Московские рестлерши смотрят сериал «Блеск» Как женский рестлинг изменился с 80-х

Московские рестлерши смотрят сериал «Блеск»

29 июня на Netflix вышел второй сезон сериала «Блеск» — одного из самых популярных проектов стримингового сервиса. Это история создания первого телевизионного шоу с женским рестлингом — Gorgeous Ladies of Wrestling (GLOW, то есть «блеск»). Создательниц сериала Лис Флахайв и Карли Менш привлек сам сюжет о том, как в середине 80-х продюсер из богатой консервативной семьи и режиссер фильмов категории «Б» собрали дюжину актрис-неудачниц, женщин-каскадеров и просто девушек, желающих прославиться, научили их драться и сделали популярнейшее шоу. Но, кроме того, по словам Флахайв, они с Менш пытались понять, насколько на отношение к женщинам в 80-е повлияла деятельность популярного в 60-е и 70-е Движения за освобождение женщин (Women’s Liberation Movement): «Сработало ли это? Стало ли лучше?» Ответов на эти вопросы нет до сих пор, поэтому «Блеск» выходит в подходящее время. Но, конечно, сериал не только о феминизме, дружбе, любви и ненависти, но и о том, как женский рестлинг выглядел в свой золотой век. The Village пересмотрел первую серию «Блеска» с российскими рестлершами Полиной Никитиной и Евой Новак и попросил их рассказать о том, как женский рестлинг изменился с 80-х, почему туда стали брать не только актрис и как на матчи влияют личные отношения между спортсменками.

Полина Никитина «Мефисто»

Независимая федерация рестлинга (НФР)

Ева Новак

«Кейси»

Независимая федерация рестлинга (НФР)


Ева: В первой серии много внимания уделено первым тренировкам. Да, на них на самом деле учат делать кувырочки и бегать от канатов. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые новички даже не понимают, как делать кувырки. Вообще, в процессе тренировок отсеивается очень много людей. В моем наборе было человек 30. За первый месяц отсеялось около половины, а после нескольких месяцев я осталась одна. Люди, в принципе далекие от спорта, часто приходят к нам и не понимают, что такое рестлинг. Видят картинку, думают: «Ну, это просто, я тоже так могу». А им нужно иметь хорошую растяжку, быть сильными, выносливыми и так далее. Рестлерами становятся единицы.

Полина: В нашем рестлинге нет как такового режиссера, который отвечает за все, как Сэм Сильва в сериале. Обычно это группа людей: кто-то занимается звуком, светом, камерами и рингом, кто-то — сеткой матчей, кто-то отвечает на вопросы рестлеров, помогает развиваться, помогает с арсеналом. Но зрелищность выступления прежде всего зависит от опыта рестлера. Бывает, что на ринге срывается канат. Если бы был режиссер, который прописывает шоу до мелочей, то рестлеры бы схватились за головы, матч бы остановился, зрители были бы очень удивлены. Нетелевизионные рестлеры знают, как из такой ситуации выпутаться. Но в GLOW все действительно было прописано: на телевидении важны рейтинги.

Трейлер первого сезона GLOW

Ева: В сериале правильно говорится: «Вы будете играть рестлеров». То есть это просто актеры, которых научили чему-то из рестлинга — для картинки.

Полина: Я смотрела рестлинг 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годов. Расцвет пришелся на 50-е и 60-е, тогда все было чуть ли не серьезнее, чем сейчас. Раньше рестлинг был больше похож на борьбу, иногда очень болезненную. Там девушки реально боролись, били друг друга, отправляли в нокауты: выглядит жестко даже на черно-белых записях. В 80-е, с расцветом поп-культуры, атмосфера очень сильно изменилась. GLOW как раз про период становления зрелищного женского рестлинга. Тогда, как и говорится в сериале, упор делался на картинку, а не на спортивную составляющую. Каким бы ни был сюжет и сам бой, картинка всегда важнее.

Ева: В сериале персонажей для рестлерш придумывают, исходя из их особенностей: внешнего вида, расы или национальности. Такое действительно существует: например, есть американская рестлерша Лана, подчеркнуто пророссийская. В детстве она жила в Риге, вероятно, выучила там немного русский язык, это учитывали при создании ее персонажа. Но насильно никто никому образы не придумывает. Когда человек приходит на отбор WWE (World Wrestling Entertainment — главная американская компания, занимающаяся проведением рестлинг-матчей. — Прим. ред.), он показывает то, что чувствует, как себя видит, как себя преподносит. В сериале хорошо показано, что наличие актерского мастерства не дает никаких преимуществ. Да, нужно уметь быть открытым и не замыкаться в себе. Но для этого, во-первых, не обязательно быть актрисой, а во-вторых, это не делает тебя хорошим рестлером.

Пилотный выпуск оригинального GLOW: 80-е во всей красе

Полина: В оригинальном Glow две самых ярких представительницы были как раз Американа — прототип Либерти Белль, которую играет Бетти Гилпин, и Ниночка — прототип персонажа Элисон Бри, Зои Дестрои.

