький такой челлендж. „Звездный час“ сама себе устроила! Набралось довольно много. И я подумала: „Вау! Здорово назвать так альбом!“»

По словам Шилоносовой, «„Для FOR“ — это идеальное название для пластинки, потому что оно обобщающее и при этом интимное». «Но мое любимое название — это „Зря SEE“, это тоже шутка. В английском нет таких словообразующих деепричастных, естественно, а в русском есть. Поэтому „зря“ — еще и другое слово, но шутку поймут только русские, если вообще поймут, что это шутка». Хорошо, а что насчет минимализма?


Есть еще один огромный синтезатор, и я его почти никогда не достаю, он весит как вся моя жизнь. Его невозможно даже на стол поставить. Нужна помощь. Но я вот подкачаюсь и, наверное, смогу им пользоваться


«По большому счету там только один синтезатор. Я совсем обленилась. У меня на самом деле довольно много синтов, но есть два одинаковых: один большой, другой поменьше. И при этом у них немножко разные функции. Их я и использовала. Есть еще один огромный, и я его почти никогда не достаю, он весит как вся моя жизнь. Его невозможно даже на стол поставить. Нужна помощь. Но я вот подкачаюсь и, наверное, смогу им пользоваться. Пока что я не могу его даже с пола поднять. Называется Alpha Juno. Можно играть и на полу, но долго ноги затекают, неудобно. А вообще, там очень-очень много посторонних звуков: всякого стекла, флексатон есть, есть звенелки, ключи, стаканы, колокольчики. Ну и, естественно, маримба живая, настоящая».

А что такое флексатон? «Это такая железная хрень с двумя маллетами по бокам. Ты берешь эту штучку, хвост, кладешь в руку и большим пальцем прижимаешь пластину, начинаешь его трясти, пластину прижимаешь или отпускаешь, получается при натяжении металла разный тон, выше или ниже, звук специфический. Когда ее нагибаешь к железке, звук высокий, если отпустила, то низкий. Вот такой вот плавающий звук». (Катя достает флексатон и показывает принцип его работы, запись имеется в распоряжении редакции.)

«ГШ» — основная группа Шилоносовой. Изначально играла альтернативный рок в стиле 90-х на английском, потом перешла на русский и зазвучала как советский нью-вейв

Шилоносова говорит так, что мелкие детали, возникающие во время разговора, кажутся самыми важными — при редактировании потом будто бы пропадает весь ее характер, реплики, лишаясь иронии, становятся серьезнее, напряженнее. Разговор выходит расслабленным, словно это и не интервью вовсе: дело даже не в шапочном знакомстве с человеком, а в особом расположении. Впрочем, так везет не всем: журналисты часто задают ей одни и те же раздражающие вопросы. Чаще всего спрашивают, конечно, следующее: как ей удается играть в «ГШ», делать сольную музыку и работать над новым проектом с Эйнджел Дерадуриан («Ну как-как? Вот так!»), раньше работавшей с Dirty Projectors. Он будет называться как картина Кандинского, «Decisive Pink». С русским авангардистом, кстати, связана еще одна шутка на «Для FOR»: трек, в котором Катя поет текст Василия Васильевича, называется «Вас YOU» («Как Вася практически»). О чем спрашивают еще? О российской музыкальной сцене, о коллективе Scratch Orchestra, в котором она со многими другими участниками играла академическую музыку, о том, насколько на нее влияет родная Казань. Москва влияет все-таки побольше.

«Первые пять треков писались этой весной, быстро. Тогда была классная весна, март и апрель, помню, что было солнечно и какое-то у меня было хорошее настроение постоянно. Вообще, люблю Москву, весеннюю и летнюю. Просто обожаю! Тепло, классно, красивые закаты, небо и вообще все. Все же на альбоме написано в моей комнате: я люблю свою комнату и район, в котором живу. У меня окна выходят на офисы и на „Роскосмос“, а я адская сова и иногда ложусь спать в шесть утра. Туда уже приходит уборщица, включает свет и начинает убираться. Мне нравится это настроение, нравится, что у меня окна выходят на работающих людей, потому что я себя чувствую защищенной уютом, из-за того, что я знаю, что люди делом занимаются за окном. Одно дело, когда у тебя за окном все время сидят на лавочке и пьют, а другое дело, когда у тебя люди реально работают. Это приятно. Мне даже нравится, что они все выходят покурить вниз или ходят во „ВкусВилл“, покупают себе лимонадик, что-то еще».

