26 мая, четверг
Москва
Войти

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро» С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»

«Меня всегда умиляла приписка „+ все хиты“, которая обычно красуется на афишах разных мало востребованных артистов. Чувствуется в ней и жалобность, и смирение, — говорит Константин Сперанский из „Макулатуры“ в ответ на мой вопрос о том, зачем группе на 13-м году существования вдруг понадобился сборник лучших хитов, озаглавленный „Избранное“. — Было еще такое радио „Хит FM“, которое вручало премию „Стопудовый хит“. Но наши хиты, за которые мы сами себя премировали, — это что-то антинародное».

Это, в общем, и правда напрашивалось. Антинародность тут, скорее, в другом: несмотря на относительную популярность, дуэт Сперанского и Евгения Алехина всегда оставался штукой в себе, особенно для новичка. Их вроде бы понятный литературоцентричный «реп» через «е», как они сами это называют, с годами как будто бы не сильно менялся, но потеряться в обширной дискографии все равно было легко — шутка ли, 11 альбомов (включая один микстейп), 12-й на подходе. «Избранное» — это такой definitive edition, 34 песни, подобранные, по словам Алехина и Сперанского, как сет-лист для идеального концерта.

МУЗЫКА

Евгений Алехин и Константин Сперанский оценивают все десять альбомов «Макулатуры»

Читать 

Часть старых песен подтянули по звуку — «чтоб треки можно было слушать в одном плейлисте», еще одна — «Нутро» — новинка, анонсирующая как раз 12-й альбом группы, который должен выйти в конце февраля. (Продюсером новой записи стал Феликс Бондарев, сотрудничеством с которым отмечены два, пожалуй, самых впечатляющих альбома «Макулатуры» — «Сеанс» и «Пляж». «Нутро» в версии для «Избранного», впрочем, сделана без его участия.) В поддержку «Избранного» группа выпустила клип на «Нутро», снятый режиссером Павлом Касевичем, постоянным автором видео, в частности, для Славы КПСС и Замая. Черно-белая минималистичная вещь, вдохновленная советскими режиссерами — параллельщиками: статичные монохромные пейзажи окраин Москвы, которые разрезает человек на велосипеде. «У меня появилась идея для клипа, и я сразу понял, что хочу делать его для „Макулатуры“, — вспоминает Касевич, — что именно их музыка идеально ляжет».

Мы попросили Касевича рассказать о работе над клипом, а Сперанского и Алехина — о том, как делался сборник «Избранное».

Павел Касевич (jerusalemsky)

режиссер

Мне нравится чередовать проекты, в которых есть бюджет и сложное планирование с вот такими — когда ты просто взял камеру и пошел вдвоем с артистом снимать. Это две параллельные реальности в мультивселенной режиссуры клипов. Первый съемочный день прошел великолепно, мы с Лешей Мельниковым, который играет Велосипедиста, гуляли, пили суровый мужской фильтр-кофе и *** [болтали] обо всем на свете, а в перерывах я снимал, как он катается на велосипеде. А вот вторая смена была в жанре survival horror, потому что был 20-градусный мороз: снял дубль — и зашел греться, а эта опция не везде была предусмотрена. Так что я уже фиксировал подвиг полярника на велосипеде, благо во второй день нам надо было снять меньшую часть.

— Для клипа с самого начала выбрали именно эту песню?

— У меня появилась идея для клипа, и я сразу понял, что хочу делать его для «Макулатуры», что именно их музыка идеально ляжет. Поэтому написал Косте, с Женей я еще не был знаком, и он с кайфом согласился. Как пел Розенбаум, «на фарт мне кинули фуфло, потом поехало-пошло», только мне кинули не фуфло, а роскошную песню. Которую я выбрал из двух, она была длиннее хронометражем, что потенциально сложнее для клипа, но понравилась сильнее и как слушателю, и с точки зрения синергии с моей идеей для клипа.

— Вот это черно-белое, почти статичное (камеру, по-моему, там раза два со штатива снимают) решение продиктовано скорее финансовыми ограничениями или настроением самой песни? Или и тем и другим?

— Два раза? Вроде вообще не снимают, надо пересмотреть, блин, может, упустил! Изображение тут играет ключевую роль, конечно, бюджет вообще не роляет. Я как-то познакомился с творчеством некрореалистов и авторов советского параллельного кино: Евгений Юфит, братья Алейниковы, Борис Юхананов и Эдуард Шелганов. Они мне сильно понравились, я подумал, что это невозможно смотреть, но наверняка круто снимать. Так закралась мысль адаптировать эту эстетику под клип. Я попробовал это в «Аборигене» для Замая, но там у трека совсем другая динамика, так что совсем в нее уйти не получилось бы. А тут самое оно. Изначально я вообще хотел сделать всю историю только из общих монохромных планов, и такая версия существует, но я ее никому не показывал — так бывает, сделал все как хотел, а пальто в итоге не то. Поэтому пересобрал с щепоткой портретов. Песня, на мой взгляд, с клипом сочетаются, так что не пришлось подгонять одно под другое. Что бывает редко, обычно тебе артист кидает трек, и ты на него что-то придумываешь. А тут сложилось иначе, и все довольны, надеюсь, не в последний раз.

— Откуда взялся этот образ вообще — чувак едет на велике, разрезая кадр надвое?

— Ниоткуда, гулял в своих мыслях, и мне пришла в голову эта история — просто чел едет на велике зимой, черное пятно на белом полотне. Я даже придумал сюжет, что, мол, он этот велик ворует, обрезает цепь, и дальше еще несколько событий по ходу дела происходят, но быстро понял, что это вообще лишнее. То есть тут есть сюжет, но он не лобовой, возможно, даже не читаемый, но есть.