Ева: В 80-е и 90-е внешние данные и то, как человек себя преподносит, играли гораздо более важную роль — все действительно выглядели модельно-идеально. В конце серии режиссер Сэм Сильва представляет себе бой героинь как софт-порно на ринге. Сейчас от этого очень далеко ушли. Я этому рада. Потому выставлять рестлинг в неспортивном виде — ужасно. В современном рестлинге люди, конечно, продолжают обращать внимание на то, как выглядит человек, но уже с другой стороны: есть ли в нем что-то особенное, а не просто привлекательное. Но это совершенно необязательно. Если человек показывает хороший, качественный рестлинг, то он добьется успеха. В 80-е нужно было придумывать каждому рестлеру уникального персонажа, а сейчас мы понимаем, что каждый рестлер в любом случае уникален.

Полина: Есть еще такой момент, что сейчас просто красивой девушке, интересующейся рестлингом, не обязательно выходить на матч. Она может быть анонсером, менеджером, интервьюером, кем угодно. Любому человеку всегда найдется применение. А рестлер должен быть бойцом в первую очередь.

Ева: Сейчас это уже не имеет значения: телевидение, не телевидение, как идет, так и идет. Если матч проходит плохо, то тебя просто не увидят. Поэтому важно быть спортсменом в первую очередь. Потерялся на ринге, не знаешь, что тебе делать, паникуешь — тебе говорят: «Так, с тобой все ясно, иди тренироваться дальше». Еще люди по-разному реагируют на травмы. Если видно, что человек получил травму, например сломал руку, и сдается, то ее на ринге могут спокойно доломать. А если рестлер видит, что оппонент продолжает драться даже после травмы, то ему дадут довести матч до конца и, может быть, даже выиграть. Недавно я видела, как рестлер во время боя получил травму шеи: то ли сломал ее, то ли повредил позвоночник. Но он не остановился и в итоге завершил матч в свою пользу.

Полина: Тут двоякая ситуация. Если рестлер понимает, что в случае продолжения матча он усугубит свою травму, то ему никто слова не скажет. Но продолжить матч он все равно может — под свою ответственность.

Лана — одна из звезд современного рестлинга. До 17 лет жила в Риге, где училась на танцовщицу, потом переехала назад в США. В 2013 году попала в рестлинг в образе дипломата-международника с нарочитым русским акцентом. В итоге стала супругой рестлера Александра Русева, который, будучи, конечно же, болгарином Мирославом Барняшевым, изображает русского медведя: выступает в трусах с триколором, а на матчи приезжает на танке. На видео их свадьбу пытаются сорвать: как правильно подмечает одна из героинь GLOW, бывшая актриса сериала для домохозяек: «Рестлинг — это мыльная опера».


Зачастую получается, что девушки мужчин побеждают. Не всегда силой, но гибкостью, скоростью и хитростью


Ева: Если рестлеры находятся в плохих отношениях, то они, как и показано в сериале, просто не общаются. У нас есть правило: вне зависимости от того, любим мы друг друга или не любим, драться мы можем только на ринге. И то если разрешат. Нельзя после матча подойти к кому-то и ударить стулом по голове. Это подло. Драки за пределами ринга, впрочем, все равно случаются, такое было не раз.

Полина: Другой важный момент: какими бы ни были отношения между рестлерами, их нужно оставлять за рингом. Человек должен быть профессионалом. Во втором сезоне это обыгрывали: одна из героинь нанесла другой травму, сделала запрещенный прием, потому что они конфликтовали. Такое обычно сразу заметно. К этим людям, как правило, применяются меры, вплоть до запрета участвовать в любых шоу. Никто не захочет поддерживать рестлера, травмирующего других людей. Это работает и в другую сторону: как бы мы с Евой ни дружили, на ринге мы будем бить друг друга в полную силу.

Ева и Полина и правда часто сходятся на ринге

Ева и Полина и правда часто сходятся на ринге

Ева: Еще тут есть воспитательный момент: приходят новички, смотрят на рестлеров, а те вдруг ни с того ни с сего начинают драться. Чему тогда научатся новички? Начнут бить друг друга, ничего не умея, и поубивают к чертовой бабушке?

Полина: В сериале очень хорошо показано, что все персонажи — яркие личности и на ринге, и за его пределами. Хоть рестлинг — спорт индивидуальностей, в большинстве ситуаций они вели себя как одна команда, которая делает общее дело. Тем более что они делают телешоу: один спор, один неудачный бой — и все, рейтинги упали, шоу закрывается. Это вопрос выживания. Сериал хорошо показал, как был устроен рестлинг тогда, какие использовались приемы, какая была стилистика. Актрисы проходили обучение у настоящих рестлеров, как драться так, чтобы не травмировать себя, и это видно. С технической точки зрения претензий к сериалу нет.