В «ГШ» про Москву тоже не забывают

«А вообще, я люблю кататься по Москве летом на велосипеде. Это, может, банально прозвучит, но мне нравятся переулки, которые идут от Нового Арбата в сторону Патриарших. Мерзляковский, например. Там классное швейцарское посольство, одно из моих любимых зданий в Москве, обожаю его. Когда ты спускаешься вниз, к Новому Арбату, там тоже классно, всегда безлюдно, а когда ты его пересекаешь и едешь в сторону Пречистенки, там тоже прекрасно. Много баскетбольных площадок и можно везде петлять. Могу ходить там бесконечно, потому что даже дома, которые я пять тысяч раз видела и знаю их адреса, каждый раз на них смотрю и думаю: „Блин, какой же классный дом!“ Особенно классно в четыре-пять утра летом, когда уже светло, сумерки и нет людей».

Ничего в нашем разговоре с Шилоносовой не выдает в ней человека, который за последнее время дал больше интервью на английском языке, чем на родном (она жалуется, что произношение ее фамилии превращается в испытание для иностранных журналистов), у которого скоро будет тур по Японии, который недавно записывался с Николя Годеном из группы Air (на его сольном альбоме, возможно, теперь будет песня на русском), который делает премьеру нового проекта на фестивале Sónar (тот самый «Desicive Pink» с Эйнджел Дерадуриан) и только что прокатился в туре с Джоном Маусом. Наконец, и альбом вышел на нью-йоркском лейбле RVNG Intl., а его винил уже планируют отпечатывать повторно... Можно продолжать бесконечно. Конечно, не обойтись без вопроса: как к ней относятся на Западе?


Представляю себе бассейн «Чайка». Синий, красивый. Группа внизу, а люди наверху — при этом понимаю, что ничего не будет слышно, и в этом большая проблема. Но сама идея, что на музыкантов все сверху смотрят, мне кажется смешной. С другой стороны, может, начнут плеваться


«Всем все равно, откуда я. Обычно как бывает, ты с кем-нибудь разговариваешь, потом тебя вдруг спрашивают: „А ты откуда?“ — „Я из Москвы“. И у всех челюсть отпадает: „Что?! Из Москвы?!“ При этом все хотят в России побывать. После чемпионата начнут кататься к нам еще больше. Многие иностранные музыканты, почти все мои знакомые, мечтают сыграть в Москве, попасть в Россию в целом, потому что всем интересно, все думают, что это суперкрутая страна. Нет никакого предвзятого отношения или плохого отношения. Всем, наоборот, интересно, все прекрасно все понимают, что вокруг просто есть пропаганда и другие трали-вали. Люди же везде люди. Все похожи. Особой разницы нет, просто говоришь на другом языке, и все».

Ракушки и песок в клипе на одну из песен с «Для FOR»

29-летняя Катя — нетипичный русский музыкант. Из всего прочего в музыке она больше всего ценит мелодию, ей важно напеть свой трек, даже если это эмбиент, как на «Для FOR»: если не бывает песен без слов, то почему бы их не написать? У нее в работе еще два альбома, Шилоносова закончила третий — а за этот взялась, потому что песенный и инструментальный немного застопорились. Два своих самых популярных трека она записала из-за дедлайна от лейбла. Часть альбома появилась благодаря многочисленным импровизациям, в которых Катя участвовала и каждую из которых старательно перезаписала, отметив, впрочем, что это было «самым тупым занятием на свете». Она хочет сыграть концерт в бассейне — и, наверное, рано или поздно это произойдет: если в жизни происходит столько всего, то почему бы и не случиться концерту в бассейне?