— Где снимался клип? Окрестности Речного?

— У меня есть целый ряд клипов, где я гуляю по Москве с кем-то и что-то снимаю. Так было с уже упомянутым «Аборигеном» и с двумя клипами для группы Skookiny Deti. Я очень люблю Москву, обожаю по ней гулять и запечатлевать какие-то здания, места, районы-кварталы, жилые массивы.

Тут я хотел так сделать с Тимирязевским районом, но оказалось, что там не ко всем локациям, на которых хотелось бы поснимать, можно добраться, и тем более не везде можно проехать на велике. Так что пришлось добавить заезженное всеми Чертаново (тоннель), но там я конкретнейше надеялся, что оно не будет узнаваться, так как в кадре по большей части собственно дорога. И еще я вспомнил про Речник, да, я его хотел снимать в другом клипе, но там не срослось, не подходило место. А тут он идеально вписался.

Константин Сперанский, Евгений Алехин, «Макулатура»

Алехин: Клип — супер. Вроде Паша с Костей как-то это устроили, я до того дня не знал о Пашином существовании, но, оказалось, он поставил «Абориген» и снялся в нем. Великий гений.

Сперанский: Давно хотел, чтобы Паша нам снял, а ему, как и всем высоким художникам, дано видеть будущее — и вот в пору готовящегося релиза он предложил сделать видеоклип. Это идеальный для меня формат — когда отстраненно проплывают равнодушные, брутальные или прекрасные (как в нашем клипе «Счастье» или вот скоро будет в новом, на песню «Океан») пространства, и в них кое-как барахтается герой без особой биографии. Ну и поклон стилистике советского кино — прекрасный ход, очень соответствующий духу трека.

— У вас же вообще много клипов. Какие-то особые отношения с этим форматом?

А.: Не знаю, что значит много. Вроде пару штук в год делаем. Надо ж чем-то заниматься, не?

С.: Почти все клипы сделал Женя, я только спродюсировал клип «Счастье», который нам сняла Рита Филиппова в благословенном 2015-м, поэтому сейчас от него веет невозвратимым теплом, почти утопическим. Мне больше нравится пересматривать наши концертные архивные видео, например, это, с концерта зимой-2011 в клубе «Демократия», кажется, когда я так напился водки, что мог только перебивать Женю и блеять в микрофон, утыкаясь мутными глазенками в бумажку, на которой расплывался текст.

— Альбом хитов, с чего бы это вдруг?

А.: Замай сказал, что пора. Я бы не догадался, еще Суперборис (клавишник и соратник группы. — Прим. ред.) поддержал.

С.: Давно пора было это сделать. Меня всегда умиляла приписка «+ все хиты», которая обычно красуется на афишах разных мало востребованных артистов. Чувствуется в ней и жалобность, и смирение. Было еще такое радио «Хит FM», которое вручало премию «Стопудовый хит». Но наши хиты, за которые мы сами себя премировали, — это что-то антинародное.

— По какому принципу отбирали песни?

А.: Я прикинул, какой бы концерт хотел сыграть. Потом уточнил у Кости, что-то подредактировал на его вкус.

С.: Там «Смерть героя» по настоянию Жени есть, хотя мне от своего куплета физически плохо: как можно было такой кал придумать и так обойтись с хорошей песней? А так, да, воображали, каким бы мог быть идеальный концерт — песни должны и самого тебя подначивать.

— Почему решили треки расставить в алфавитном порядке, а не как-то по-другому?

А.: Они так в папке лежали, и я решил, что это хороший варик.

С.: Да, парадоксальным образом алфавитный порядок снова сработал, как на «9 рассказах» — все-таки великие умы упорядочивали буквы, есть в этом строю отдельная поэзия.

— Мы с вами переслушивали пару лет назад всю дискографию «Макулатуры», теперь, надо думать, вы погрузились в это дело куда глубже. Какие ощущения были в этот раз? Открыли что-то для себя с другой стороны?

А.: Открыл, что бог репа не столько друг мне, но хозяин.

С.: Ни о чем не жалею, кроме того, что никак не смоделировать тот день, когда кассета с best of… «Макулатуры» будет лежать за занесенной снегом витриной в каком-нибудь киоске рядом с кассетами избранного DJ BoBo и ICE MC.

Обложка: «Макулатура»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Евгений Алехин и Константин Сперанский оценивают все десять альбомов «Макулатуры»
Евгений Алехин и Константин Сперанский оценивают все десять альбомов «Макулатуры» «Я могу исполнить оба альбома, но сопереживания уже нет. Просто думаешь: „*****, откуда это взялось, как это можно было написать?“»
Евгений Алехин и Константин Сперанский оценивают все десять альбомов «Макулатуры»

Евгений Алехин и Константин Сперанский оценивают все десять альбомов «Макулатуры»
«Я могу исполнить оба альбома, но сопереживания уже нет. Просто думаешь: „*****, откуда это взялось, как это можно было написать?“»

Адвокат Гнойного и Оксимирона: «Самый гениальный — Замай»
Адвокат Гнойного и Оксимирона: «Самый гениальный — Замай» «У меня есть догадки, почему Мирона отпустили просто так, а Славу хотели посадить на семь суток»
Адвокат Гнойного и Оксимирона: «Самый гениальный — Замай»

Адвокат Гнойного и Оксимирона: «Самый гениальный — Замай»
«У меня есть догадки, почему Мирона отпустили просто так, а Славу хотели посадить на семь суток»

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Первая полоса

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями Avito и новый L'Occitane
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Avito и новый L'Occitane

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

Подпишитесь на рассылку