Ева: Рестлинг с 80-х очень усложнился. И это большая проблема. Людям надоедает смотреть одно и то же. В сериале часто использовался прием monkey flip. Тогда он казался сложным, но на самом деле он относительно простой и безопасный. В оригинальном GLOW я видела неприятный момент, как девушка, которая делала более сложный sunset flip, прямо на ринге вывернула себе локоть. Теперь это базовый прием. Сейчас круто — тройное сальто, прыжок с третьего каната за ринг: очень травмоопасно, практически убийственно. Хотя люди вообще-то иногда травмируются на совсем простых вещах. Можно травмироваться, сделав неудачный кувырок — у нас так одна девочка на тренировке связку на ноге порвала. Хотя это даже не прием.

Полина: Как со спецэффектами: в 80-х они были карикатурными, а сейчас практически неотличимы от реальной жизни. Другое дело, что человеческое тело все же ограничено в возмоностях, это не компьютер, и с 80-х оно не сильно поменялось.

Ева: Но фанатам думать о таком неинтересно. Им нужно что-то мегакрутое. Какой-нибудь прыжок с третьего каната, во время которого рестлер делает два с половиной оборота и падает на оппонента. Так не каждый может. Но если все научатся делать такой прием, а это, возможно, рано или поздно произойдет, то придется придумывать что-то новое, более убийственное. И это может привести к тому, что рестлинг станет настолько опасным видом спорта, что его перестанут показывать. Люди уже умирают на ринге, причем из-за простых вещей.


Во времена GLOW женщин в рестлинге использовали как картинку: вот, мол, посмотрите, они тоже могут драться. Им никогда не давали возможности раскрыться


Полина: В 80-е годы упор в рестлинге был на больших, накачанных мужчин: всем известный Халк Хоган, Джордж Стил. Последний не был в сильно хорошей физической форме, но был очень большим и вел себя как зверь: волосатый с ног до головы, подушки зубами разрывал. Но людям нравилось, они были готовы платить за это деньги. Сейчас есть много категорий рестлинга: появились, например, легковесы, которые тоже в хорошей форме, но просто меньше обычных рестлеров, зато они выполняют акробатические трюки. Раньше такое никому не было интересно.

Ева: Сейчас, может быть, из-за феминизма популярен межгендерный рестлинг. Люди не понимают: «Ну как так, парень бьет девушку, это же неправильно». Но зачастую получается, что девушки мужчин побеждают. Не всегда силой, но гибкостью, скоростью и хитростью.

Полина: Различия в мужском и женском рестлинге в приемах и тактике боя — силовые. Как-никак мужчины в основном сильнее женщин, в них это заложено генетически. Мужчины делают больше бросков с плеч: например, когда рестлер поднимает оппонента своего веса или больше на вытянутых руках и бросает его на ринг. Но у женщин больше скорости, прыгучести, легковесные приемы у них получаются лучше: перехваты, закруты, кувырки.

Ева: Во времена GLOW женщин в рестлинге использовали как картинку: вот, мол, посмотрите, они тоже могут драться. Им никогда не давали возможности раскрыться. И, скорее всего, тренировки тогда были в основном про то, как создать симпатичную картинку. Сейчас все серьезнее. Иногда смотришь бой и думаешь, что у многих мужиков так не получится драться. Плюс акцент делается на то, что женщины разные. Раньше была такая рестлерша Чайна, и она была просто огромной. Брала мужиков, выбрасывала их за ринг — по тем временам это было очень круто. Сейчас есть маленькие хрупкие девочки, которые делают много гимнастических элементов; есть сильные женщины, которые могут действительно поднять на руки кого-то и бросить; есть такие, как я: изначально я занималась карате, у меня хорошая ударная техника, я это использую. Да, я небольшая по комплекции, мне тяжело поднять другую девушку, не говоря уже о мужчинах.

Полина: С середины 2000-х рестлинг перестал быть развлекательным и снова стал спортивным. С одной стороны, рестлинг, как в GLOW, хорош, потому что о том, что такое рестлинг, узнало много людей. С другой — они увидели рестлинг не как спорт, а как какую-то гламурную драку девочек-актрис. Поэтому, наверное, сейчас рестлинг все же интереснее.


Обложка: Netflix

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

16 самых ожидаемых сериалов лета
16 самых ожидаемых сериалов лета Новые экранизации Стивена Кинга и Тома Клэнси, а также очередные супергерои Marvel
16 самых ожидаемых сериалов лета

16 самых ожидаемых сериалов лета
Новые экранизации Стивена Кинга и Тома Клэнси, а также очередные супергерои Marvel

«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри
«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри Журналист Артем Макарский — о фильме, в котором любовь проиграла
«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри

«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри
Журналист Артем Макарский — о фильме, в котором любовь проиграла

«Трудности перевода» Софии Копполы
«Трудности перевода» Софии Копполы Кинокритик Маша Бессмертная — о фильме, открывшем миру Скарлетт Йоханссон и перезапустившем карьеру Билла Мюррея
«Трудности перевода» Софии Копполы

«Трудности перевода» Софии Копполы
Кинокритик Маша Бессмертная — о фильме, открывшем миру Скарлетт Йоханссон и перезапустившем карьеру Билла Мюррея

Московские рестлеры 
Московские рестлеры  О боли, запрещенных приемах и образе фейса
Московские рестлеры 

Московские рестлеры 
О боли, запрещенных приемах и образе фейса

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?