«Представляю себе „Чайку“. Синюю, красивую. Группа внизу, а люди наверху — при этом понимаю, что будет ничего не слышно, и в этом большая проблема. Но сама идея, что на музыкантов все сверху смотрят, мне кажется смешной. С другой стороны, может, начнут плеваться. Я когда каталась в тур с Джоном Маусом, первый концерт был в Париже. Французы — милые чуваки, но в какой-то момент им некуда стало выливать свою энергию, они, так скажем, не хило отлетели, стали швырять стаканы с пивом на сцену. Они этим сильно задели чувства Джона, я не шучу, он был очень зол и даже не вышел на бис из-за этого. Поэтому по поводу плевков в музыкантов… Как говорил Канье Уэст, единственные два слова, которые вы можете сказать артисту, это „Thank you“. Пожалуй, все должны это запомнить».

Спасибо, Катя.

Во вторник, 10 июля, на основе пяти треков с альбома «Для FOR» выйдет короткометражный фильм режиссера Саши Кулака.


Обложка: Женя Филатова

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Катя Шилоносова — о Центральном доме архитектора и любимых городах
Катя Шилоносова — о Центральном доме архитектора и любимых городах Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге
Катя Шилоносова — о Центральном доме архитектора и любимых городах

Катя Шилоносова — о Центральном доме архитектора и любимых городах
Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге

26 альбомов лета
26 альбомов лета Новые релизы Канье Уэста, Арианы Гранде, «Синекдохи Монток» и других
26 альбомов лета

26 альбомов лета
Новые релизы Канье Уэста, Арианы Гранде, «Синекдохи Монток» и других

10 новых русских музыкантов
10 новых русских музыкантов «Котик», ɅAVA, «Шумные и угрожающие выходки», Margenrot, OFFMi и другие
10 новых русских музыкантов

10 новых русских музыкантов
«Котик», ɅAVA, «Шумные и угрожающие выходки», Margenrot, OFFMi и другие

Лиза Громова — о хоре, «Озерах» и дебютном альбоме
Лиза Громова — о хоре, «Озерах» и дебютном альбоме «Я предложила сделать что-то среднее между Кендриком Ламаром и Лорд. Из этого ничего не вышло»
Лиза Громова — о хоре, «Озерах» и дебютном альбоме

Лиза Громова — о хоре, «Озерах» и дебютном альбоме
«Я предложила сделать что-то среднее между Кендриком Ламаром и Лорд. Из этого ничего не вышло»

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Арт-директор Salut&Co Катерина Груздева — о любимой одежде

Артем Фейгельман — о проспекте Ленина, площади Комсомольской и тиндере нулевых у кинотеатра «Россия»

Винный бар Vins: новое атмосферное место для тех, кто хочет разобраться в вине и найти единомышленников

Редакция The Village вспоминает, какими были их страницы ВКонтакте

Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO

Первая полоса

Арт-директор Salut&Co Катерина Груздева — о любимой одежде
Арт-директор Salut&Co Катерина Груздева — о любимой одежде
Арт-директор Salut&Co Катерина Груздева — о любимой одежде

Арт-директор Salut&Co Катерина Груздева — о любимой одежде

Артем Фейгельман — о проспекте Ленина, площади Комсомольской и тиндере нулевых у кинотеатра «Россия»
Артем Фейгельман — о проспекте Ленина, площади Комсомольской и тиндере нулевых у кинотеатра «Россия»
Артем Фейгельман — о проспекте Ленина, площади Комсомольской и тиндере нулевых у кинотеатра «Россия»

Артем Фейгельман — о проспекте Ленина, площади Комсомольской и тиндере нулевых у кинотеатра «Россия»

Винный бар Vins: новое атмосферное место для тех, кто хочет разобраться в вине и найти единомышленников
Промо
Винный бар Vins: новое атмосферное место для тех, кто хочет разобраться в вине и найти единомышленников
Винный бар Vins: новое атмосферное место для тех, кто хочет разобраться в вине и найти единомышленников
Промо

Винный бар Vins: новое атмосферное место для тех, кто хочет разобраться в вине и найти единомышленников

Редакция The Village вспоминает, какими были их страницы ВКонтакте
Спецпроект
Редакция The Village вспоминает, какими были их страницы ВКонтакте Ностальгия по случаю пятнадцатилетия соцсети
Редакция The Village вспоминает, какими были их страницы ВКонтакте
Спецпроект

Редакция The Village вспоминает, какими были их страницы ВКонтакте
Ностальгия по случаю пятнадцатилетия соцсети

Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO
Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO
Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO

Художник Егор Плотников — про роль пейзажа в современном искусстве, поиск натуры и выставку «Вычитания» в FUTURO

Что смотреть и чем заняться на фестивале Beat Weekend 2021

Что смотреть и чем заняться на фестивале Beat Weekend 2021

Что смотреть и чем заняться на фестивале Beat Weekend 2021

Что смотреть и чем заняться на фестивале Beat Weekend 2021

Как выглядит коворкинг SHARE для айтишников
Промо
Как выглядит коворкинг SHARE для айтишников IT-кластер в центре Нижнего на триста пятьдесят рабочих мест
Как выглядит коворкинг SHARE для айтишников
Промо

Как выглядит коворкинг SHARE для айтишников
IT-кластер в центре Нижнего на триста пятьдесят рабочих мест

«Все равно, за что браться — главное, чтобы работа была интересна мне!»
«Все равно, за что браться — главное, чтобы работа была интересна мне!» Архитектор Станислав Горшунов — о важном и своих проектах в Нижнем
«Все равно, за что браться — главное, чтобы работа была интересна мне!»

«Все равно, за что браться — главное, чтобы работа была интересна мне!»
Архитектор Станислав Горшунов — о важном и своих проектах в Нижнем

Что изменилось в обновленном «Рекорде»
Что изменилось в обновленном «Рекорде» Новое культурное пространство на привычном месте
Что изменилось в обновленном «Рекорде»

Что изменилось в обновленном «Рекорде»
Новое культурное пространство на привычном месте

Неочевидный Нижний: любимые места городских гидов, о которых они не рассказывают на экскурсиях
Неочевидный Нижний: любимые места городских гидов, о которых они не рассказывают на экскурсиях
Неочевидный Нижний: любимые места городских гидов, о которых они не рассказывают на экскурсиях

Неочевидный Нижний: любимые места городских гидов, о которых они не рассказывают на экскурсиях

Я занимаюсь иппотерапией
Я занимаюсь иппотерапией О лечении лошадьми и работе с особенными детьми
Я занимаюсь иппотерапией

Я занимаюсь иппотерапией
О лечении лошадьми и работе с особенными детьми

Где поработать фрилансеру?
Где поработать фрилансеру? Нижегородские коворкинги с комфортными условиями
Где поработать фрилансеру?

Где поработать фрилансеру?
Нижегородские коворкинги с комфортными условиями

Авторский нижегородский декор: бетонные кашпо, алтарные вещи и ваза в форме коровьего вымени
Авторский нижегородский декор: бетонные кашпо, алтарные вещи и ваза в форме коровьего вымени
Авторский нижегородский декор: бетонные кашпо, алтарные вещи и ваза в форме коровьего вымени

Авторский нижегородский декор: бетонные кашпо, алтарные вещи и ваза в форме коровьего вымени

Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2
Спецпроект
Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2
Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2
Спецпроект

Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2

Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном
Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном
Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном

Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском?

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском?И почему важно сортировать мусор

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском?

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском? И почему важно сортировать мусор

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes
Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes Совместный гид The Village и газеты «Селедка» по Нижнему Новгороду / The Village and Seledka newspaper Nizhy Novgorod city guide
Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes

Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes
Совместный гид The Village и газеты «Селедка» по Нижнему Новгороду / The Village and Seledka newspaper Nizhy Novgorod city guide

Быть здоровым проще, чем вы думаете:
Спецпроект
Быть здоровым проще, чем вы думаете: простые привычки, которые будут под силу каждому (это работает!)
Быть здоровым проще, чем вы думаете:
Спецпроект

Быть здоровым проще, чем вы думаете:
простые привычки, которые будут под силу каждому (это работает!)

«Без усилий»: Как начать действовать
«Без усилий»: Как начать действовать И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав
«Без усилий»: Как начать действовать

«Без усилий»: Как начать действовать
И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав

Подпишитесь на рассылку